Решение №АБ/7249/22 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/0... от 22 декабря 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/99-933/2022
20 декабря 2022 года г. Йошкар-Ола
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии <…> – заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии:
<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
<…> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 13.12.2022 № 213/22 и на основании подпункта «б» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции от 02.07.2021, далее – Закон о контрактной системе) при проведении внеплановой проверки в отношении ГБУ РМЭ «Оршанская центральная районная больница» при проведении электронного аукциона на поставку средства автотранспортного в рамках национального проекта «Здравоохранение» (реестровый номер извещения в единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru № 0308300021222000087 от 14.10.2022,
УСТАНОВИЛА:
Внеплановая проверка в отношении ГБУ РМЭ «Оршанская центральная районная больница» проводится Марийским УФАС России на предмет соответствия правовым нормам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку средства автотранспортного в рамках национального проекта «Здравоохранение».
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Планом-графиком закупок заказчика № 202203083000212001 предусмотрена закупка - поставка автотранспортного средства с ИКЗ 222121000104112100100101260002910244, способ определения поставщика - электронный аукцион.
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о закупке.
Так, извещение № 0308300021222000087 о проведении электронного аукциона размещено заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 14.10.2022, в извещении указана следующая информация.
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 375 000,00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок: 14.10.2022 17:56.
Дата подведения итогов: 26.10.2022.
Электронная площадка для проведения торгов: http://www.sberbank-ast.ru.
В силу части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
- метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- нормативный метод;
- тарифный метод;
- проектно-сметный метод;5) затратный метод.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) согласно части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Начальная (максимальная) цена контракта при проведении указанного электронного аукциона обоснована Заказчиком методом сопоставимых рыночных цен.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик,осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии снастоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
- порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии снастоящим Федеральным законом;
- проект контракта;
- перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки,участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного
управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»;
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»;
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Так, Комиссией Марийского УФАС России установлено, что Заказчиком вышеуказанная информация указана в извещении в полном объеме.
Преимущества, требования к участникам: не установлено.
Установлены ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частями 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 (далее - Правила).
В силу пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки, а также в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки.
Согласно подпункту "в" пункта 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой
услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Как следует из извещения о проведении указанного электронного аукциона Заказчиком в качестве кода каталога товара, работы, услуги указан код товара согласно Общероссийскому классификатору по видам экономической деятельности ОКПД2 средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3, новые (ОКПД2 29.10.22.000).
Между тем установлено, что каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, размещенный в Единой информационной системе в сфере закупок, содержит позицию 29.10.20.000-00000013 «Автомобиль легковой», который применяется к ОКПД2 29.10.22.000
Однако, Заказчик, в нарушение требований пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не использовал информацию, включенную в позицию 29.10.20.000-00000013 КТРУ для описания требуемого к поставке товара.
Кроме того, следует отметить, что указанная позиция КТРУ включает в себя следующие обязательные для применения характеристики:
Рабочий объем двигателя: > 2000 и ≤ 3000 кубических сантиметров; миллилитров.
Тип двигателя: бензиновый.
Тип коробки передач: автомат, вариатор, механика, робот.
Тип привода: моноприводный, полноприводный.
В рамках проведения внеплановой проверки установлено, что описание объекта закупки заказчиком в данном случае приведено в Приложении № 1 к Извещению (далее Приложение № 1).
Согласно Приложению № 1 к поставке подлежит средство автотранспортное.
Заказчиком установлены следующие требования к значениям показателей поставляемого товара:
№ п/п |
Код позиц ии КТРУ (при налич ии) |
Наимено вание товара |
Функциональные, количественные и качественные характеристики товара. Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров. Дополнительные требования установлены в соответствии с п.5 и п.6 «Правил использования каталога товаров, работ, услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145. |
||
№ п/п |
Наименование показателя |
Значения показателей (При подаче заявки участник указывает конкретное значение показателя) |
|||
1 |
ОКПД 2: 29.10. 22.000 |
Средств о автотран спортное |
1.1 |
Год выпуска |
Не ранее 2022 г. |
1.2 |
Количество мест |
не менее 5 |
|||
1.3 |
Тип двигателя |
Бензиновый |
|||
1.4 |
Рабочий объем, л |
Не менее 2,6 л |
|||
1.5 |
Тип коробки передач |
Механика |
|||
1.6 |
Тип привода |
Подключаемый |
|||
1.7 |
Категория транспортного средства |
В |
|||
1.8 |
Количество дверей |
Не менее 5 |
|||
1.9 |
Тип кузова |
Остеклённый фургон |
|||
1.10 |
Рулевое управление |
С гидроусилителем с двухшарнирной рулевой колонкой |
|||
1.11 |
Расположение руля |
Левое |
|||
1.12 |
Радиус колес |
R16 |
|||
1.13 |
Наружные зеркала заднего вида |
не менее 2 шт. |
|||
1.14 |
Тормозная система |
передние дисковые, задние барабанные |
|||
1.15 |
Передняя подвеска |
Зависимая, рессоры, со стабилизатором поперечной устойчивости |
|||
1.16 |
Задняя подвеска |
Зависимая, рессоры |
|||
1.17 |
Локеры на передних колесах |
Наличие |
|||
1.18 |
Отопитель салона |
Наличие |
|||
1.19 |
АКБ с газоотводной трубкой |
наличие |
|||
1.20 |
Блок реле и предохранителей |
Наличие |
|||
|
|
|
|
(единый) |
|
1.21 |
Аварийный выключатель сигнализации с подсветкой |
Наличие |
|||
1.22 |
Единая комбинация приборов |
Наличие |
|||
1.23 |
Ремни безопасности инерционные на передних сиденьях |
Наличие |
|||
1.24 |
Ремни безопасности для пассажиров внутри фургона |
Наличие |
|||
1.25 |
Интерьер |
Мягкая обивка салона и кабины. В салоне сидения сопровождающих: одно сидение вдоль перегородки против хода движения с поясными ремнями безопасности, два одноместных сидения вдоль правого борта с диагонально-поясными ремнями безопасности, крепления для двух носилок вдоль левого борта Сиденье водителя с продольной регулировкой и регулировкой наклона спинки |
|||
1.26 |
Верхняя перегородка в салоне с раздвижными стеклами |
Наличие |
|||
1.27 |
Запасное стальное колесо |
не менее 1 шт. |
|||
1.28 |
Диски R 16 |
Наличие, не менее 4 шт. |
|||
1.29 |
Система выпуска экологического класса |
Не менее EURO 0 |
|||
1.30 |
Один плафон освещения в кабине и два в салоне |
Наличие |
|||
1.31 |
Дверь задка с возможностью открывания изнутри при закрытом на ключ замке |
Наличие |
|||
1.32 |
Две откидные подножки двери задка |
Наличие |
|||
1.33 |
Два поручня двери задка |
Наличие |
|||
1.34 |
Многофункциональн ые подрулевые переключатели |
Наличие |
Согласно пункту 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Заказчиком в Приложении № 1 помимо предусмотренных соответствующей позицией КТРУ характеристик приведены иные дополнительные характеристики.
При этом Заказчиком предусмотренное Правилами обоснование необходимости их использования не приведено.
Таким образом, в действиях ГБУ РМЭ «Оршанская центральная районная больница» содержится нарушение пунктов 4, 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов №ИЭА1 от 26.10.2022 на участие в закупке подано 3 (три) заявки.
По результатам подведения итогов электронного аукциона единой комиссией заказчика победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 197 (Общество с ограниченной ответственностью «Лидер НН» с ценовым предложением 1 292 500,00 рублей.
В силу требований части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с названным Федеральным законом.
Согласно материалам дела, ООО «Лидер НН» представлена независимая гарантия от
27.10.2022 № ЭГ-831664/22 в размере 68 750,00 рублей.
Информация об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - ООО «Лидер НН» в реестре недобросовестных поставщиков отсутствует.
07.11.2022 между заказчиком и ООО «Лидер НН» заключен контракт № № 390 на поставку автотранспортного средства.
Информация, подлежащая внесению в реестр контрактов внесена Заказчиком своевременно.
Согласно графику поставки товара (приложение № 2 к контракту) срок поставки товара – в течение сорока пяти дней с даты заключения контракта.
Установлено, что ООО «Лидер НН» товар поставлен 15.11.2022 (акт приемкипередачи от 14.11.2022, подписан сторонами в ЕИС 15.11.2022).
В соответствии с пунктом 2.6. контракта, расчеты между Заказчиком и Поставщиком производятся в течение 7 рабочих дней с даты подписания Заказчиком структурированного документа о приемке товара.
22.11.2022 Заказчиком товар оплачен в полном объеме (платежное поручение № 667440 от 22.11.2022).
Информация, подлежащая направлению в реестр контрактов в Единой информационной системе в сфере закупок, своевременно направлена Заказчиком.
Таким образом, основываясь на представленные в материалы дела документы, в действиях Заказчика установлено нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пунктов 4, 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем, Комиссия Марийского УФАС России не считает необходимым в выдаче обязательного для исполнения предписания для устранения нарушений законодательства о контрактной системе ввиду того, что по результатам проведенного аукциона между ГБУ РМЭ «Оршанская центральная районная больница» и ООО «Лидер НН» заключен контракт № 390 на поставку автотранспортного средства.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства № 1576 от 01.10.2020, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать в действиях заказчика – ГБУ РМЭ «Оршанская центральная районная больница» нарушение части 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пунктов 4, 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона на поставку средства автотранспортного в рамках национального проекта «Здравоохранение» (реестровый номер извещения в единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru №
0308300021222000087 от 14.10.2022.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика, допустивших нарушение законодательства по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Решение Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии