Решение №ОЕ/204/23 РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/7-765/2022 от 20 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 012/05/7-765/2022

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

«18» января 2023 года                                                      г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена: «13» января 2023 года

Полный текст решения изготовлен: «18» января 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя- начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,

член Комиссии – главный государственный инспектор отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и

контроля хозяйствующих субъектов <...>,

рассмотрев № 012/05/7-765/2022, возбужденное по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в отношении ИП Ч. по факту распространения рекламы «Tasty Town Вейп/Кальяны Кальяны. POD-Системы. Жидкости для вейпа. Одноразовые электронные устройства. Ремонт устройств.», «Tasty Town Вейп/Кальяны КЛЬАНЯЫ, ЖДИКСОТИ, ЭЕЛКНРТНЫОЕ СГИРАТЕЫ, POD-Системы Элитный чай» по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 103, корп. 1 (остановочный павильон), рекламы «Tasty Town Вейп/Кальяны Табак для кальяна. Одноразовые электронные устройства. POD-Системы. Жидкости для вейпинга.» по адресу ул. Первомайская ул., 111, Йошкар-Ола (ТЦ «Пушкинский»), в отсутствии лиц, участвующих в рассмотрении дела,

УСТАНОВИЛА:

Специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) 19.10.2022 установлен факт размещения наружной рекламы по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская,

д. 103, корп. 1 (остановочный павильон) «Tasty Town Вейп/Кальяны Кальяны. PODСистемы. Жидкости для вейпа. Одноразовые электронные устройства. Ремонт устройств.» следующего содержания:

 

 

 

Также по адресу ул. Первомайская ул., 111, Йошкар-Ола (ТЦ «Пушкинский») 19.10.2022 установлен факт размещения рекламы «Tasty Town Табак для кальяна. Одноразовые электронные устройства. POD-Системы. Жидкости для вейпинга.» на штендере при входе в торговый центр:

 

Марийским УФАС России в отношении ИП Ч.  возбуждено дело № 012/05/7-765/2022 по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения рекламы «Tasty Town Вейп/Кальяны Кальяны. POD-Системы. Жидкости для вейпа. Одноразовые электронные устройства. Ремонт устройств.» по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 103, корп. 1 (остановочный павильон), рекламы «Tasty Town Табак для кальяна. Одноразовые электронные устройства. POD-Системы. Жидкости для вейпинга.» по адресу ул. Первомайская ул., 111, Йошкар-Ола (ТЦ «Пушкинский»).

Комиссией установлено, что аналогичная реклама размещалась по адресу ул.Строителей, д.1 (акт от 03.11.2022):

 

Также в Марийское УФАС России поступили материалы проверки УМВД России по г.Йошкар-Оле (вх.№8944/22 от 24.11.2022) о размещении по адресу: г.Йошкар-Ола, ул.Строителей, д.1 рекламы следующего содержания:

 

Также в Марийское УФАС России поступили материалы проверки УМВД России по г.Йошкар-Оле (вх.№8942/22 от 24.11.2022, по заявлению Мирбадалева А.А., Коскина Е.А.) о размещении рекламы по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д.

103, корп. 1 (остановочный павильон) следующего содержания:

 

Указанные материалы приобщены к материалам дела определением об отложении рассмотрения дела от 01.12.2022, Мирбадалев А.А., Коскин Е.Н. привлечены к участию в деле в качестве заявителей.

ИП Ч. при рассмотрении дела не присутствовал, письменных пояснений в ходе рассмотрения дела не направил. Комиссия рассматривает дело на основании имеющихся материалов дела.

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом отнесение информации к рекламе или иной информации осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств её размещения.

Как разъяснил Президиум ВАС РФ в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

В рассматриваемой рекламе используется перечисление товаров, реализуемых в торговых объектах Tasty Town: табак для кальяна, одноразовые электронные устройства, pod-системы, жидкости для вейпа, вейп, кальян, кальяны. Также в рекламе имеется изображение человека с имитацией дыма (пара).

Кроме того, Марийским УФАС России проведен опрос потребителей о восприятии слов, используемых в рекламе: «КЛЬАНЯЫ», «ЖДИКСОТИ» «ЭЕЛКНРТНЫОЕ СГИРАТЕЫ». Опрос проведен путем анкетирования (25 человек), а также путем размещения формы анкетирования на сайте Марийского УФАС России (размещен по ссылке https://mari-el.fas.gov.ru/webform/25542, опрос прошло 133 человека). По результатам опроса более 87% респондентов указали, что текст рассматриваемой информации в части следующих слов «КЛЬАНЯЫ» «ЖДИКСОТИ» «ЭЕЛКНРТНЫОЕ СГИРАТЕЫ» является читаемым, также более 89% опрошенных указали, что могут прочитать одно или несколько из слов «Кальяны, Жидкости, Электронные сигареты».

Размещенная текстовая информации: «Tasty Town Вейп/Кальяны Кальяны. PODСистемы. Жидкости для вейпа. Одноразовые электронные устройства. Ремонт устройств.» с изображением дыма (пара), «Tasty Town Вейп/кальяны Табак для кальяна. Одноразовые электронные устройства. POD-Системы. Жидкости для вейпинга», «кльаняы ждиксоти, эелкнртныое сгиратеы, pod- системы, элитный чай» привлекает интерес потребителей к деятельности торговых точек по продаже кальянов, электронных устройств, pod-систем, жидкостей для вейпа, дает явное представление о реализации данных товаров и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания всех посетителей данной торговой точки, и поддержание интереса, как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой им продукции.

Таким образом, рассматриваемая информация, размещаемая по адресам РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 103, корп. 1 (остановочный павильон), ул. Первомайская ул., 111, Йошкар-Ола (ТЦ «Пушкинский»), ул.Строителей, д.1 является рекламой вейпов, кальянов, жидкостей, электронных сигарет, pod- систем, электронных устройств, магазинов и торговых объектов Tasty Town, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.

В силу пункта 1 части 1 статьи 16 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее Закон №15-ФЗ) в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются: реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона №15-ФЗ запрет рекламы табака, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Таким образом, Законом о рекламе установлен безусловный запрет на рекламу кальянов, курительных принадлежнойстей, устройств для потребления никотиносодержащей продукции.

Электронные испарители, электронные сигареты, вейпы, кальяны (в том числе жидкости для них) используются для совершения действий, аналогичных процессу курения, испарители в зависимости от модели могут содержать никотин и иные вещества, содержащиеся в табачных изделиях. Таким образом, вейпы, электронные испарители могут быть отнесены к категории товаров, подобных курительным принадлежностям.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается демонстрация процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции и потребления алкогольной продукции.

Поскольку по адресу РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 103, корп. 1 (остановочный павильон) размещено изображение человека с дымом (паром) в области верхней части туловища, Комиссия приходит к выводу, что рассматриваемая реклама также является демонстрацией процесса курения.

Таким образом, рассматриваемая реклама, распространенная по адресам РМЭ, г.

Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 103, корп. 1 (остановочный павильон),

л. Первомайская ул., 111, Йошкар-Ола (ТЦ «Пушкинский»), ул.Строителей, д.1

нарушает требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, поскольку является рекламой вейпов, кальянов, электронных сигарет, испарителей, и других курительных принадлежностей, а также реклама, размещенная по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Строителей, д.1  нарушает требования пункта 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку является демонстрацией процессов курения в рекламе.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 №53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации (русский язык) подлежит обязательному использованию в рекламе.

В части 2 статьи 3 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» указан порядок использования в рекламе текстов на иностранном языке. В силу данной нормы, в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык.

Перевод должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке, а также должен быть выполнен в той же манере, что и текст на иностранном языке.

Знание иностранного языка не является обязательным для российских граждан. Образовательные программы предоставляют гражданам возможность изучать широкий спектр иностранных языков. Уровень освоения иностранного языка обучающимися обусловливается их индивидуальными способностями, мотивацией к овладению языком, качеством преподавания, практикой использования и т.д., и может существенным образом различаться у обучающихся.

Таким образом, отсутствие перевода иностранных слов и выражений на русский язык может привести к неполному уяснению смысла выражений, поскольку потребителями рекламной информации выступают все граждане, как обладающие знаниями иностранных языков, так и не обладающие знаниями, следовательно, для последних информация будет искаженной.

В рассматриваемой рекламе отсутствует перевод слова «pod» на русский язык,

что приводит к невозможности восприятия рекламной информации потребителем. В связи с указанным рассматриваемая реклама нарушает требования части 11 статьи 5 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель, ответственность за нарушение требований части 1 статьи 5 Закона о рекламе возложена на рекламодателя.

По установленным адресам, в которых размещалась реклама, деятельность осуществляет ИП Чартолани Георгий Эмзарович, являющийся как рекламодателем, так и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

В материалы дела доказательств прекращения распространения рекламы не представлены.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России считает, что имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе не имеются.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу «Tasty Town Вейп/Кальяны Кальяны. POD-Системы.

Жидкости для вейпа. Одноразовые электронные устройства. Ремонт устройств.», «кльаняы ждиксоти, эелкнртныое сгиратеы, pod- системы, элитный чай» с изображением дыма (пара) по адресу РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 103, корп. 1 (остановочный павильон), «Tasty Town Вейп/Кальяны Табак для кальяна. Одноразовые электронные устройства. POD-Системы. Жидкости для вейпинга», по адресам ул. Первомайская ул., 111, Йошкар-Ола (ТЦ «Пушкинский»), ул.Строителей, д.1 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 3 части 5, части 11 статьи 5, пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

  1. Выдать ИП Ч. обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны