Протокол, выписка из протокола б/н факт нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федеральн... от 26 апреля 2021 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРОТОКОЛ № 012/04/14.3-359/2021

об административном правонарушении

 

«26» апреля 2021 года                                                                                                    г. Йошкар-Ола

 

Протокол составлен ведущим специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…> в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора ООО МКК «Срочноденьги»  <…> (<…>) по факту нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившегося в распространении ООО МКК «Срочноденьги» на территории г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл по адресу: ул. Петрова, д. 27Б  рекламы «Всем новым клиентам займы под 0% Ждем вас в Срочно Деньги».

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, ул. Петрова, д. 27Б.

Время совершения административного правонарушения: 26.10.2020 - дата проведения мониторинга.

Марийским УФАС России установлен факт распространения на территории г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл по адресу: Ленинский проспект, ул. Петрова, д. 27Б наружной рекламы «Всем новым клиентам займы под 0% Ждем вас в Срочно Деньги», которая содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), следующего содержания:

Антимонопольный орган в соответствии с предоставленными Законом о рекламе полномочиями осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и проводит проверки рекламы на соответствие требованиям Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона о рекламе антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»  установлено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром признается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Из анализа текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования выступают услуги по предоставлению займа, оказываемые ООО МКК «Срочноденьги».

Если рекламная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.

Согласно Письму ФАС России от 05.04.2007 года исх. № АЦ/4624 под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Согласно Письму ФАС России от 20.06.2018 № АД/45557/18 «Об оценке неопределенного круга лиц в рекламе» квалификация информации как рекламы либо иного рода информации зависит от совокупности направленности и содержания сути сведений, приведенных в такой информации.

Рассматриваемая информация не обращена к конкретному потребителю, не адресована каким-либо определенным лицам, следовательно, является неперсонифицированной, поскольку невозможно определить заранее какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации.

Таким образом, информация содержит следующие признаки рекламы: информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (предоставление займа), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Следовательно, указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (заеме)» потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В рассматриваемой рекламной информации указано, что займ новым клиентам предоставляется под ноль процентов, однако иные существенные условия предоставления займа, а именно: сумма, сроки, порядок предоставления и иное не указаны, что может ввести потребителей в заблуждение данными услугами.

Согласно сведениям, указанным в рекламной информации, услуги по предоставлению займа осуществляет ООО МКК «Срочноденьги» (<…>).

В ответ на запрос Марийского УФАС России от 01.12.2020 № 03-13/421 ООО МКК «Срочноденьги» сообщило, что к существенным условиям договора относятся условия о сумме, сроке и порядке его предоставления заемщику, размере процентов за пользованием кредитом, сроке и порядке уплаты процентов по кредиту и возврата суммы. Подробные сведения о существенных условиях получения займа содержатся в Уставе, Базовом стандарте, Общих условиях договора потребительского займа и Правилах предоставления займов.

В соответствии с указанными документам по порядку выдачи займов ООО МКК «Срочноденьги», а также документами, представленными на сайте общества в сети «Интернет»: https://srochnodengi.ru/docs/ размер суммы займа состваляет от 2000 руб.  до 100000 руб., а по займам на платежную карту «Срочнокарта» сумма займа от 2000 руб. до 30000 руб. Компания не ограничена в своем праве предоставить займ и на большую сумму в пределах, установленных действующим законодательством. На сумму займа начисляются проценты (процентная ставка устанавливается в договоре займа). Займы выдаются на срок от 1 до 180 календарных дней по выбору клиента. Процентная ставка по займу составляет 328,500% - 365,000% – для займов, выдаваемых наличными денежными средствами в офисах финансового обслуживания в городах присутствия и на банковский счет Заемщика/личную именную банковскую карту по реквизитам, указанным Заемщиком и выдаваемых на платежную карту «Срочнокарта». Однако указанная информация отсутствовала в рассматриваемой рекламе.

В ответ на определение о возбуждении дела № 012/05/28-1050/2020 от 30.12.2020 ООО МКК «Срочноденьги» сообщило, что факт нарушения законодательства о рекламе не признает в связи с тем, что общество не является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем данной рекламы.

Общество сообщило, что в настоящий момент в г. Йошкар-Оле расположено несколько офисов ООО МКК «Срочноденьги», находящихся по следующим адресам: бульвар Чавайна д. 16, ул. Первомайская д. 115, ул. Красноармейская д. 43, пгт. Медведево ул. Юбилейная, д.  10/1.

Общество также указало, что шрифт, в котором исполнена строчка «займы под 0%» в рассматриваемой рекламе обществом нигде не использовался, не соответствует формату ранее используемых и актуальных вариантов исполнения, что подтверждается примерами размещения на представленных фотографиях офисов ООО МКК «Срочноденьги» в г. Йошкар-Ола и ранее направленным ответом на запрос с представленным, актуальным и утвержденным вариантом исполнения рекламы.

При признании лица в качестве рекламодателя Марийское УФАС России исходило прежде всего из того, что ООО МКК «Срочноденьги» осуществляет деятельность, указанную в рекламе, в том числе оказывает услуги по предоставлению займов.

Информация об осуществлении данной деятельности ООО МКК «Срочноденьги» по адресу, указанному в листовке, имеется в открытых источниках в сети «Интернет» на сайтах: https://srochnodengi.ru, https://vk.com/srochnodengi, https://ok.ru/srochnodengi, https://www.instagram.com/srochnodengi/, https://www.youtube.com/channel/UCRajMjR-gDkELJW7FuDeE_g.

В рекламе также имеются средства индивидуализации юридического лица – наименование организации ООО МКК «Срочноденьги», адрес расположения одного из филиалов общества в г. Йошкар-Оле (Бульвар Чавайна д. 16), контактный номер телефона организации, который также указан на сайте общества (https://srochnodengi.ru), используется изображение рисунка девочки, идентичное изображению, используемому на сайтах: https://srochnodengi.ru, https://vk.com/srochnodengi, https://ok.ru/srochnodengi, https://www.instagram.com/srochnodengi/, https://www.youtube.com/channel/UCRajMjR-gDkELJW7FuDeE_g, а также на утвержденном варианте исполнения рекламы, представленным ООО МКК «Срочноденьги» в Марийское УФАС России.

Учитывая изложенное, Марийское УФАС России обоснованно пришло к выводу, что рассмотренная рекламная информация фактически изготавливалась и распространялась от имени и в интересах общества, в целях привлечения потенциальных клиентов к пользованию услугами ООО МКК «Срочноденьги».

В то же время ООО МКК «Срочноденьги» документов и материалов об изготовлении, размещении, распространении рассматриваемой рекламы в интересах общества иными лицами не представило и Марийским УФАС России не установлено.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама содержит нарушения, предусмотренные частью 7 статьи 5, частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в ней отсутствуют сведения о существенных условиях предоставления займа.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. 

Так как реклама размещена в целях привлечения внимания к услугам, оказываемым ООО МКК «Срочноденьги», следовательно, данное общество является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

В соответствии с частью 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, в том числе правом обжаловать постановление по делу в течение 10 дней согласно статьям 30.1, 30.3 КоАП РФ.

Протокол составлен в отсутствии <…>, надлежащим образом извещенного о месте и времени составления протокола. В адрес <…> по месту регистрации направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении (исх. № 03-07/258 от 05.04.2021), которое  возвращено в Марийское УФАС России.

Согласно пункту 24.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение.

Дело об административном правонарушении будет рассматриваться 11 мая 2021 года в 14:00  по адресу: ул. Волкова, д. 164, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл.

 

 

С протоколом ознакомлен(а),

права и обязанности разъяснены.

                                                                                                     ________________________________­­

(ФИО, подпись лица, привлекаемого

к административной ответственности)

 

<…>

(Ф.И.О. составившего протокол)

______________________2021 г.                                                                    _______________________

                                                                                                                         (подпись)

 

Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ копию протокола получил:

 

__________________________________________________________________________________

(ФИО лица, получившего протокол)

 

«              »_____________2021 г.                                                                  _______________________

                                                                                                                                       (подпись)

 

Также сообщаем, что возможность участия в рассмотрении дела будет организована посредством удаленного доступа через программу «TrueConf Server» по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/3950181632.

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

Инструкция для участников видеоконференцсвязи прилагается к настоящему уведомлению.

Информацию об участии в составлении протокола посредством удаленного доступа необходимо сообщить в Марийское УФАС России по телефону 8 (8362) 41-76-21.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны