Решение №АБ/3161/23 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/0... от 20 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/106-534/2023

15 июня 2023 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии <…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии:

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; при участии представителя заказчика посредством видеоконференцсвязи – директора МОУ «Шимшургинская основная общеобразовательная школа» - <…>; в отсутствие представителя заявителя – ООО «СНАБЖЕНИЕ УРАЛА», надлежащим

образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела; рассмотрев жалобу ООО «СНАБЖЕНИЕ УРАЛА» от 13.06.2023 на положения извещения электронного аукциона «Уголь марки Д - длиннопламенный» (извещение в единой информационной системы в сфере закупок в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru № 0308300022823000001 от 02.06.2023),

УСТАНОВИЛА:

Заказчиком проводился электронный аукцион «Уголь марки Д – длиннопламенный».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Так, в Марийское УФАС России в предусмотренные законом сроки поступила жалоба ООО «СНАБЖЕНИЕ УРАЛА» на положения извещения об осуществлении закупки.

Заявитель в своей жалобе приводит довод о несоответствии положения извещения и карточки закупки в единой информационной системе электронного аукциона, а именно в пункте 33 документации электронного аукциона размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе указан - 0,5% от НМЦК (12 840, 00 рублей), при этом в карточке закупки в единой информационной системе указан размер обеспечения заявки – 5 % от НМЦК (128 400, 00 рублей). На специальный счет организации были переведены денежные средства в размере 12 840,00 рублей, согласно документации об аукционе. Оперативно перевести необходимую сумму не имеется возможности, в результате чего были лишены возможности принять участие в закупке.

Заказчик в письменных пояснениях с доводами жалобы согласился.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение № 0308300022823000001 о проведении электронного аукциона «Уголь марки Д – длиннопламенный» размещено на официальном сайте 02.06.2023.

Дата и время окончания подачи заявок: 13.06.2023 14:00.

Дата подведения итогов определения поставщика: 14.06.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта: 2 568 000,00 рубля.

Преимущества: в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона № 44-ФЗ - Размер преимущества не установлен.

Ограничения и запреты: не установлены.

Пунктом 16 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов (в том числе открытого аукциона в электронной форме) заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, информацию о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке.

Согласно части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе, при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.

Частью 2 статьи 44 Закона о контрактной системе определено, что обеспечение заявки на участие в закупке устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в следующих размерах:

  1. если размер начальной (максимальной) цены контракта не превышает двадцать миллионов рублей, - от одной второй процента до одного процента начальной (максимальной) цены контракта;
  2. если размер начальной (максимальной) цены контракта превышает двадцать миллионов рублей, - от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта.

Из содержания извещения о проведении рассматриваемого аукциона следует, что Заказчиком определен следующий размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе: «Размер обеспечения заявки — 128 400,00 Российский рубль», что составляет 5% от начальной (максимальной) цены контракта.

При этом, в составе извещения Заказчиком в рамках проведения электронного аукциона «Уголь марки Д – длиннопламенный» размещен документ, содержащий информацию о порядке проведения электронной процедуры – «Аукционная документация», пунктом 33 которого предусмотрен иной размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе: «0,5% от НМЦК».

Представитель Заказчика пояснил, что при размещении информации о закупке в содержании Извещения в Единой информационной системе должностным лицом Заказчика, ответственным за формирование извещения о проведении закупки, была допущена техническая ошибка, и вместо 0,5 % был указан размер обеспечения 5% от НМЦК.

Таким образом, установление Заказчиком в содержании Извещения в Единой информационной системе и в содержании Извещения, размещенного Заказчиком в составе документации об аукционе, противоречивых сведений относительно размера обеспечения заявки, с учетом требований статьи 44 Закона о контрактной системе, фактически повлекло невозможность участия в электронном аукционе Заявителя (ООО «СНАБЖЕНИЕ УРАЛА»).

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы, в действиях Заказчика установлены нарушения требований подпункта 1 части 2 статьи 44 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в рамках внеплановой проверки было установлено следующее.

1. В силу пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.

В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия: о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

  1. иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;
  2. оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи

94 Закона о контрактной системе;

  1. в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе;
  2. Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Комиссией Марийского УФАС России установлено, что пункт 6.4 проект контракта содержит следующее условие: «Оплата за поставленный товар осуществляется Заказчиком в течение 15 (пятнадцати) банковских дней со дня представления Поставщиком Заказчику документов, подтверждающих факт поставки товарной накладной».

Таким образом, указанные положения противоречат требованиям части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

2. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).

Согласно пункту 4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.

При этом, как следует из извещения о проведении аукциона, в закупке установлено преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Комиссией установлено, что в пункте 11 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью извещения, установлены следующие требования к штрафам:

«За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, устанавливается штраф в размере составляющем:

а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не

превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа)

составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет

от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно)».

Таким образом, положения пункта 11 проекта контракта не соответствуют положениям пункту 4 Правил, что нарушает часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Кроме того установлено, что приложение к извещению электронного аукциона «Аукционная документация» содержит требования и ссылки на статьи Закона о контрактной системе, утратившими силу на момент размещения извещения электронного аукциона.

Указанные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, допущенные заказчиком при проведении электронного аукциона, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

Учитывая изложенное, Комиссия в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе принимает решение о признании жалобы обоснованной и необходимости выдачи заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «СНАБЖЕНИЕ УРАЛА» обоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика – МОУ «Шимшургинская основная общеобразовательная школа» нарушения частей 8, 13.1 статьи 34, подпункта 1 части 2 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать заказчику - МОУ «Шимшургинская основная общеобразовательная школа» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должностных лиц заказчика, допустивших нарушение законодательства.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии                                                                                                                            

Члены комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны