Решение б/н на положения аукционной документации электронного аукциона н... от 21 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/106-351/2021

21 апреля 2021 года                                                                                 г. Йошкар-Ола

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – <…> – заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

членов Комиссии:

<…> – ведущий специалист – эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

в присутствии представителей заказчика - государственного бюджетного учреждение Республики Марий Эл «Йошкар-олинская детская городская больница имени Л.И. Соколовой» (далее - ГБУ РМЭ «Йошкар-олинская детская городская больница имени Л.И. Соколовой», заказчик) по доверенности,

в присутствие представителей заявителя - ООО «СТРОЙМОСТ» по доверенности,

рассмотрев жалобу заявителя на положения аукционной документации электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru номер 0308300020521000107 от 11.03.2021),

 

УСТАНОВИЛА:

Заказчиком проводится электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения.

Извещение № 0308300020521000107 о проведении данного электронного аукциона, аукционная документация размещена заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) 11.03.2021.

Начальная максимальная цена контракта - 594 660,86 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок 16.04.2021 08:00.

Дата проведения аукциона в электронной форме 20.04.2021.

31.01.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл поступила жалоба заявителя на положения аукционной документации электронного аукциона на поставку расходных материалов для стерилизации и контроля стерилизации.

Заявитель считает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

В обосновании своей позиции заявитель указал, что в нарушение правил описания объекта закупки заказчиком в техническом задании установлены требования к закупаемому товару (Индикатор химический/физический для контроля стерилизации), которые влекут за собой ограничение числа участников закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе тем, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 4 Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила) заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, в том числе указывать описание товара, работы услуги.

При этом, согласно пунктам 5, 6 Правил заказчик вправе указать в документации о закупке дополнительную информацию, в том числе функциональные, технические, качественные эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога с обоснованием необходимости использования такой информации.

Так, в разделе № 2 «описание объекта закупки» аукционной документации заказчиком установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам закупаемого товара, с указанием наименования требуемого товара, его характеристик, в том числе к индикатору химическому/физическому для контроля стерилизации 5 класса (позиция № 3).

Заявитель указывает, что установление заказчиком формулировки «Не предназначен для контроля процессов стерилизации лекарственных средств, питательных сред и обеззараживания» не отражает функциональные и технические, качественные характеристика, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Указание данной формулировки в техническом задании приводит к том, что по совокупности требований данному описанию соответствует продукция производителя ООО «НПО «Маркер» и ограничивает количество потенциальных участников.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10) медицинские изделия многократного применения подлежат последовательно: дезинфекции, предстерилизационной очистке, стерилизации, последующему хранению в условиях, исключающих вторичную контаминацию микроорганизмами; изделия однократного применения после использования при манипуляциях у пациентов подлежат обеззараживанию/обезвреживанию, их повторное использование запрещается.

При этом пунктом 2.16 СанПиН 2.1.3.2630-10 установлено, что стерилизацию изделий медицинского назначения осуществляют физическими (паровой, воздушный, инфракрасный) или химическими (применение растворов химических средств, газовый, плазменный) методами, используя для этого соответствующие стерилизующие агенты и типы оборудования. Выбор адекватного метода стерилизации зависит от особенностей стерилизуемых изделий. Стерилизацию осуществляют по режимам, указанным в инструкции по применению конкретного средства и в руководстве по эксплуатации стерилизатора конкретной модели.

Порядок обезвреживания медицинских изделий однократного применения регламентируется Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163 «Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10), которым, в частности предусматривается физический метод обеззараживания медицинских отходов путем воздействия водяным насыщенным паром под избыточным давлением, температурой, радиационным, электромагнитным излучением с использованием специального оборудования - установок для обеззараживания медицинских отходов (пункты 4.10, 5.2).

При этом, пунктом 3.7 «ГОСТ Р 58280.1-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские. Оборудование для термического обеззараживания/обезвреживания медицинских отходов. Метод сухого горячего воздуха и метод насыщенного водяного пара. Часть 1. Общие требования» обеззараживание (дезинфекция) медицинских отходов: Процесс уничтожения (умерщвления) патогенных и условно патогенных микроорганизмов, содержащихся в отходах классов Б и/или В, направленный на уничтожение вегетативных форм бактерий, грибов, вирусов и снижение количества бактериальных спор в целях устранения их эпидемиологической опасности.

Примечание - в отличие от процесса стерилизации, процесс обеззараживания (дезинфекции) не обеспечивает уничтожение всех видов микроорганизмов, находящихся на всех стадиях развития.

Согласно пояснениям заказчика, в рамках указанной закупки заказчику не требуются индикаторы для контроля обезвреживания изделий медицинского назначения. Кроме того, требование «Не предназначен для контроля процессов стерилизации лекарственных средств, питательных сред и обеззараживания», не только обусловлено отсутствием у ГБУ РМЭ «Детская республиканская клиническая больница» потребности в таких характеристиках товара, но и направлено на предотвращение ситуаций, когда из-за некорректной работы стерилизатора процесс стерилизации не будет осуществлен должным образом, но индикатор (который как раз предназначен для выявления таких ситуаций) все равно сработает и будет показывать успешное завершение цикла стерилизации, что повлечет использование нестерильного медицинского изделия при оказании медицинской помощи, создавая угрозу жизни и здоровью граждан.

Таким образом, заказчик закупает необходимые медицинские изделия с учетом специфики своей деятельности и имеющейся потребности в закупке необходимых медицинских изделий для нужд учреждения.

Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

Кроме того, установленны характеристики товара не противоречат положениям статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку заказчиком применены стандартные показатели, касающиеся технических и качественных характеристик товара, также указаны максимальные и минимальные значения некоторых параметров; показатели, которые не могут быть изменены.

Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать в аукционной документации такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим на рынке типам, видам, моделям товара, а также не обязывает устанавливать требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников проводимой процедуры закупки.

Более того, установлено, что существует как минимум 2 (два) производителя индикаторов, удовлетворяющих потребностям заказчика:

  • интегрирующий индикатор химический для контроля паровой и воздушной стерилизации 5 класс, производитель ООО Компания «ТерраМед» РУ № РЗН 2017/6417 от 02.11.2017;
  •  интегрирующий индикатор «Маркер», 5 класс для контроля процесса паровой и воздушной стерилизации, производитель ООО НПО «Маркер» РУ № РЗН 2019/8352 от 07.05.2019.

Вместе с тем, заявителем не представлены доказательства обращения к вышеуказанным производителям для закупки производимого товара, в том числе отказа производителей в продаже указанного товара.

Таким образом, заявителем в материалы дела не представлено документальных доказательств, свидетельствующих об ограничении числа участников закупки, жалоба заявителя признается необоснованной.

Таким образом, требования, которые Заказчик установил в аукционной документации к необходимому товару, не противоречат статье 33 Закона о контрактной системе.

Кроме того, заявитель ссылается на то, что СанПиН2.1.3.2630-10 признан утратившим силу.

Вместе с тем, необходимо отметить, что СанПиН2.1.3.2630-10 признан утратившим силу с 01.01.2021, но в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44, утвердившего новые требования к эксплуатации помещений, зданий сооружений при оказании медицинских услуг. Данный документ включен в перечень нормативных правовых актов, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное Федеральным законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 247-ФЗ. Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в данном документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 01.09.2021.

Следовательно, жалоба заявителя признается необоснованной.

На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена контрольным органом в части заключения контракта.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1.  Признать жалобу ООО «СТРОЙМОСТ» необоснованной.
  2.  Приостановление процедуры заключения контракта отменить.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                  

 

Члены Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны