Решение №АБ/393/24 РЕШЕНИЕ о нарушении антимонопольного законодательства по дел... от 31 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о нарушении антимонопольного законодательства по делу

№ 012/01/14.2-984/2023

«31» января 2024 года г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения оглашена: «19» января 2024 года Полный текст решения изготовлен: «31» января 2024 года

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации в составе:

<…> – заместитель руководителя-начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, председатель Комиссии,

<…> – главный государственный инспектор отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии,

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии, рассмотрев дело № 012/01/14.2-984/2023 в отношении ООО «Газ Сфера» по признакам нарушения статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в распространении ООО «Газ Сфера» предложения-оферты на заключение договора ТО ВКГО на территории Республики Марий Эл при отсутствии соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутриквартирного газового оборудования с газораспределительной организацией, в отсутствии лиц, участвующих в рассмотрении дела, надлежащим образом

извещенных о дате, времени, месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

Дело № 012/01/14.2-984/2023 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в отношении ООО «Газ Сфера» по признакам нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, выразившегося в распространении ООО «Газ Сфера» предложения-оферты на заключение договора ТО ВКГО на территории Республики Марий Эл при отсутствии соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутриквартирного газового оборудования с газораспределительной организацией.

Комиссией Марийского УФАС России в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции 20.12.2023 вынесено заключение об обстоятельствах дела.

Лица, участвующие в рассмотрении дела, надлежащим образом извещены о дате, времени, месте рассмотрения дела, явку своих представителей на заседание комиссии не обеспечили.

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) поступили обращения от 02.06.2023 вх. № 3989/23, направленное в порядке переадресации из прокуратуры города Йошкар-Олы, от 30.05.2023 вх. № 3904-ЭП/23, направленное в порядке переадресации из Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, о распространении ООО «Газ Сфера» предложения-оферты на заключение договора ТО ВКГО на территории Республики Марий Эл.

Из представленных документов следует, что жителям Республики Марий Эл в почтовые ящики многоквартирных жилых домов поступает предложение-оферта следующего содержания:

 

Марийским УФАС России ООО «Газ Сфера» 30.06.2023 выдано предупреждение №012/01/14.2-585/2023 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции в связи с распространением ООО «Газ Сфера» предложения-оферты на заключение договора ТО ВКГО на территории Республики Марий Эл. ООО «Газ Сфера» в течение трех дней с момента исполнения предупреждения надлежало сообщить в Марийское УФАС России о его выполнении.

ООО «Газ Сфера» письмом от 18.08.2023 вх. №5977/23 сообщило об исполнении выданного предупреждения путем прекращения распространения на территории Республики Марий Эл предложения-оферты на заключение договора ТО ВКГО.

Письмом от 09.10.2023 вх. №7193-ЭП/23 ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» сообщило о распространении ООО «ГазСфера» предложения-оферты на заключение договора ТО ВКГО на территории Республики Марий Эл по состоянию на октябрь 2023 года, в том числе представило листовки, распространяемые ООО «ГазСфера» с предложением-офертой на заключение договора ТО ВКГО на территории Республики Марий Эл.

Марийское УФАС России пришло к выводу о невыполнении ООО «Газ Сфера» предупреждения антимонопольного органа от 30.06.2023.

Приказом от 08.11.2023 № 213/23 возбуждено дело №012/01/14.2-984/2023 по признакам нарушения статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в распространении ООО «Газ Сфера» предложения-оферты на заключение договора ТО ВКГО на территории Республики Марий Эл при отсутствии соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутриквартирного газового оборудования с газораспределительной организацией.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Главой 2.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.

В силу статьи 14.2 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

  1. качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
  2. количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;
  3. места производства товара, предлагаемого к продаже изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;
  4. условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

Порядок заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию ВКГО установлен Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства РФ №410 от 14.05.2013 (далее – Правила №410).

В соответствии с абзацем 4 пункта 7 Правил №410 (в редакции, действовавшей до 01.09.2023) специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Также в соответствии с пунктом 1 Правил №410 (в редакции, действовавшей до 01.09.2023) под специализированной организацией понималась организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем. По договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заказчик и исполнитель не могут быть одним и тем же лицом (пункт 6 Правил №410 (в редакции, действовавшей до 01.09.2023).

По состоянию на 30.06.2023 момент выдачи предупреждения ООО «Газ Сфера», работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на территории Республики Марий Эл оказывала газораспределительная организация ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола», а также иные специализированные организации: ООО «Тепло 112», ООО «ПО Газсервис», ООО «Марстройгаз», ООО «ГазТеплоСтрой».

Марийским УФАС России установлено, что ООО «Газ Сфера» в ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» о заключении соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутриквартирного газового оборудования не обращалось. Следовательно, такое соглашение у ООО «Газ Сфера» отсутствовало. 

Таким образом, ООО «Газ Сфера» не вправе оказывать услуги по техническому обслуживанию ВКГО на территории Республики Марий Эл при отсутствии соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутриквартирного газового оборудования с газораспределительной организацией.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.05.2023 №859 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу подпункта "ж" пункта 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. №1091» в Правила №410 внесены изменения, из которых следует, что обязанность по проведению работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования могут с 01.09.2023 выполняться только газораспределительной организацией.

Так, в соответствии с Правилами №410 (в редакции, действующей с 01.09.2023) специализированная организация - соответствующая требованиям, установленным настоящими Правилами, газораспределительная организация, осуществляющая транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования, а также осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) с соблюдением требований, установленных законодательством о газоснабжении в Российской Федерации. В соответствии с пунктом 6 Правил №410 (в редакции, действующей с 01.09.2023) работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), заключенных между заказчиком и исполнителем по типовым формам договоров, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Таким образом, с 01.09.2023 ООО «Газ Сфера» не вправе оказывать услуги по техническому обслуживанию ВКГО на территории Республики Марий Эл, поскольку не является газораспределительной организацией.

Направление жителям Республики Марий Эл предложения-оферты на заключение договора ТО ВКГО в форме квитанции об оплате данных услуг, вводит потребителей в заблуждение относительно тех обстоятельств, которые способны оказать влияние на потребительский выбор, так как создает у потребителя ложную убежденность в том, что квитанция подлежит обязательной оплате, а также необходимости заключения договора со специализированной организацией, услуги которой подлежат оплате по полученной квитанции.

Для признания действий определенного лица недобросовестной конкуренцией должна быть установлена совокупность условий, а именно: соответствующие действия должны совершаться хозяйствующими субъектами – конкурентами; они должны быть направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; эти действия причинили или могут быть способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту – конкуренту либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).

Марийским УФАС России установлено, что действия ООО «Газ Сфера» по направлению жителям Республики Марий Эл предложения-оферты на заключение договора ТО ВКГО в форме квитанции направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, способны причинить вред и ущерб как газораспределительной организации ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола», так и иным лицам, оказывающим до 01.09.2023 услуги ТО ВКГО до 01.09.2023.

Таким образом, в рассматриваемом случае действия ООО «Газ Сфера» направлены на необоснованное получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат требованиям действующего законодательства, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости, являются актом недобросовестной конкуренции и нарушают требования статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела № 012/01/14.2984/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о том, что действия ООО «Газ Сфера» являются нарушением статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с распространением ООО «Газ Сфера» предложения оферты на заключение договора ТО ВКГО на территории Республики Марий Эл при отсутствии соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутриквартирного газового оборудования с газораспределительной организацией, в отсутствие статуса газораспределительной организации.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

На момент принятия решения антимонопольным органом установлено, что в настоящее время ООО «Газ Сфера» предложение-оферта на заключение договора ТО ВКГО на территории Республики Марий Эл не распространяется.

На основании изложенного, комиссией установлено, что оснований для выдачи предписания ООО «Газ Сфера» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 14.2, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, статьей 49, статьей 50, статьей 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

Признать в действиях ООО «Газ Сфера» факт нарушения статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном распространении ООО «Газ Сфера» предложения оферты на заключение договора ТО ВКГО на территории Республики Марий Эл при отсутствии соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутриквартирного газового оборудования с газораспределительной организацией, в отсутствие статуса газораспределительной организации.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Председатель Комиссии                                                                            

Члены Комиссии                                                                                         

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны