Решение б/н РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/0... от 20 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/106-467/2022

 

15 июня 2022 года                                                                                           г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя Комиссии <…> – заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

членов Комиссии:

<…> – ведущий специалист-эксперт  отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалист-эксперт  отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

в присутствии представителя заказчика МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Теремок» <…> по доверенности от 14.06.2022;

в отсутствие ИП К. (представителя по доверенности), надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени заседания;

рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ИП К. (вх. № 4728 от 09.06.2022) в отношении Заказчика, МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Теремок», на положения извещения при проведении электронного аукциона «Капитальный ремонт кровли здания МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Теремок», расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Новоторъяльский район, пгт. Новый Торъял, ул. Культуры, д. 23а (извещение в единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru0308300004122000002 от 01.06.2022),

 

установила:

 

Заказчиком проводился аукцион в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Теремок», расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Новоторъяльский район, пгт. Новый Торъял, ул. Культуры, д. 23а.

 В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Так, в Марийское УФАС России 09.06.2022 поступила жалоба ИП К. на положения извещения об осуществлении закупки.

При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств и пояснений Заказчика установлено следующее.

Извещение о проведении аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте 01.06.2022 (извещение № 0308300004122000002).

Дата и время окончания подачи заявок: 09.06.2022 11:00.

Дата подведения итогов определения поставщика: 10.06.2022.

Начальная (максимальная) цена контракта: 5 551 760,00 рублей.

Согласно доводу жалобы заказчиком в проекте контракта в нарушение части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций» неправомерно не установлены типовые условия контракта, предусматривающие привлечение к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Заказчик с доводом жалобы не согласился, представил письменные пояснения.

Так, по результатам рассмотрения жалобы Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.

Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В силу части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Согласно извещению проводимой закупки, Заказчиком установлено требование в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Следовательно, Заказчик должен установить типовые условия в проекте контракта в соответствии с частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Пунктом 3 Постановления Правительства № 1466 установлено, что в случае замены субподрядчика, соисполнителя на этапе исполнения контракта на другого субподрядчика, соисполнителя представлять заказчику документы, указанные в пункте 2 настоящего раздела, в течение 5 дней со дня заключения договора с новым субподрядчиком, соисполнителем.

Пунктом 4 Постановления № 1466 установлено, что в течение 10 рабочих дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) выполненных обязательств по договору с субподрядчиком, соисполнителем представлять заказчику следующие документы:

а) копии документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, которые являются предметом договора, заключенного между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем;

б) копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) субподрядчику, соисполнителю, - в случае если договором, заключенным между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренного контрактом, заключенным с заказчиком (в ином случае указанный документ представляется заказчику дополнительно в течение 5 дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, выполненных субподрядчиком, соисполнителем).

В соответствии с пунктом 5 Постановления № 1466 подрядчик обязан оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.

В рамках рассмотрения жалобы установлено, что проект контракта проводимой закупки содержит следующие положения в соответствии с типовыми условиями:

«3.4.19. В случае, если Подрядчик не является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, то он обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков (соисполнителей) со статусом субъекта малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организации в объеме 25 % от цены Контракта.

3.4.20. В случае, если Подрядчик является субъектом малого предпринимательства
или социально ориентированной некоммерческой организацией, то требование
о привлечении к исполнению Контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации в объеме 25 % от цены Контракта не применяется.

3.4.20.1. При привлечении субподрядчиков, соисполнителей в соответствии
с п.4.1.23 Контракта Подрядчик обязан в срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем представить Заказчику:

а) декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати);

б) копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, соисполнителем, заверенную Подрядчиком.

3.4.20.2. В случае замены субподрядчика, соисполнителя на этапе исполнения Контракта на другого субподрядчика, соисполнителя представлять Заказчику документы, указанные в п. 3.4.20.1 настоящего раздела, в течение 5 дней со дня заключения договора с новым субподрядчиком, соисполнителем.

3.4.20.3. В течение 10 (Десяти) рабочих дней со дня оплаты Подрядчиком выполненных обязательств по договору с субподрядчиком, соисполнителем представлять Заказчику следующие документы:

а) копии документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, которые являются предметом договора, заключенного между Подрядчиком и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем;

б) копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств Подрядчиком субподрядчику, соисполнителю, - в случае если договором, заключенным между Подрядчиком и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренного Контрактом, заключенным с Заказчиком (в ином случае указанный документ представляется Заказчику дополнительно в течение 5 дней со дня оплаты Подрядчиком обязательств, выполненных субподрядчиком, соисполнителем).

3.4.20.4. Оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 (Пятнадцать) рабочих дней с даты подписания Подрядчиком документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.

3.4.20.5. Нести гражданско-правовую ответственность перед Заказчиком
за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению Контрактов субподрядчиков, соисполнителей, в том числе:

а) за не привлечение субподрядчиков, соисполнителей в объеме, установленном в Контракте.

6.15. Подрядчик несет полную ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиками.

В случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5% (Пять) процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.»

Учитывая вышеизложенное, довод Заявителя является несостоятельным.

Вместе с тем, в рамках внеплановой проверки установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Заказчиком в извещении электронного аукциона № 0308300004122000002 в разделе «требования» установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

 В разделе «дополнительные требования» установлены требования к участникам закупки в соответствии с позицией 10 Приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571:

«наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Следует отметить, что требования, устанавливаемые Заказчиком в соответствии с позицией 10 Приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 предусмотрены частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом «н» пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Из части 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе следует, что в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Дальнейшее регулирование действий оператора электронной площадки по проверке и размещению в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке документов, направленных участниками закупки, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона регулируется частями 13-17 статьи 24.2 Закона о контрактной системе.

На основании указанных норм, оператором электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» в соответствии с ее функционалом не представлялось возможным направить Заказчику документы, подтверждающие наличие у участников закупки опыта выполнения работ согласно позиции 10 раздела II приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, поскольку  заказчиком требования по постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 установлены в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Так, согласно протоколу подведения итогов от 10.06.2022 на участие в закупке было подано 3 (три) заявки, все заявки признаны комиссией Заказчика соответствующими.

Однако, при изучении представленных Заказчиком в материалы дела заявок участников Комиссией Марийского УФАС России установлено, что опыт выполнения работ, установленный Заказчиком в соответствии с позицией 10 Приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 представлен не всеми участниками закупки.

Таким образом, в силу вышеуказанных обстоятельств, Заказчик не мог объективно оценивать заявки участников закупки.

С учетом изложенного, в действиях Заказчика, не корректно установившего требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе имеется нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, что образует в свою очередь состав административного правонарушения по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения жалобы по существу в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

решила:

                

1. Признать жалобу ИП К.  необоснованной.

2. Признать в действиях аукционной комиссии заказчика - МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Теремок», нарушение части 5 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать заказчику - МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Теремок» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                   

 

Члены комиссии:                                                                                     

               

Связанные организации

Связанные организации не указаны