Решение б/н дело № 012/01/17-917/2021 о нарушении антимонопольного закон... от 29 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 012/01/17-917/2021

                                                                                                                               г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть объявлена 21 марта 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 28 марта 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…> – заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Председатель Комиссии;

<…> – государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев дело № 012/01/17-917/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения ООО «Благоустройство» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившееся в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, при проведении аукционов в электронной форме на оказание услуг по доставке платежных документов за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО «Благоустройство» до потребителей (1 и 2 зоны деятельности регионального оператора) (извещения № 32110439635, № 32110439624 от 01.07.2021),

в отсутствие представителей заявителя – УФПС Республики Марий Эл, надлежаще извещенных о месте, времени рассмотрения дела,

в присутствии представителя ответчика – <…> на основании ордера № 2103 от 28.10.2021 (доверенность № 3 от 01.10.2021),

в присутствии представителей ООО «Принтекс» – <…> по доверенности № 48 от 22.10.2021, <…> по доверенности № 49 от 22.10.2021,

в отсутствие ИП И. (представителя по доверенности), надлежаще извещенного о месте, времени рассмотрения дела,

в отсутствие представителя ООО «Вертола», надлежаще извещенного о месте, времени рассмотрения дела,

руководствуясь статьей 49 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл поступило обращение УФПС Республики Марий Эл (вх. № 6343 от 06.07.2021), а также обращение, направленное Прокуратурой Республики Марий Эл (вх. № 6620 от 14.07.2021), по вопросу нарушения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при проведении ООО «Благоустройство» аукционов в электронной форме (извещение № 32110425879, № 32110425898, № 32110439635, № 32110439624).

В рамках рассмотрения обращения установлено следующее.

Целями регулирования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики на основании части 1 статьи 3 Закона о закупках руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Конкурентной закупкой в силу части 3 статьи 3 Закона о закупках является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке, либо посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Согласно части 3.2 статьи 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи.

Так, требования Закона о закупках распространились на ООО «Благоустройство» как регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами только со 02 января 2021 года в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2020 № 443-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

01 июля 2021 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок были размещены извещения о проведении аукционов в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства:

- № 32110439635 на оказание услуг по доставке платежных документов за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО «Благоустройство», до потребителей (1 зона деятельности регионального оператора);

- № 32110439624 на оказание услуг по доставке платежных документов за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО «Благоустройство», до потребителей (2 зона деятельности регионального оператора).

На участие в указанных электронных аукционах была подана одна единственная заявка ООО «Принтекс».

Для обоснования начальной (максимальной) цены договоров был использован метод сопоставления рыночных цен (анализ рынка). Коммерческие предложения были представлены ООО «Принтекс», ООО «Квадрат» и ООО «Панорама». Однако согласно полученным ответам ООО «Квадрат» (исх. № 27 от 10.09.2021) и ООО «Панорама» (от 09.09.2021) данные организации не осуществляют деятельность по изготовлению и конвертации платежных документов за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также по доставке платежных документов за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с протоколами подведения итогов указанных аукционов в электронной форме от 09.07.2021 и 21.07.2021 победило ООО «Принтекс».

Причем, согласно Техническому заданию (Приложение № 1 к документации об аукционах в электронной форме № 32110439635, № 32110439624) после получения от Заказчика составного платежного документа Исполнитель обязан самостоятельно или с привлечением третьих лиц в течение 1 рабочего дня доставить платежные документы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до почтовых ящиков абонентов.

На основании анализа рынка, проведенного Марийским УФАС России, ООО «Вертола» и УФПС Республики Марий Эл приняли бы участие в электронных аукционах, если бы срок доставки платежных документов за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО «Благоустройство», до потребителей (1 и 2 зоны деятельности регионального оператора) был увеличен. Оказание услуг по доставке платежных документов за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до почтовых ящиков абонентов в течение 1 рабочего дня, согласно письменным пояснениям ООО «Вертола» и УФПС Республики Марий Эл, не представляется им возможным.

Из ответа УФПС Республики Марий Эл № Ф12-06/1768 от 31.08.2021 следует, что организация имеет возможность снизить ценовое предложение для заключения договора на доставку платежных документов за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО «Благоустройство», до потребителей (1 и 2 зоны деятельности регионального оператора).

Согласно ответу ИП Х. (вх. № 606 от 25.01.2022) доставка платежных документов за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до почтовых ящиков абонентов на территории всей Республики Марий Эл в течение 1 рабочего дня самостоятельно или с привлечением третьих лиц индивидуальному предпринимателю не представляется возможным.

Из пояснений ИП Х. также следует, что для оказания данной услуги фактически требуется от четырех до пяти дней.

В случае увеличения срока оказания услуг по доставке платежных документов за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до почтовых ящиков абонентов ИП Х. выразил свою заинтересованность к участию в торгах.

Правового обоснования и иных доказательств необходимости доставки платежных документов за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до почтовых ящиков абонентов именно в течение 1 рабочего дня ООО «Благоустройство» в материалы дела не представлено.

В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Из статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации

Хозяйствующий субъект, в понимании Закона о защите конкуренции, - это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

УФПС Республики Марий Эл, ООО «Вертола» и ИП Х. являются хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц.

Таким образом, в оказании услуг по доставке платежных документов за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО «Благоустройство» до потребителей (1 и 2 зоны деятельности регионального оператора), заинтересованы УФПС Республики Марий Эл, ООО «Вертола» и ИП Х. в случае увеличения срока доставки.

В связи с чем, доставка платежных документов за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до почтовых ящиков абонентов на территории всей Республики Марий Эл в течение 1 рабочего дня самостоятельно или с привлечением третьих лиц ограничивает конкуренцию.

Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия Марийского УФАС России в соответствии  со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции приняла заключение об обстоятельствах дела, в котором пришла к выводу о том, что в действиях ООО «Благоустройство» имеется нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, при проведении аукционов в электронной форме на оказание услуг по доставке платежных документов за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО «Благоустройство» до потребителей (1 и 2 зоны деятельности регионального оператора) (извещения № 32110439635, № 32110439624 от 01.07.2021).

На заключение об обстоятельствах дела, вынесенное Комиссией Марийского УФАС России 16.02.2022, ответчиком в материалы дела представлены возражения.

По мнению ответчика, в действиях ООО «Благоустройство» нарушение антимонопольного законодательства отсутствует. Кроме того, ответчик просит Комиссию прекратить рассмотрение настоящего дела в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, оснований для прекращения дела 012/01/17-917/2021 о нарушении антимонопольного законодательства не имеется, в связи с тем, что установление требования в аукционных документациях (извещения № 32110439635, № 32110439624) об обязанности исполнителя самостоятельно или с привлечением третьих лиц в течение 1 рабочего дня доставить платежные документы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до потребителей (1 и 2 зоны деятельности регионального оператора) сокращает число хозяйствующих субъектов – потенциальных участников закупок, готовых оказать данные услуги при возможном снижении начальной (максимальной) цены договора, что подтверждается материалами дела.

Ссылка ООО «Благоустройство» на пункт 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не принимается во внимание, поскольку данная норма закона не регламентирует время доставки платежных документов за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а лишь устанавливает крайний срок к которому должны быть представлены платежные документы.

Иными участниками дела возражений в письменной форме представлено не было.

Пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Между тем, учитывая, что по результатам закупок № 32110439635, № 32110439624 между ООО «Благоустройство» и ООО «Принтекс» заключены договоры, которые в настоящее время исполняются сторонами, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче обязательного для исполнения предписания.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Благоустройство» нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, при проведении аукционов в электронной форме на оказание услуг по доставке платежных документов за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО «Благоустройство» до потребителей (1 и 2 зоны деятельности регионального оператора) (извещения № 32110439635, № 32110439624 от 01.07.2021).

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 7.32.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   

 

 

Члены Комиссии                                                                                                   

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны