Определение №ОЕ/4168/23 определение о возбуждении дела № 012/05/28-702/2023 в отноше... от 3 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 012/05/28-702/2023 И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ

 

«03» августа 2023 года г. Йошкар-Ола

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя – начальник отдела Марийского УФАС России <...>, рассмотрев материалы по факту распространения в эфире «Радио России» рекламы следующего содержания: «Альфа-Банк расширил условия по семейной ипотеке и снизил ставку до пяти с половиной процентов на покупку квартиры или дома успейте оформить в марте АО Альфа банк» в марте 2023 года,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в ходе проведения осмотра рекламы установлен факт распространения в марте 2023 года в эфире «Радио России» рекламы следующего содержания: «Альфа-Банк расширил условия по семейной ипотеке и снизил ставку до пяти с половиной процентов на покупку квартиры или дома успейте оформить в марте АО Альфа банк», содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования является АО «Альфа-Банк» и услуга предоставления ипотеки с процентной ставкой до пяти с половиной процентов.

Проанализировав содержание спорной информации, способы её размещения и распространения, Марийское УФАС России пришло к выводу, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Однако существенная информация (сроке, сумме вклада, порядке начислении процентов, возможности досрочного снятия денежных средств, иные) в рекламе отсутствует.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В рассматриваемой рекламе сведения, влияющие на выбор потребителя, такие как процентные ставки в зависимости от сроков и суммы, иные условия предоставления финансовой услуги, не приводятся.

Таким образом, в рекламе указана только наиболее привлекательная информация (процентная ставка до пяти с половиной процентов), иная же информация, которая влияет на выбор потребителей и имеет существенное значение, в рекламе не указана.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Марийским УФАС России в адрес ФАС России направлено ходатайство о наделении полномочиями по рассмотрению дела о рекламе.

Письмом ФАС России от 31.07.2023 вх. № 5561-ЭП/23 Марийское УФАС России наделено полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Марийским УФАС России установлено, что рекламодателем является АО «Альфа-Банк».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольными органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № 012/05/28-702/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Назначить дело № 012/05/28-702/2023 к рассмотрению на 23 августа 2023 года в 10 часов 30 минут (по Московскому времени) в помещении Марийского УФАС России, по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.

3. Признать лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения: АО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971, ОГРН 1027700067328, адрес места регистрации: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27).

4. АО «Альфа Банк» в срок до 18 августа 2023 года представить в Марийское УФАС России следующие документы и сведения (с сопроводительным письмом, где указываются в качестве приложений все запрошенные документы):

  • информацию о том, кто является рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем указанной информации с учетом статьи 3 Закона о рекламе (с приложением подтверждающих документов);

  • копии договоров, заключенных с рекламораспространителями, рекламопроизводителями, устанавливающих условия, сроки, период распространения, изготовления рекламы;

  • указать период распространения рассматриваемой рекламы;

  • копию договора оказания услуг предоставления ипотеки с процентной ставкой до пяти с половиной процентов (без указания персональных данных);

  • условия предоставления семейной ипотеки, реклама которой рассматривается в рамках настоящего дела;

  • признаете ли Вы нарушение законодательства о рекламе в соответствии с обстоятельствами, приведенными в настоящем определении? Представить письменные пояснения;

  • информацию о стоимости услуг по доведению Вами до потребителей рекламной информации «Альфа-Банк расширил условия по семейной ипотеке и снизил ставку до пяти с половиной процентов на покупку квартиры или дома успейте оформить в марте АО Альфа банк». Приложить документальные доказательства (договор, счет на оплату, акт выполненных работ и др.);

  • распространяется ли рассматриваемая реклама в настоящее время? Представить подтверждающие сведения и документы;

  • иные сведения и документы, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.

 

Сообщаем, что Вы вправе принять участие в заседании комиссии посредством удаленного доступа через программу «TrueConf» по ссылке https://fas1.tconf.rt.ru/c/8154177456.

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

Информацию об участии в рассмотрении дела посредством удаленного доступа необходимо сообщить в Марийское УФАС России по телефону 8 (8362) 41-76-21.

 

 

Заместитель руководителя управления - начальник отдела

 

 

 

 

 

2023-4843

 

 

Связанные организации

АО "АЛЬФА-БАНК"
ИНН 7728168971, ОГРН 1027700067328