Постановление б/н материалы дела в отношении ООО "Ресурс-1" от 25 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

о наложении штрафа по делу № 012/04/14.31-01/2019

об административном правонарушении

 

25 марта 2019 года                                                                                                       г. Йошкар-Ола

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) в лице заместителя руководителя – начальника отдела Ерошкиной Оксаны Вадимовны, рассмотрев протокол № 012/04/14.31-01/2019 от 18 февраля 2019 года и материалы административного дела № 012/04/14.31-01/2019, возбужденного в отношении юридического лица ООО «Ресурс-1»  по факту нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном ограничении поставки топливно-энергетических ресурсов на объекты, расположенные по адресу: РМЭ, Медведевский район, пгт. Краснооктябрьская, ул. Фабричная, ул. Транспортная, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии законного представителя.,

 

установила:

 

Марийским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении             № 012/04/14.31-01/2019 в отношении ООО «Ресурс-1»  по факту нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном ограничении поставки топливно-энергетических ресурсов на объекты, расположенные по адресу: РМЭ, Медведевский район, пгт. Краснооктябрьская, ул. Фабричная, ул. Транспортная, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

В адрес лица, привлекаемого к административной ответственности 01.02.2019 направлено уведомление о составлении протокола (исх. № 03-07678), которое получено обществом 06.02.2019.

Протокол об административном правонарушении № 012/04/14.31-01/2019 от 18.02.2019 составлен в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ в присутствии законного представителя В

Копия протокола № 012/04/14.31-01/2019 (исх. № 03-07/1109) вручена законному представителю в день составления протокола.

Определением от 04.03.2019 (исх. № 03-07/1461) рассмотрение дела № 012/04/14.31-01/2019 откладывалось. Копия определения направлена по адресу регистрации юридического лица и получена ООО «Ресурс-1» 13.03.2019.

Таким образом, ООО «Ресурс-1» было надлежащим образом извещено о дате, времени, месте рассмотрения дела.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

  • силу Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. 
  • пункту 1 абзаца 9, 12 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон об естественных монополиях) указанный Закон регулирует деятельность субъектов естественных монополий в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии и водоснабжения  с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
  • силу абзаца третьего статьи 3 Закона о естественных монополиях под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
  • того, в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ООО «Ресурс-1» является теплоснабжающей организацией и приказом Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий от 14.12.2017                    № 98-Т Эл ООО «Ресурс-1»  установлен тариф на производство и передачу, сбыт тепловой энергии (мощности) в пос. Краснооктябрьский Медведевского района.

Таким образом, ООО «Ресурс-1» возложена обязанность по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

  • представленных в рамках рассмотрения дела пояснений следует, что поставка энергии происходила от котельной ООО «Ресурс -1» до сетей, расположенных вдоль улиц Фабричная, Транспортная, пгт. Краснооктябрьский, принадлежащих ООО МУК «Жилкомсервис».
  • «Ресурс-1» на праве временного пользования принадлежит недвижимое имущество и оборудование: котельная, лит 40, а также надземная теплосеть на высоких и низких опорах протяженностью 1260 м. от котельной до жилого поселка (договор аренды недвижимого имущества и оборудования от 08.07.2016).
  •   тепловой энергии в виде горячего водоснабжения конечным потребителям в период с 15.12.2018 года по 03.08.2018 осуществлялся по сетям, принадлежащим ООО МУК «Жилкомсервис» на основании договора аренды муниципального имущества от 15.12.2008 № 41/08, заключенного между обществом и Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Медведевского муниципального района (далее – Комитет), выступающим от имени МО «Медведевский муниципальный район». Соглашением о расторжении договора аренды муниципального имущества от 28.07.2018 по акту-приема-передачи сети переданы Комитету.
  • Марийским УФАС России установлено, что ООО МУК «Жилкомсервис» осуществляло отпуск горячей воды в многоквартирные дома, расположенные по адресу: ул. Транспортная, д. 2 «А», 2 «Б», ул. Фабричная, д. 1,2,6,7,9,10-18,21-23,25-30; жилые дома, расположенные по адресу: ул. Фабричная, д. 37-39, 41-43, 88,89, в том числе хозяйствующим субъектам: МДБОУ «Краснооктябрьский детский сад «Яблонька», ГБУ РМЭ «Медведевская ЦРБ», АО «Медведевская центральная районная аптека» № 44», ЗАО «Марийское», УФПС РМЭ – филиал ФГУП «Почта России», Отделение Марий Эл №8614 – филиал АО «Сбербанк России».
  • МУК «Жилкомсервис» приобретало тепловую энергию в рамках заключенного с ООО «Ресурс-1» договора купли-продажи тепловой энергии, теплоносителя и прием сточных вод 08.07.2016.
  • «Ресурс-1» в целях осуществления поставки тепловой энергии в виде горячего водоснабжения иным потребителям заключило с ООО «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола» договор поставки газа №30-5-18\121293 в  соответствии с которым поставщик поставляет обществу газ до центральной котельной № 124.

07.05.2018 ООО «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола» направило в адрес                                        ООО «Ресурс-1»  уведомление (исх. № 1885) об ограничении подачи (поставки) и отбора газа, в котором указало, что у ООО «Ресурс-1» перед поставщиком газа имеется просроченная задолженность в размере 10238, 00 тысяч рублей. Обществу необходимо в срок до 25.05.2018 включительно совершить действия по погашению задолженности за выбранный природный газ. В случае отсутствия оплаты ООО «Ресурс-1» необходимо с 28.05.2018 произвести ограничение отбора газа самостоятельно до уровня среднемесячного оплаченного объема.

ООО «Ресурс-1» в связи с указанным полагало, что обязано ввести ограничение режима потребления энергии в отношении недобросовестного потребителя – ООО МУК «Жилкомсервис» согласно указанного ООО «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола» уведомления, в ином случае при неисполнении требований поставщика общество нарушило бы нормы части 7 статьи 9.22 КоАП РФ.

Согласно представленным документам следует, что задолженность ООО МУК «Жилкомсервис» перед ООО «Ресурс-1» составила 4 506 485 рублей 42 копейки, в том числе 1 905 882 рубля 44 копеек – задолженность населения; 448 133 рубля 80 копеек задолженность хозяйствующих субъектов.

В связи с указанным ООО «Ресурс-1» осуществлено ограничение объектов ООО МУК «Жилкомсервис».

Так, ограничение подачи горячего водоснабжения абонентам – физическим лицам осуществлено в многоквартирных жилых домах по адресам: ул. Транспортная, д. 2 «А», 2 «Б», ул. Фабричная, д. 1,2,6,7,9,10-18,21-23,25-30; жилых домах, расположенных по адресам: ул. Фабричная, д. 37-39, 41-43, 88,89 и 8 абонентам – юридическим лицам, среди которых имеются объекты социального значения, такие как детский сад, районная  больница.

Однако ООО МУК «Жилкомсервис» представлен реестр добросовестных  потребителей-граждан, не имеющих задолженности за коммунальные услуги перед обществом за период с 01.06.2017 по 01.06.2018. Так, например, отсутствует задолженность у потребителей, проживающих по адресу: ул. Больничная, д. 8, кв. 1,2; Транспортная, д. 2а, кв. 3, Транспортная, д. 2 б, кв. 1, ул. Фабричная, д. 1, кв. 1, ул. Фабричная, д. 2, кв. 22, ул. Фабричная, д. 7, кв. 3, ул. Фабричная, д. 9, кв. 1, ул. Фабричная, д. 11, кв. 3, ул. Фабричная, д. 12, кв. 25, ул. Фабричная, д. 13, кв. 23, ул. Фабричная, д. 14, кв. 27, ул. Фабричная, д. 15, кв. 3.

Указанное подтверждается реестром физических лиц, являющихся добросовестными потребителями, не имеющими задолженности за коммунальные услуги,  предоставленным ООО МУК «Жилкомсервис»( вх. № 7510 от 25.07.2018).

Вместе с тем, ООО «Ресурс-1» до совершения действий по прекращению подачи ресурсов фактически не устанавливались добросовестные потребители.

Кроме того, ООО «Ресурс-1» полагало, что ограничение ООО «МУК «Жилкомсервис» осуществлено законно и не привело к ущемлению прав неопределенного круга потребителей, так как договор поставки ресурсов заключен с конкретным хозяйствующим субъектом, сведений об иных потребителях, подключенных к сетям ООО «МУК «Жилкомсервис» не располагало, а, следовательно, отсутствует неопределенный круг лиц, в защиту которых направлены требования статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 2 Правил № 354 потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

В рассматриваемом случае, ООО МУК «Жилкомсервис» не обладает вышеуказанными признаками потребителя, поскольку не пользуется на праве собственности или ином законном основании помещениями, к которым осуществляется поставка коммунальных ресурсов.

В правоотношениях с поставщиком тепловой энергии в виде горячего водоснабжения ООО МУК «Жилкомсервис» не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов собственников жилых помещений, а также собственников нежилых помещений в пгт. Краснооктябрьский Медведевского района Республики Марий Эл, заключая договор купли-продажи тепловой энергии, теплоносителя и прием сточных вод, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах конечных потребителей, что также подтверждается письменными пояснениями ООО МУК «Жилкомсервис» (вх. № 12829 от 28.11.2018).

  • соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности основным видом деятельности ООО МУК «Жилкомсервис» является - управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе  среди прочих присутствуют: 35.30.1 производство пара и горячей воды (тепловой энергии), 35.30.14 производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, 35.30.2 передача пара и горячей воды (тепловой энергии), 35.30.3 распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
  • того, для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей, как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

Таким образом, применительно к организациям - потребителям действующим в интересах конечных потребителей, потребителями ресурсов следует рассматривать каждого отдельного потребителя, а не само общество, выступающее, главным образом, лишь в качестве посредника между ресурсоснабжающей организацией и гражданами-потребителями.

Кроме того, ООО «Ресурс-1» при совершении действий по прекращению подачи топливных ресурсов для ООО «МУК Жилкомсервис» не учтены следующие обстоятельства.

Пунктами 2 и 3 статьи 546 ГК РФ установлен перечень оснований, при которых допускается перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии в одностороннем порядке.

Так, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии (пункт 2 статьи 546 ГК РФ).

В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (ст. 40).

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации                                         (далее - ЖК РФ) правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок приостановления и ограничения подачи коммунального ресурса в случае наличия у исполнителя задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс определяется в соответствии с правовыми актами в сфере ресурсоснабжения с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), и должен исключать возможность приостановления или ограничения предоставления услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг (пункт 29 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124).

Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.

Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг подпункт «б» пункта 122 Правил № 354).

Правилами № 354 также устанавливается порядок ограничения и приостановления поставки коммунальных услуг.

В силу пункта 121 Правил № 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации; возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости; получения исполнителем предписания о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа; проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Пунктом 115 Правил определены случаи ограничения или приостановления исполнителем предоставления коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя. Такими случаями являются:

а) возникновение или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновение стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

в) выявление факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям, инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;

г) использование потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей - с момента выявления нарушения;

д) получение исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

Согласно приложению № 1 к Правилам № 354 следует, что допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

На основании пункта 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 № 20, данные санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).

В пункте 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 предусмотрено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

Таким образом, ООО «Ресурс-1» при производстве ежегодных профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения вправе были отключить потребителей от систем горячего водоснабжения на срок не более 14 суток.

Ограничение подачи горячего водоснабжения при проведении ежегодных профилактических работ в централизованных сетях осуществлено 28.05.2018 и возобновлено должно было быть 25.06.2018. Однако 28.05.2018 ООО «Ресурс-1» фактически осуществило ограничение подачи тепловой энергии в виде горячего водоснабжения в связи с образовавшейся задолженностью ООО МУК «Жилкомсервис» перед ООО «Ресурс-1».

На ООО «Ресурс-1» пунктом 11 Правила № 1245 возложена обязанность обеспечить поставку вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения абонентам, не имеющим задолженности.

По смыслу указанного положения, организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к ее сетям, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах.

ООО «Ресурс-1» необходимо было заблаговременно уведомить ООО МУК «Жилкомсервис» о предстоящем приостановлении подачи горячего водоснабжения с целью определения необходимых объемов ресурсов поставки добросовестным потребителям, а также с целью определения таких потребителей.

ООО «Ресурс-1» 31.05.2018 (исх. № 315) направило в адрес ООО «МУК «Жилкомсервис» уведомление о невозможности возобновления тепловой энергии в виде горячего водоснабжения ввиду образования у ООО МУК «Жилкомсервис» задолженности, как следствие продление сроков проведения планово-предупредительного ремонта системы теплоснабжения и горячего водоснабжения с учетом фактических сроков полного погашения обществом задолженности перед ООО «Ресурс-1». Однако в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих допустимость совершения указанных действий со стороны общества.

Представленное в материалы дела письмо ООО «Ресурс-1» от 31.05.2018 исх. №315 подтверждает лишь факт образования со стороны ООО МУК «Жилкомсервис» задолженности в размере 4277 334 рубля 19 копеек, а также продление сроков проведения планово-предупредительного ремонта систем теплоснабжения и горячего водоснабжения в связи с задолженностью. Кроме того, данное письмо направлено в адрес общества и иных лиц, лишь после совершения действий по приостановлению подачи горячего водоснабжения.

Соглашение о бесперебойной подаче горячего водоснабжения добросовестным потребителям между ООО МУК «Жилкомсервис» и ООО «Ресурс-1» не заключалось. Доказательств, свидетельствующих о том, что обществом предпринимались меры для заключения соглашения в Марийское УФАС России не представлено.

Кроме того, между ООО «МУК «Жилкомсервис» и хозяйствующими субъектами  (МДБОУ «Краснооктябрьский детский сад «Яблонька», ГБУ РМЭ «Медведевская ЦРБ», АО «Медведевская центральная районная аптека № 44», ЗАО «Марийское» магазин «Птица», ФГУП «Почта России», Отделение Марий Эл № 8614 Волго-Вятского банка  ПАО «Сбербанк России», ИП Никулиной Л.П.) заключены договоры по отпуску горячей воды и тепловой энергии в виде горячей воды через присоединенную сеть.

Также ООО МУК «Жилкомсервис» представлен реестр добросовестных  потребителей – хозяйствующих лиц, не имеющих задолженности за коммунальные услуги перед обществом за период с 01.06.2017 по 01.06.2018. Так, например, отсутствует задолженность у хозяйствующих субъектов: ГБУ РМЭ «Медведевская ЦРБ», АО «Медведевская центральная районная аптека № 44».

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:

1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;

2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;

4) при отведении в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих материалы, вещества и микроорганизмы, отведение (сброс) которых запрещено;

5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.

В  силу подпункта «в»  27 постановления Правительства РФ от 29.07.2013№ 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83» организация, осуществляющая горячее водоснабжение обязана  обеспечивать бесперебойный режим подачи горячей воды, установленный договором горячего водоснабжения обязано, кроме случаев временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, в порядке  установленной ч. 1 ст. 21 Закона о водоснабжения.

Следовательно, ООО «Ресурс-1» не проведены организационно-технические меры, позволяющие ввести ограничение режима потребления в отношении недобросовестных потребителей ресурса при одновременном обеспечении поставки горячего водоснабжения другим добросовестным потребителям, не имеющим задолженности по оплате  за горячее водоснабжение и исполняющим иные предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательства, без ограничения их режима потребления. Между тем, без осуществления (организационно-технических мер) ограничение режима потребления не вводится.

Исходя из требований пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по заключению соглашения возлагается в равной степени на ресурсоснабжающую организацию и организацию-потребителя, и при уклонении одной из них от заключения соглашения другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить соответствующее соглашение. При таких обстоятельствах, ООО «Ресурс-1» и ООО «МУК «Жилкомсервис» должны достигнуть соглашение об обеспечении подачи добросовестным потребителям топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах. Однако таких действий не совершено, доказательств, подтверждающих волеизъявление сторон на заключение соглашения не представлено.

  • ООО «Ресурс-1» по введению ограничения режима потребления топливно-энергетических ресурсов на объекты, расположенные по адресу: РМЭ, Медведевский район, пгт. Краснооктябрьский, ул. Фабричная, ул. Транспортная добросовестным потребителям повлекли ущемление прав неопределенного круга лиц на получение соответствующих ресурсов, чем нарушили требования п.4 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Событие административного правонарушения – нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в незаконном ограничении поставки топливно-энергетических ресурсов на объекты, расположенные по адресу: РМЭ, Медведевский район, пгт. Краснооктябрьская, ул. Фабричная, ул. Транспортная.

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл.

Время совершения административного правонарушения: данное правонарушение является длящимся и по правилам части 2 статьи 4.5 КоАП РФ временем его совершения является дата вынесения приказа Марийского УФАС России от 25.09.2018 №113/1 о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Состав административного правонарушения, совершенного  ООО «Ресурс-1» и предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют:

- объект административного правонарушения – общественные отношения, связанные со злоупотреблением доминирующим положением и недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством;

- объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, состоит в действиях ООО «Ресурс-1», выразившихся в незаконном ограничении поставки топливно-энергетических ресурсов на объекты, расположенные по адресу: РМЭ, Медведевский район, пгт. Краснооктябрьский, ул. Фабричная, ул. Транспортная, что является злоупотреблением доминирующим положением;

- субъект – ООО «Ресурс-1»;

- субъективная сторона – виновное совершение административного правонарушения, так как у ООО «Ресурс-1» имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно пункту 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из приведенной нормы следует, что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства.

В данном случае доказательств, свидетельствующих о принятии ООО «Ресурс-1» мер по исполнению публично-правовых обязательств в сфере антимонопольного законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется.

Действия ООО «Ресурс-1», выразившиеся в незаконном ограничении поставки топливно-энергетических ресурсов на объекты, расположенные по адресу: РМЭ, Медведевский район, пгт. Краснооктябрьский, ул. Фабричная, ул. Транспортная, совершены с нарушением требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, должностное лицо Марийского УФАС России, оценив представленные по делу доказательства в их взаимной связи и совокупности, считает, что ООО «Ресурс-1» не приняло всех зависящих от него мер при наличии необходимой степени заботливости и осмотрительности, которые требовались от участника правоотношений по соблюдению требований антимонопольного законодательства, а, следовательно, в действиях общества имеется вина в совершении административного правонарушения.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения ООО «Ресурс-1». Имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ) не установлено.

Дополнительно должностным лицом исследован вопрос о применении в отношении общества статьи 2.9 КоАП РФ и признании совершенного правонарушения малозначительным.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного админи­стративного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные ре­шить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершив­шее административное правонарушение, от административной ответственности и огра­ничиться устным замечанием.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соот­носиться с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, адми­нистративные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Действия ООО «Ресурс-1», выразившиеся в незаконном ограничении поставки топливно-энергетических ресурсов на объекты, расположенные по адресу: РМЭ, Медведевский район, пгт. Краснооктябрьский, ул. Фабричная, ул. Транспортная, являются нарушением антимонопольного законодательства и свидетельствуют о пренебрежительном отношении лица, привлекаемого к административной ответственности к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению норм в сфере антимонопольного законодательства.

Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС России пришло к выводу о том, что совершенное ООО «Ресурс-1» правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем отсутствуют основания для признания его малозначительным.

По смыслу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В соответствии с пунктом 2 примечания к статье 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2-7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении антимонопольный орган установил одно смягчающее обстоятельство: добровольное прекращение противоправного поведения.

В рамках рассмотрения административного дела №012/04/14.31-01/2019  ООО «Ресурс-1» факт нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившйся в незаконном ограничении поставки топливно-энергетических ресурсов на объекты, расположенные по адресу: РМЭ, Медведевский район, пгт. Краснооктябрьский, ул. Фабричная, ул. Транспортная признало в полном объеме.

По смыслу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

 При расчете административного штрафа антимонопольный орган руководствуется Методическими рекомендациями Федеральной антимонопольной службы от 13.07.2015 № АИ/34839/15 по расчету величины административного штрафа, рассчитываемого исходя из суммы выручки правонарушителя и налагаемого на юридических лиц за совершением административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.31.2, 14.32 и 14.33 КоАП РФ (далее – Методические рекомендации).

При назначении административного штрафа Марийское УФАС России исходило из размера выручки ООО «Ресурс-1» от оказания услуг по передаче тепловой энергии в виде горячей воды за 2017 год ООО МУК «Жилкомсервис», информацию о которой предоставило общество.

Согласно примечанию, к статье 14.31 КоАП РФ под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с тем, что размер административного штрафа, рассчитанного в соответствии с Методическими рекомендации ниже минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, то в данном случае административный штраф будет составлять 100 000 рублей.

Учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела должностное лицо Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что административный штраф в размере 100 000 соответствует характеру совершенного обществом административного правонарушения.

Таким образом, должностное лицо Марийского УФАС России считает достаточным назначить ООО «Ресурс-1» административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.9, 4.1, 4.2, 4.3, 14.31, 23.48, 29.9, 29.10, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

Постановила:

 

Привлечь ООО «Ресурс-1» к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны