Определение №АБ/1158/23 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 012/05/7-188/2023 и назначе... от 10 марта 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела № 012/05/7-188/2023 и назначении дела к рассмотрению
«10» марта 2023 года г. Йошкар-Ола
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя – начальник отдела Марийского УФАС России <…>, рассмотрев обращение <…> (вх.№929-ЭП/23 от 10.02.2023), материалы по факту распространения рекламы табачной продукции, электронных сигарет, курительных принадлежностей в г. Йошкар-Оле по адресам: бульвар Чавайна, д.33; ул. Рябинина, д.17,
УСТАНОВИЛ:
Специалистами Марийского УФАС России 03.12.2022 установлен факт размещения рекламы по адресу г.Йошкар-Ола, бульвар Чавайна, д.33 «Сетки, трубки, POD-системы, жидкости, одноразки, картриджи, испарители», с изображениями электронных сигарет, курительных принадлежностей следующего содержания:
Также в адрес Марийского УФАС России поступило обращение <…> (вх.№929-ЭП/23 от 10.02.2023) о размещении рекламы по адресу: г.Йошкар-Ола, ул.Рябинина, д.17 следующего содержания:
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).
Размещенная информация: «Сетки, трубки, POD-системы, жидкости, одноразки, картриджи, испарители» с изображениями электронных сигарет, курительных принадлежностей привлекает интерес потребителей к деятельности торговой точки по продаже курительных принадлежностей, дает явное представление о реализации данных товаров и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания всех посетителей данной торговой точки, и поддержание интереса, как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой продукции.
Как разъяснил Президиум ВАС РФ в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
В силу пунктов а, в, г части 1 статьи 16 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:
- распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;
- использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;
- использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами.
В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.
Таким образом, Российское законодательство не допускает распространение рекламы табачной продукции, электронных сигарет, курительных принадлежностей любым способом.
Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В силу статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Деятельность в магазинах по адресам: г.Йошкар-Ола, бульвар Чавайна, д.33; ул.Рябинина, д.17, осуществляет ИП З., являющаяся рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.
На основании изложенного, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольными органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,
ОПРЕДЕЛИЛ:
- Возбудить производство по делу № 012/05/7-188/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
- Назначить дело № 012/05/7-188/2023 к рассмотрению на 30 марта 2023 года в 10 часов 30 минут (по Московскому времени) в помещении Марийского УФАС России, по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.
- Признать лицами, участвующими в деле:
заявитель – <…> (<…>);
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе – ИП З. (ИНН <…>, ОГРНИП <…>).
- ИП З. в срок до 28 марта 2023 года представить в Марийское УФАС России следующие документы и сведения (с сопроводительным письмом, где указываются в качестве приложений все запрошенные документы):
- признает ли индивидуальный предприниматель нарушение законодательства о рекламе в соответствии с обстоятельствами, изложенными в настоящем определении? Представить письменную мотивированную позицию;
- информацию о том, кто является рекламодателем, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы (с приложением подтверждающих документов);
- сведения о периоде размещения рассматриваемой рекламной информации, расположенной по адресам г.Йошкар-Ола, бульвар Чавайна, д.33; ул. Рябинина, д.17;
- иные документы и материалы, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.
Сообщаем, что Вы вправе принять участие в заседании комиссии посредством удаленного доступа через программу «TrueConf» по ссылке https://fas1.tconf.rt.ru/c/4659930010.
Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.
Председатель Комиссии