Протокол, выписка из протокола б/н факт нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона... от 29 июля 2022 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРОТОКОЛ № 012/04/14.3-562/2022

об административном правонарушении

 

«29» июля 2022 года                                                                                г. Йошкар – Ола

 

Протокол составлен главным специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России <…> в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО НПК  «Катрен» (<…>, Новосибирская обл., рп. Кольцово, пр-кт Академика Сандахчиева, зд. 11) по факту нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» по факту размещения рекламы Сервис по поиску лекарств №1 в России. До 20 000 товаров для здоровья на одном портале. Поставка товаров в удобную аптеку» в пгт.Оршанка по адресу Палантая, д.10 (решение по делу № 012/05/5-373/2022 от 15.07.2022),

Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Место, время совершения и событие административного правонарушения:

Место совершения административного правонарушения: пгт.Оршанка, Республика Марий Эл.

Время совершения административного правонарушения: март 2022 года – период обнаружения распространения рекламы.

Специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) установлен факт размещения наружной рекламы в пгт.Оршанка по адресу Палантая, д.10: «Сервис по поиску лекарств №1 в России. До 20 000 товаров для здоровья на одном портале. Поставка товаров в удобную аптеку».

Марийским УФАС России в отношении АО НПК «Катрен» возбуждено дело № 012/05/5-373/2022 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения наружной рекламы «Сервис по поиску лекарств №1 в России. До 20 000 товаров для здоровья на одном портале. Поставка товаров в удобную аптеку».

Решением от 15.07.2022 по делу № 012/05/5-373/2022 реклама «Сервис по поиску лекарств №1 в России. До 20 000 товаров для здоровья на одном портале. Поставка товаров в удобную аптеку» признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

По смыслу статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной.

При этом недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

В рассматриваемой рекламе используется словосочетание «Высшая профилактическая мера».

АО НПК «Катрен»  в материалы дела представлены сведения о различных рейтингах (исследованиях), в соответствии с которыми сервис apteka.ru был выбран потребителями для заказа лекарств чаще всего: указанный сервис занимал первое место на коммерческом рынке лекартсв России среди сервисов дистанционного заказа, занимал первое место по объему оборота в 2020 году среди сервисов дистанционного заказа в 2020 году, певое место по индексу заметности и доверию среди аптечных сетей в 2020 году, первое место по доле продаж среди онлайн сервисов в 2021 году, первое место по оценке взаимодействия с работниками аптек весной 2021 года, первое место по доле на коммерческом сегменте среди сервисов дистанционного заказа по итогам 9 месяцев 2021 года, первое место по оценке взаимодействия с работниками аптек осенью 2021 года.

Пунктом 29 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующие действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.

В данном случае при оценке текста размещенной рекламы действующему законодательству Марийское УФАС России приходит к выводу о том, что в спорной рекламе приводятся не обладающие достоверностью сведения о превосходстве (преимуществе) объекта рекламирования «Сервис по поиску лекарств №1» - над такими же услугами (товарами) иных хозяйствующих субъектов, что может вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор товаров того или иного производителя или продавца товара.

Также, общее восприятие рекламы вводит потребителей рекламы в заблуждение, поскольку преимущества рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами не находят подтверждения превосходства товара в тексте рекламы.

Действующее законодательство в регулируемой сфере правоотношений исходит из того, что достоверность распространяемой рекламы с использованием утверждений в превосходной степени «Сервис по поиску лекарств №1» должна соответствовать реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Кроме того, применительно к использованию в рекламе терминов в превосходной степени, например, утверждений о «Сервис по поиску лекарств №1» и т.п., действует презумпция несоответствия действительности таких терминов в превосходный степени и утверждений, если рекламодатель не подтвердит их истинность, предоставив документальные доказательства. При этом использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе присутствует информация сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени «Сервис по поиску лекарств №1» без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение.

У потребителя при восприятии рассматриваемой рекламы отсутствует возможность оценить достоверность рассматриваемой рекламы, отсутствуют сведения об основаниях, по которым объект рекламирования можно признать сервисом по поиску лекарств №1.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку не имеет подтверждения о соответствии действительности сведений о преимуществах рекламируемой услуги.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно сведениям, представленным в антимонопольный орган, реклама распространялась на основании договора, заключенного между АО «НПК Катрен» и ИП Каримовой Р.С.

На основании изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «НПК Катрен».

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 2.2 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, в том числе правом обжаловать постановление по делу в течение 10 дней согласно статьям 30.1, 30.3 КоАП РФ.

Протокол составлен по правилам статьи 28.2 КоАП РФ в присутствии представителя АО «НПК Катрен» Ивановой Д.О. В адрес АО «НПК Катрен» 15.07.2022 направлено уведомление о составлении протокола за исходящим № 03-07/407, данное почтовое отправление было получено 28.07.2022.

При составлении протокола АО «НПК Катрен» поддержало доводы, изложенные в письменных пояснениях на уведомление о составлении протокола, ходатайствовало о применении статьи 29 КоАП РФ  в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

С протоколом ознакомлен(а),

права  и  обязанности  разъяснены.

Дата, место и время рассмотрения дела об административном правонарушении: 10 августа 2022 года в 10 час. 30 мин. по адресу: ул. Волкова, д. 164, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000.

Даю согласие на

обработку персональных данных.                                   _________________________

(ФИО, подпись лица, привлекаемого

к административной ответственности)

<…>

(Ф.И.О. составившего протокол)

______________________2022 г.                                                                        ______________

                                                                                                                              (подпись)

Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ копию протокола получил:

 

(ФИО лица, получившего протокол)

«        »_____________2022 г.                        _______________________(подпись)

 

Также сообщаем, что возможность участия в рассмотрении дела будет организована посредством удаленного доступа через программу «True Conf» по ссылке (https://fas1.tconf.rt.ru/c/9438373374).

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

Инструкция для участников видеоконференцсвязи прилагается к настоящему уведомлению.

Информацию об участии в рассмотрении дела посредством удаленного доступа необходимо сообщить в Марийское УФАС России по телефону 8 (8362) 41-76-21.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны