Решение №ОЕ/2325/24 Решение № 012/05/21-306/2024 ИП П. от 27 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 012/05/21-306/2024

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«27» мая 2024 года г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена: «23» мая 2024 года

Полный текст решения изготовлен: «27» мая 2024 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя- начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,

член Комиссии – главный государственный инспектор отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,

член Комиссии –главный специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,

рассмотрев дело № 012/05/21-306/2024, возбужденное по признакам нарушения пункта 5 части 2, части 2.1, 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в отношении ИП П. по факту распространения рекламы «42 сорта разливного Для тех кто чувствует разницу» с изображением бутылок, стаканов и бокалов с напитками, размещенную при входе в торговый объект по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Героев Сталинградской Битвы, д.31,

в присутствии представителя ИП П. <...>, действующего на основании доверенности,

УСТАНОВИЛА:

Специалистами Марийского УФАС России установлен факт размещения рекламы «42 сорта разливного Для тех кто чувствует разницу» с изображением бутылок, стаканов и бокалов с напитками, размещенную при входе в торговый объект по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Героев Сталинградской Битвы, д.31 следующего содержания:

Марийским УФАС России в отношении ИП П. возбуждено дело № 012/05/21-306/2024 по признакам нарушения пункта 5 части 2, части 2.1, 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения рассматриваемой рекламы.

Представитель ИП П. в ходе рассмотрения дела указал, что индивидуальный предприниматель признает в своих действиях факт нарушения законодательства о рекламе. Индивидуальным предпринимателем содержание рекламы было изменено, о чем в материалы дела представлен макет рекламных конструкций.

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама. Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Проанализировав содержание рассматриваемой информации, способы её размещения и распространения, следует, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования является алкогольная продукция, реализуемая в торговом объекте «СТОП КРАН», а также сам магазин.

Если рекламная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Направленность рекламы на неопределенный круг лиц оценивается исходя из выбранного способа и средства распространения рекламы, а также содержания самой рекламной информации.

Содержание, стиль оформления и подачи рассматриваемой информации свидетельствует о направленности на привлечение внимания неопределенного круга лиц к алкогольной продукции. Всвязи с чем, усматривается, что подобный способ размещения информации об алкогольной продукции подпадает под признаки рекламы.

При анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.

Проанализировав содержание спорной информации, способы её размещения и распространения, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что рассматриваемая информация по своему содержанию и целевой направленности подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – размещена на стекле здания; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечение внимания потребителей к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк, виноградная водка, бренди), вино, крепленое вино, игристое вино, включая российское шампанское, виноградосодержащие напитки, плодовая алкогольная продукция, плодовые алкогольные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе установлено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Указанная рекламная конструкция располагается на фасаде здания, что противоречит требованиям пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.

Кроме того, в соответствии с частью 2.1 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина, крепленого вина и игристого вина, произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания, а также на специализированных ярмарках винодельческой продукции (специализированный раздел ярмарки пищевой промышленности и сопутствующих товаров).

В рассматриваемом торговом объекте реализуется алкогольная продукция различной крепостью, в том числе пиво крепостью более 5%.

Таким образом, реклама нарушает требования части 2.1 статьи 21 Закона о рекламе реклама.

Кроме того, согласно части 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Как видно из фотографии спорной рекламы предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции присутствует, однако ему отведено менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама нарушает также требования части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Марийским УФАС России установлено, что предпринимательскую деятельность по адресу: Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул.Героев Сталинградской Битвы, д.31 осуществляет ИП П. (ИНН: <...>, ОГРНИП: <...>). Указанная реклама располагается в месте осуществления предпринимательской деятельности ИП П.

Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП П.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

Однако на момент вынесения решения у Комиссии отсутствуют материалы, свидетельствующие об устранении нарушения законодательства о рекламе со стороны ИП П.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания ИП П.. о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-51 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламу «42 сорта разливного Для тех кто чувствует разницу» с изображением бутылок, стаканов и бокалов с напитками, размещенную при входе в торговый объект по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Героев Сталинградской Битвы, д.31:

ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2, части 2.1, 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

  1. Выдать ИП П. (ИНН <...>, ОГРНИП <...>) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                     <...>

 

Члены Комиссии                                                                  <...>

 

                                                                                               <...>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны