Решение №АБ/4821/23 РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/5-582/2023 о нарушении законодатель... от 15 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 012/05/5-582/2023

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«15» сентября 2023 года г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «13» сентября 2023 года

Полный текст решения изготовлен: «15» сентября 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя - начальник отдела <...>,

член Комиссии – главный государственный инспектор <...>,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт <...>,

рассмотрев дело № 012/05/5-582/2023, возбужденное по признакам нарушения пунктов 4, 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в отношении ИП И. по факту распространения рекламы препаратов в рекламной листовке «Древо здоровья» с информацией о проведении выставок –продаж на территории г. Йошкар-Олы 6, 13 июня 2023 года, распространенную в почтовые ящики многоквартирных жилых домов,

в отсутствии ИП И., надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Специалистами Марийского УФАС России был проведен осмотр рекламы, размещаемой в почтовых ящиках многоквартирных жилых домов г. Йошкар-Олы, в ходе которого установлен факт распространения рекламы препаратов «ФракциоКАРД», «Фракциовит», «Альфа Комплект», «Криодельта», «Суставгин», «Мозгонейрон», «Алтайский зелейник», «Святоздравъ» в рекламной листовке «Древо здоровья» с информацией о проведении выставок –продаж на территории Республики Марий Эл 6, 13 июня 2023 года.

Определением от 29.06.2023 во факту распространения указанной рекламы Марийским УФАС России возбуждено дело № 012/05/5-582/2023 по признакам нарушения пунктов 4, 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в отношении ИП И. (ОГРНИП: <...>, ИНН: <...>).

Определением по делу № 012/05/5-582/2023 от 26.07.2023 рассмотрение дела отложено на 13.09.2023.

03.08.2023 индивидуальным предпринимателем заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия предпринимателя.

Также от лица поступили письменные пояснения, в которых ИП И. сообщила, что рассматриваемые рекламные листовки распространялись на территории г. Йошкар-Ола в количетве 500 экземпляров собственными силами и за свой счет, факт нарушения законодательства о рекламе признает.

 

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и пояснения, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия, на привлечение к которым направлена реклама. Товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Проанализировав содержание спорной информации, способы её размещения и распространения, Марийское УФАС России пришло к выводу, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования являются товары (различные средства и препараты), в том числе следующие препараты: «ФракциоКАРД», «Фракциовит», «Альфа Комплект», «Криодельта», «Суставгин», «Мозгонейрон», «Алтайский зелейник», «Святоздравъ» в рекламной листовке «Древо здоровья» и иные.

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 5 Закона в рекламе в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

В рассматриваемой рекламе ссылаются на рекомендации медицинских работников (врач-уролог, врач онко-дерматолог, кардиолог), используется формулировка «ВРАЧИ В ШОКЕ», что противоречит требованиям указанной статьи.

В силу пункта 6 части 5 статьи 5 Закона в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Указанные в рекламе препараты не являются лекарственными средствами.

Текст рекламной информации изложен таким образом, что у потребителя создается впечатление об излечении от многих заболеваний. При этом, указание на виды (группы) заболеваний, от которых можно избавиться при применении указанных препаратов усиливает эффект того, что данные средства обладают лечебными свойствами. Усиливает данный эффект и приведение информации о длительности применения данных препаратов курсом, указание на мнение и отзывы врачей и пациентов.

Поскольку рассматриваемые средства (препараты) не являются лекарственными средствами, в рекламе неправомерно указано на лечебные свойства данных препаратов, в том числе профилактические, поскольку данные средства не могут использоваться для лечения каких –либо заболеваний. Кроме того, в рекламе неправомерно приведены отзывы и высказывания врачей, используются образы медицинских работников.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования пунктов 4, 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе. Также рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Марийским УФАС России установлено, что рассматриваемые выставки - продажи на территории г. Йошкар-Олы проводились ИП И. (ОГРНИП: <...> ИНН: <...>) на основании заключенного договора возмездного оказания услуг от 10.01.2023 с МАУК «Дворец культуры Российской Армии».

Из материалов дела следует, данная реклама распространялась предпринимателем самостоятельно. Реклама стимулирует интерес к товарам, реализуемым предпринимателем, распространялась в интересах ИП И. Следовательно, ИП И. является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

На момент рассмотрения дела доказательства устранения нарушения законодательства о рекламе в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП И.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-51 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламу препаратов «ФракциоКАРД», «Фракциовит», «Альфа Комплект», «Криодельта», «Суставгин», «Мозгонейрон», «Алтайский зелейник», «Святоздравъ» в рекламной листовке «Древо здоровья» с информацией о проведении выставок –продаж на территории Республики Марий Эл 6, 13 июня 2023 года, распространенной в почтовые ящики многоквартирных жилых домов на территории г. Йошкар-Олы, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 4, 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».

  2. Выдать индивидуальному предпринимателю И. (ОГРНИП: <...>, ИНН: <...>) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении лица к административной ответственности.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны