Решение №АБ/2855/23 решение по делу №012/05/5-163/2023 о нарушении законодательс... от 5 июня 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу №012/05/5-163/2023
о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе
«02» июня 2023 года г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена: «01» июня 2023 года
Полный текст решения изготовлен: «02» июня 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти <...>
член Комиссии – главный государственный инспектор отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>;
член Комиссии – ведущий специалист – эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,
рассмотрев дело № 012/05/5-163/2023, возбужденное в отношении ИП О. по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) по факту распространения рекламы на автотранспортном средстве следующего содержания: «Таксопарк № 1 мощный смартфон за 109 рублей в день с баланса таксометра», в отсутствии ИП О.,
УСТАНОВИЛА:
Сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) 07 сентября 2022 установлен факт размещения рекламы «Таксопарк № 1 мощный смартфон за 109 рублей в день с баланса таксометра…» следующего содержания:
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.
Из содержания рекламы следует, что объектом рекламирования является предоставление смартфона за 109 рублей в день.
Проанализировав содержание спорной информации, способы её размещения и распространения, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В нарушение данной правовой нормы в спорной рекламе отсутствует информация о том, на каком основании стоимость «мощного смартфона» составляет 109 рублей в день, порядок приобретения смартфона, сведения о лице, реализующем смартфон, в связи с чем, искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Марийским УФАС России 07.11.2022 проведен Экспертный совет по применению законодательства о рекламе, в котором на повестку совета была вынесена спорная рекламная информация.
На рассмотрении большинство экспертов пришли к выводу о том, что рассматриваемая информация является рекламой. Эксперты указали, что в рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и способах оплаты.
Кроме того, Комиссией Марийской УФАС России установлено, что информация? идентичная информации приведенной в рекламе: «Мощный смартфон за 109 рублей в день» размещалась на сайте https://0mega.ru/, который принадлежит ООО «Омега Про» (ИНН 1200008048, ОГРН 1221200003980, КПП 120001001).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ директором и учредителем ООО «Омега Про» является О.
Комиссия Марийского УФАС России обратилась к независимому ресурсу http://web-arhive.ru/, который позволяет проверить внешний вид и содержание страницы в сети «Интернет».
Архивирование сайтов представляет собой процесс сохранения текущей версии сайта в архиве для последующих исследований, для архивирования используется специальное программное обеспечение - веб-сканер.
В архивной копии сайта от 23.03.2023 имеются следующая информация:
«Мощный смартфон в рассрочку для водителей Яндекс.Такси:
«Xiaomi Redmi Note 10 S (Gray) 109 руб/день. Рассрочка на 180 дней Встроенная память – 128 гб, оперативная память -8 ГБ, процессор – Media Tek Helio G 95 4 камеры – основная 64 МП, экран – 6.43” AMOLED , стоимость смартфона – 19620 р.
Как это работает?
1 Оставьте заявку на сайте и ожидайте звонка менеджера Мы перезвоним в течение 15 минут
2 Направьте документы для оформления договора через WhatsApp или другим удобным способом
3 Согласуйте время и место встречи с курьером Не забудьте захватить оригиналы паспорта и других документов
4 Встретьтесь с курьером, подпишите договор и заберите смартфон перед подписанием договора внимательно изучите раздел ответственность
5 подключитесь с таксопарку – партнеру и выполняйте заказы платеж за телефон бужет списываться вашего таксометра.
Документы для оформления:
водительское удостоверение, паспорт гражданина РФ, свидетельство о регистрации ТС (СТС)
Условия рассрочки:
1 Стаж работы водителем в Яндекс.Такси – от 1 месяца
2 Обязательное подключение к таксопарку – партнеру
3 Первоначальный взнос – 0 руб.
4 Cрок рассрочки – 180 дней
5 Досрочное погашение в любой момент.
Гарантии
1 Договор купли-продажи
2 Гарантия на смартфон – 1 год
3 Подмена на время ремонта
4 Ремонт не более 45 дней»
Вместе с тем в рекламе размещена лишь информация о возможности получения смартфона за 109 рублей в день.
Из содержания рассматриваемой рекламы не представляется возможным определить условия получения смартфона. Отсутствует информация о требованиях предъявляемых к водителю, а также отсутствует информация о сроке, в течении которого телефон может быть выкуплен в рассрочку, о полной стоимости, о характере заключенного договора.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе. Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Реклама размещена на автотранспортном средстве Рено логан, идентификационный номер VIN X7L4SRLV461781142, государственный знак Н185ХХ12. Согласно сведениям МВД по Республике Марий Эл (вх. № 507-ЭП/23 от 09.02.2023) собственником автотранспортного средства является ИП О.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В материалах дела отсутствует документальные доказательства, отражающие факт устранения ИП О. в настоящее время нарушения законодательства о рекламе.
На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России считает, что в данном случае имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
-
Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания:
-
поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ИП О. (ИНН <...>, ОГРН <...>, ОГРН <...>, зарегистрирован по адресу: <...>) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии