Решение б/н Решение по делу №03-21/45-2018 от 31 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела 

член Комиссии – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов 

член Комиссии – специалист – эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов 

рассмотрев дело № 03-21/45-2018, возбужденное по признакам нарушения части 10.1 статьи 5, статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившимся в распространении рекламы в газете «PRO город Йошкар-Ола» в №19 (246) от 12 мая 2018 года на странице 16 рекламы о проведении 1-й специализированной выставки «Красота и здоровье Весна 2018»,

в отсутствии лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) проведен мониторинг рекламы, размещенной в газете «PROгород», в ходе проведения которого установлен факт размещения в №19 (246) от 12 мая 2018 года на странице 16 рекламы о проведении 1-й специализированной выставки «Красота и здоровье Весна 2018», следующего содержания:

 

содержащей признаки нарушения части 10.1 статьи 5, статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Определением от 05.12.2018 Марийским УФАС России возбуждено дело №03-21/45-2018.

На рассмотрение дела ИП К представил письменные пояснения от 21.01.2019 вх. № 667, в которых указал, что рекламный материал был предоставлен заказником ИП Б

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев полученные материалы и документы, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о нарушении законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы на основании следующего.

Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из анализа текста рекламы «1-ая специализированная выставка Красота и здоровье весна 2018» следует, что объектом рекламирования выступает выставка «Красота и здоровье весна 2018», проходящая 26 мая в ледовом дворце РМЭ, а также акция «Приди на выставку и получи Iphone 7!».

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФАС России от 05.04.2007 №АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц»).

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена при помощи печатного издания, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (далее – ФЗ № 436) обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований данного закона ее производителем и (или) распространителем с указанием цифры и знака «плюс» или соответствующего текстового предупреждения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 ФЗ № 436 информационная продукция – это предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Согласно части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями ФЗ № 436, без указания категории данной информационной продукции.

Выставка «Красота и здоровье весна 2018» на основании пункта 3 статьи 2 ФЗ № 436 относится к информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями данного закона.

В соответствии с требованиями части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе категория данной продукции должна быть обозначена в ее рекламе соответствующей цифрой, знаком или предупреждением о возрастных ограничениях распространения такой продукции среди детей.

На рассматриваемой рекламе выставки «Красота и здоровье весна 2018», размещенной в газете «PRO город Йошкар-Ола» отсутствует знак информационной продукции.

Следовательно, рассматриваемая реклама нарушает часть 10.1 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Таким образом, в качестве отдельного объекта, к рекламе которого установлены специальные требования, выделяет стимулирующее мероприятие - стимулирующую лотерею, конкурс, игру, иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара и возможность получения выигрыша (приза, подарка) (Письмо ФАС России от 02.12.2011 № АК/44977 «О разъяснении некоторых положений Федерального закона «О рекламе».

То обстоятельство, что в рекламе не указаны сведения о каком-либо конкурсе с розыгрышем призов или получением выигрышей, не освобождает ИП К от соблюдения требований статьи 9 Закона о рекламе, поскольку в рекламе содержится словосочетание: «Приди на выставку и получи Iphone 7!», которое может восприниматься обычным потребителем как стимулирующее мероприятие, что призывает к осуществлению потребителем определенных действий, что может быть компенсировано интересными для такого потребителя условиями.

Однако, в рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения о сроке проведения акции и об источнике информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам акции, сроках и месте их получения.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает статью 9 Закона о рекламе.

В письменных пояснениях от 22.06.2018 ИП Кпредставил договор от 08.05.2018, заключенный между ИП Б.(Заказчик) и ИП К.(Исполнитель), согласно которому исполнитель по заявке заказчика возмездно выполняет работы и/или услуги по производству и размещению рекламных и/или информационных материалов в средстве массовой информации «PRO город Йошкар-Ола».

Согласно письменным пояснениям ИП Б от 13.09.2018, ею произведена устная договоренность с ИП К на размещение рекламного макета о проведении выставки. Макет перед выпуском газеты не был согласован с ИП Б., в представленном договоре допущена ошибка в фамилии индивидуального предпринимателя, кроме того отсутствует печать ИП Б

Кроме того, ИП К не представлены достаточные доказательства, подтверждающие, что макет рекламы был разработан ИП Б

Согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламораспространитель, за нарушение статьи 9 Закона о рекламе рекламодатель и рекламораспространитель.

Согласно пунктам 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Следовательно, ответственность за размещение спорной рекламы возложена на ИП К

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В материалах дела отсутствуют сведения, отражающие размещение рассматриваемой рекламы в настоящее время.

На основании указанного, Комиссия Марийского УФАС России, считает, что в данном случае отсутствуют основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП К

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в №19 (246) от 12 мая 2018 года на странице 16 рекламы о проведении 1-й специализированной выставки «Красота и здоровье Весна 2018», следующего содержания:

 

поскольку она не соответствует требованиям части 10.1 статьи 5, статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

  1. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны