Протокол, выписка из протокола №ГЕ/4339/23 протокол в отношении С. от 16 августа 2023 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРОТОКОЛ № 012/04/7.30-729/2023

об административном правонарушении

16 августа 2023 года г. Йошкар-Ола,

ул. Волкова, д. 164, каб. № ___

 

Настоящий протокол об административном правонарушении составлен по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ ведущим специалистом- экспертом отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Марийского УФАС России <...> в соответствии со статьями 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) по факту размещения (формирования) в Единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона на поставку бензина и дизельного топлива (извещение в ЕИС http://zakupki.gov.ru № 0108500000423000125) с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в отношении главного специалиста отдела закупок ГБУ РМЭ «Йошкар-Олинская городская больница» <...>:

 

дата и место рождения: <...>;

гражданство: Российская Федерация;

документ, удостоверяющий личность: паспорт серия <...><...> выдан <...>;

место регистрации (жительства): <...>;

сведения об иждивенцах: нет;

сведения о совершении ранее административных правонарушений:______________

 

Место, время совершения и событие административного правонарушения.

Заказчиком (ГБУ РМЭ «Йошкар-Олинская городская больница»), Уполномоченным органом (Комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Марий Эл) проводился открытый аукцион в электронной форме на поставку бензина и дизельного топлива (0108500000423000125).

1. Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В рамках рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что в описании объекта закупки, размещенном в составе извещения об осуществлении закупки, заказчиком установлены характеристики к поставляемому товару, в том числе: «Бензин автомобильный АИ-92 экологического класса не ниже К5 (розничная реализация): Экологический класс: не ниже К5, октановое число бензина автомобильного по исследовательскому методу 92».

Кроме того, в описании объекта закупки указано, что качество бензина по физико-химическим и эксплуатационным показателям должно соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011) утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 826 и ГОСТов 32513-2013,32511-2013.

Согласно подпункту «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.

Из протокола подведения итогов закупки от 16.06.2023 № 0108500000423000125-2-1 следует, что на участие в закупке подано две заявки. Заявка под № 1 (ООО «Эксперт) отклонена комиссией по осуществлению закупок по причине несоответствия информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (пункт 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

Так, из заявки ООО «Эксперт» следует, что податель жалобы предложил к поставке бензин АИ – 92 с октановым числом бензина автомобильного по исследовательскому методу: 92,5.

Согласно мнению ООО «Эксперт» его заявка не подлежала отклонению, поскольку характеристика показателя «Октановое число бензина автомобильного исследовательскому методу по норме ГОСТ 32513-2013 должна быть не менее 92» и связи с этим, ООО «Эксперт» предложило бензин марки АИ–92 с фактическим октановым числом бензина автомобильного по исследовательскому методу - 92,5, что полностью удовлетворяет требованиям ГОСТ и потребностям заказчика.

Согласно ГОСТ 32513-2013 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия» распространяется на автомобильные неэтилированные бензины (далее - бензины), предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями, сконструированными для работы на неэтилированном бензине.

В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ бензины должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной изготовителем.

Пунктом 4.2 ГОСТ предусмотрено, что по физико-химическим и эксплуатационным показателям бензины должны соответствовать нормам и требованиям, указанным в таблицах 1, 2.

Таблица 1 - Физико-химические и эксплуатационные показатели бензинов

Наименование показателя

Значение для марки

Метод испытания

АИ-80

АИ-92

АИ-95

АИ-98

1 Октановое число, не менее:

 

 

 

 

 

- по исследовательскому методу

80,0

92,0

95,0

98,0

По ГОСТ 32339, ГОСТ 8226

- по моторному методу

76,0

83,0

85,0

88,0

По ГОСТ 32340, ГОСТ 511

Таким образом, ГОСТ определяет минимальные и максимальные физико-химические и эксплуатационные показатели бензинов, в том числе, минимальный показатель октанового числа по исследовательскому методу (Таблица 1). Также в Таблице 1 указанного ГОСТа содержатся ссылки на методы испытаний показателей октанового числа по исследовательскому методу.

Кроме того, из указанного ГОСТа возможно сделать вывод, что бензин АИ-92 должен быть с октановым числом по исследовательскому методу не менее 92,0 и не более 95,0 и все это будет относится к бензину марки АИ–92.

Данный вывод также следует из позиции каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ 19.20.21.100-00000008), где указано, что «Бензин автомобильный (розничная реализация)» марки АИ – 92 должен иметь октановое число в пределах ≥ 92 <95 (данный показатель обязателен для применения именно в таком виде).

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Марийского УФАС России пришла к выводу, что при описании объекта закупки Заказчик должен был установить характеристику «Октановое число бензина по исследовательскому методу» в диапазонном значении ≥ 92 <95, поскольку октановое число бензина может меняться от партии к партии, а участник не должен иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке, в момент подачи заявки.

Более того, из пояснений заказчика следует, что заказчику нужен бензин именно марки АИ - 92, поскольку согласно руководства по эксплуатации автомобилей УАЗ, LIFAN, находящихся в эксплуатации заказчика, необходимо заправлять бензином марки АИ-92 и соответственно, бензин АИ – 92 с октановым числом по исследовательскому методу 92,5 подходит заказчику.

Сведений, документальных доказательств, что бензин марки АИ-92 с октановым числом 92,5 не подходит заказчику в материалы дела не представлено.

Также вывод заказчика о том, что октановое число бензина по исследовательскому методу 92,5 относится к бензину АИ-92 и соответственно подходит заказчику, подтверждается письмом ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» по запросу Комиссии Марийского УФАС России.

Таким образом, заказчику в соответствии с требованиями пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, ГОСТ 32513-2013 надлежало установить требование к значению октанового числа закупаемого бензина марки АИ-92 диапазонным значением ≥ 92 <95.

Несоблюдение указанных требований законодательства влечет административную ответственность по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

2. В ходе внеплановой проверки Комиссия Марийского УФАС России также установлено, что заказчик в описании объекта закупки, размещенном в составе извещения об осуществлении закупки, установил место отпуска товара: АЗС г. Йошкар-Олы. АЗС должна быть расположена на кратчайшем расстоянии от заказчика (район Ремзовода, Сомбатхея).

Комиссией Марийского УФАС России был направлен запрос в администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» с просьбой указать границы местоположения района «Ремзавод», района «Сомбатхей» в г. Йошкар-Оле.

Согласно ответу Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 23.06.2023 микрорайон «Сомбатхей» ограничен улицей Эшкина, бульваром Чавайна, улицей Петрова и Ленинским проспектом в городе Йошкар-Оле. Элемент планировочной структуры (район, микрорайон) «Ремзавод» в городском округе «Город Йошкар-Ола» отсутствует. Вместе с тем, территория ОАО «Йошкар-Олинский ремонтный завод» расположена в квартале, ограниченном улицами Карла Либкнехта, Зои Космодемьянской, Авиации и Мира в городе Йошкар-Оле.

Установлено, что в районе «Сомбатхей» имеется одна лишь АЗС «Expert».

Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Таким образом, действия заказчика в части установления требования к месторасположению исполнителя противоречат указанным нормам Закона о контрактной системе, что влечет ограничение количества участников закупки.

В действиях заказчика имеется нарушение статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что образует в свою очередь состав административного правонарушения по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за размещение должностным лицом заказчика в единой информационной системе в сфере закупок, подлежащих размещению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи, влечет административную ответственность.

Место совершения административного правонарушения: 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Карла Либкнехта, 55 (адрес местонахождения ГБУ РМЭ «Йошкар-Олинская городская больница»).

Дата совершения административного правонарушения: 05.06.2023 (дата формирования извещения о проведении закупки).

Частью 2 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 названного Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в том числе, в государственных организациях.

Из письменных пояснений Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Марий Эл следует, что взаимодействие Комитета с Заказчиками осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 11.04.2023 № 163 «Об утверждении Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков» (далее — Порядок взаимодействия).

Комитет в указанной закупке выступал Уполномоченным органом по проведению процедуры закупки для Заказчика — ГБУ РМЭ «Йошкар-Олинская городская больница». Документация была размещена на основании заявки и приложенных документов, представленных Заказчиком, с учетом его потребностей, без вмешательства в технические характеристики необходимого к поставке товара (бензина, дизельного топлива).

В соответствии с Положением о Комитете по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 08.12.2022 № 516 «О Комитете по регулированию контрактной системе в сфере закупок Республики Марий Эл», Порядком взаимодействия у Комитета закупок отсутствуют полномочия на проверку и внесение изменений в представленное заказчиком техническое задание. В соответствие с пунктом 5 Порядка взаимодействия ответственность за соответствие технического задания (описание объекта закупки) требованиям законодательства Российской Федерации о о контрактной системе несет Заказчик.

Закупка формируется исходя из потребности каждого конкретного Заказчика в том или ином товаре (работе, услуге) с учетом специфики его деятельности.

Из письменных пояснений ГБУ РМЭ «Йошкар-Олинская городская больница» следует, что заявку на закупку в Уполномоченный орган направил <...>.

Приказом № 02/121-лс от 29.04.2022 на <...> возложены обязанности главного специалиста по закупкам ГБУ РМЭ «Йошкар-Олинская городская больница».

Согласно пункту 2.13 должностной инструкции главный специалист по закупкам осуществляет подготовку и размещение извещения о закупке в ЕИС.

Таким образом, в действиях <...> имеется нарушение, выразившееся в формировании извещения о проведении электронного аукциона № 0108500000423000125 с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и как следствие состав административного правонарушения по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Санкция части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей.

В соответствии со статьей 23.66 КоАП РФ настоящий протокол об административном правонарушении подлежит рассмотрению в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл.

Рассмотрение дела об административном правонарушении состоится в 10 часов 30 минут 25 августа 2023 года по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, 164.

Возможность участия в заседании комиссии будет организована посредством удаленного доступа через программу «TrueConf» по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/3217443136

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

В соответствии со статьями 25.1-25.5, частью 3 статьи 28.2 КоАП РФ <...> разъясняются его права и обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, в том числе правом обжаловать постановление по делу в течение 10 суток согласно статье 30.1-30.3 КоАП РФ.

Согласно статье 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников.

В соответствии со статьей 25.5 КоАП РФ защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами.

Настоящий протокол об административном правонарушении составлен при участии <...> посредством видео-конференц-связи по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/1870677242.

 

<...> ___________________

(Ф.И.О. составившего протокол) (подпись)

 

 

Объяснения лица (защитника лица), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

<...> с указанными нарушениями не согласен считает, что заявка участника закупки была рассмотрена комиссией в соответствии с извещением о проведении закупки.

Связанные организации

ГБУ РМЭ "Йошкар-Олинская городская клиническая больница"
ИНН 1215019719, ОГРН 1021200771734