Решение №АБ/4534/23 РЕШЕНИЕ по делу №012/05/21-568/2023 о нарушении законодател... от 29 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №012/05/21-568/2023 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

«29» августа 2023 года г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «28» августа 2023 года

Полный текст решения изготовлен: «29» августа 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела <…>; 

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт <…>, 

член Комиссии – главный государственный инспектор <…>,

рассмотрев дело № 012/05/21-568/2023, возбужденное по признакам нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту распространения наружной рекламы по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, д. 155, в отсутствии ИП М.,

УСТАНОВИЛА:

Дело о нарушении законодательства о рекламе возбуждено в отношении ИП

М. по признакам нарушения Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы алкогольной продукции по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, д. 155, следующего содержания:

, а также рекламы «Армянские

напитки пиво 150 руб..», распространяемой посредством листовок на территории г. Йошкар-Олы, следующего содержания:

 

Основанием для возбуждения дела явился проведенный специалистами отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России осмотр наружной рекламы.

 В связи с тем, что на дату рассмотрения дела (19.07.2023) в материалах дела отсутствовали доказательства извещения ИП М. о дате, времени и месте рассмотрения дела № 012/05/21-568/2023 определением от 20.07.2023 (исх. № ОЕ/3854/23) рассмотрение дела отложено на 28.08.2023.

Копия данного определения направлена по месту регистрации ИП М. возвращена в Марийское УФАС  России 23.08.2023.

Согласно пункту 24.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение.

Таким образом, ИП М. был надлежащим образом был извещен о месте, времени и дате рассмотрения дела № 012/05/21-568/2023.

Комиссия Марийского УФАС России, исследовав материалы дела, пришла к выводу о нарушении законодательства о рекламе при размещении рассматриваемой рекламы.

Вышеуказанная информация является рекламой, так как распространена посредством буклета, а также на стекле в месте осуществления деятельности, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Информация «Разливное» с изображением кружек, содержащих светлый пенный напиток, создает стойкую ассоциацию с алкогольным напитком - пивом.

Следовательно, указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой.

Целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге).

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

В пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.

Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой алкогольной продукции, так как при оформлении рекламы используется существительное «пиво», прилагательного «разливное» и изображение кружек с пенным напитком, вид и оформление которых явно ассоциируются с пивом, а не любым разливным напитком.

Как разъяснил Президиум ВАС РФ в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Кроме того, согласно части 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Как видно из фотографии спорной рекламы предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции отсутствует.

На основании вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о нарушении части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 3 статьи 21 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Деятельность по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, д. 155 осуществляет ИП М. Указанная реклама располагается в месте осуществления предпринимательской деятельности привлекает внимание к кафе «Твой вкус».

Из изложенного следует, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы выступает ИП М.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства. ИП М. на момент вынесения решения в материалы дела не представлены документальные доказательства, отражающие факт устранения нарушения законодательства о рекламе. На основании указанного,

Комиссия Марийского УФАС России считает, что в данном случае имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП М.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную по адресу Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, д. 155 следующего содержания:

 

а также распространенную посредством листовок «армянские напитки, пиво 150 руб…»  в г. Йошкар-Оле следующего содержания:

 

поскольку они не соответствуют требованиям части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

  1. Выдать ИП М. обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьями 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                              

Члены Комиссии                                                                                              

Связанные организации

Связанные организации не указаны