Определение б/н определение от 19 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 о прекращении производства по делу № 012/05/28-27/2021 по признакам нарушения законодательства о рекламе

 

«19» апреля 2021 года                                                                                              г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела;

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт,

член Комиссии – специалист – эксперт,

рассмотрев дело № 012/05/28-27/2021, возбужденное в отношении ООО МКК «Финансоператив» по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), выразившегося в распространении рекламной информации в информационном общественно-политическом издании – газете Медведевского муниципального района «Вести» от 20.11.2020 №47 (9669),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в ходе поступившего заявления из Прокуратуры Медведевского района (вх. № 136 от 14.01.2021) выявлено распространение рекламной информации в информационном общественно-политическом издании – газете медведевского муниципального района «Вести» от 20.11.2020 №47 (9669), следующего содержания:

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

По определению, данному в пункте 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФАС России от 05.04.2007 №АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц»).

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками - распространена в адрес неопределенного круга лиц посредством печатного издания, направлена на привлечение внимания к ООО МКК «Финансоператив», оказываемым финансовым услугам, в том числе выдаче займа населению.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

На основании части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В указанной рекламе объектом рекламирования является услуга, связанная с предоставлением кредита или займа, при этом отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, услуге, об условиях его приобретения или использования.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

При этом статьей 5 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлены условия договора потребительского кредита (займа), к которым, в том числе отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

Согласно пункту 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Вместе с тем, при размещении рекламной информации о кредите (займе) не указана вся существенная информация, а именно: процентная ставка, сроки кредитования, сумма кредита и иное, что может ввести потребителей в заблуждение данными услугами.

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с частью 5 и 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона О рекламе следует, что за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 3 статьи 28 Закона о рекламе несет ответственность рекламодатель, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В рассматриваемой рекламе указано, что деятельность по предоставлению указанных услуг осуществляет ООО МКК «ФинансОператив» (ИНН 9718130387 ОГРН 1197746137907). Однако Общество представило письменные пояснения (вх. № 2163 от 15.03.2021), в которых указало, что ООО «МКК ФинансОператив» не заказывало размещение и не размещало каких-либо объявлений в Медведевской районной газете «Вести» Республики Марий Эл № 47 от 20 ноября 2020. Равно как и любые иные объявления в Республике Марий Эл за весь период деятельности данного юридического лица.

Кроме того, телефонный номер, указанный в рекламном объявлении (8(499)110-14-16), не имеет никакого отношения к ООО «МКК ФинансОператив».

Информация в Медведевской районной газете «Вести» Республики Марий Эл № 47 от 20 ноября 2020 года размещена неизвестными лицами, не имеющими к ООО «МКК ФинансОператив» никакого отношения.

Лицо, указанное в качестве контактного (С.) в переписке посредством электронной почты, не является и никогда не являлся работником ООО «МКК ФинансОператив», никакого отношения к Обществу не имеет, в какие-либо правоотношения с Обществом не вступал.

Принимая во внимание представленные сторонами дела пояснения и доказательства, Комиссия пришла к выводу, что факт размещения Обществом спорной рекламы не доказан, в связи с чем считает необходимым прекратить производство по делу в отношении ООО МКК «ФинансОператив».

В соответствии с абзацем "е" пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. № 508, производство по делу может быть прекращено в случае невозможности установления лица, нарушившего законодательство Российской Федерации о рекламе, в течение сроков, определенных пунктом 27 настоящих Правил.

Руководствуясь абзацем "а" пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

Производство по делу № 012/05/28-27/2021 прекратить.

 

Председатель Комиссии                                                                                     

Члены Комиссии                                                                                                 

Связанные организации

Связанные организации не указаны