Предупреждение б/н предупреждение в отношении гарантирующего поставщика по факт... от 9 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 012/01/10-985/2020

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«09» декабря 2020 года                                                                                                    г. Йошкар-Ола

 

Управлением Федеральной антимонопольной службой по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства 03.12.2020 на официальном сайте ПАО «ТНС энерго Марий Эл»: https://mari-el.tns-e.ru/population/contract/, https://mari-el.tns-e.ru/legal-entities/ установлено размещение типового договора энергоснабжения с гражданами-потребителями, хозяйствующими субъектами, содержащего невыгодные условия, что свидетельствует о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»(далее – Закон о защите конкуренции).

В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.  

Согласно проведенному Марийским УФАС России анализу состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Республики Марий Эл от 30.03.2020 ПАО «ТНС энерго Марий Эл» занимает доминирующее положение с долей 72,91 % соответственно.

В этой связи на ПАО «ТНС энерго Марий Эл» распространяются запреты на злоупотребление доминирующим положением, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Проанализировав типовые формы договоров энергоснабжения с гражданами - потребителями, с энергосбытовыми организациями, договоры энергоснабжения для отдельных категорий потребителей электрической энергии (мощности) прочие потребители электрической энергии (мощности») - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, владеющих нежилыми помещениями, договоры энергоснабжения для садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, объединений граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им постройках (погреба, сарай) некоммерческих объединений граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы), договоры  энергоснабжения для граждан, владеющих отдельно стоящими гаражами, приобретающих электрическую энергию (мощность), договоры для бюджетных потребителей электрической энергии (мощности), размещенные на официальном сайте общества, Марийским УФАС России установлено, что гарантирующий поставщик навязывает потребителям (покупателям) невыгодные условия договора энергоснабжения:

  1. Так, согласно абз. 7 пункта 2.3 договора энергоснабжения с гражданами-потребителями надлежащим уведомлением потребителя при исполнении договора энергоснабжения является сообщение информации потребителю (или иному проживающему совместно с ним лицу) в частности сообщение в личном кабинете потребителя на сайте гарантирующего поставщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

Кроме того, в силу абз. «е» пункта 5.4 договора энергоснабжения с энергосбытовой организацией уведомление энергосбытовой организации о введении ограничения режима потребления гарантирующий поставщик осуществляет одним из следующих способов: в частности посредством публикации на официальном сайте Гарантирующего поставщика в сети «Интернет» www.tns-e.mari.ru».

Аналогичные условия отражены в абз. «д» пункта 5.4 договоров энергоснабжения для отдельных категорий потребителей электрической энергии (мощности) прочих потребителей электрической энергии (мощности») - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, владеющих нежилыми помещениями; для садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, объединений граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им постройках (погреба, сарай), некоммерческих объединений граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы); для граждан, владеющих отдельно стоящими гаражами, приобретающих электрическую энергию (мощность), для бюджетных потребителей электрической энергии (мощности).

Порядок заключения договоров энергоснабжения установлен разделом 3 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные  положения №442).

Пунктами 29, 32, Основных положений №442 предусмотрено, что   по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а потребитель (покупатель) обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность).

Гарантирующий поставщик реализует электрическую энергию (мощность) потребителям (покупателям) на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

В пункте 2 Основных положений № 442 причислены обстоятельства, по которым возможно введение гарантирующим поставщиком ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителя.

Так,  на  основании  пункта  8  Правил  ограничения  уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления электрической энергии осуществляется способом, определенным договором энергоснабжения, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе посредством направления короткого текстового сообщения (далее - смс-сообщение) на номер мобильного телефона, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством направления сообщения на адрес электронной почты, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством публикации на официальном сайте инициатора введения ограничения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), зарегистрированном в качестве средства массовой информации, посредством включения текста уведомления в счет на оплату потребленной электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а если указанными договорами ни один из данных способов не определен, посредством опубликования в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, или любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом.

Следовательно, в случае уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления, путем публикации на официальном сайте инициатора введения ограничения в сети «Интернет», зарегистрированным в  качестве СМИ или посредством опубликования в периодическом печатном издании, являющимся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, потребитель считается надлежащим образом уведомленным о введении ограничения режима потребления в день публикации соответствующего уведомления.

Таким образом, в силу пункта 8 Основных правил № 442 включение условия, содержащегося в  абз. 7 пункта 2.3, абз. «д», «е» пунктов 5.4. договоров энергоснабжения, в части уведомления о введении ограничения режима потребления посредством публикации на официальном сайте ПАО «ТНС энерго Марий Эл» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предусматривает возможность использования такой формы уведомления в случае, если Интернет - сайт (https://mari-el.tns-e.ru/) зарегистрирован в качестве средства массовой информации.

2. Также п. 3.3.10 договора энергоснабжения с гражданами на потребителя неправомерно возложена обязанность по письменному уведомлению гарантирующего поставщика за 7 дней до прекращения прав владения или пользования жилым помещением (домовладением) и произведения полного расчета за потребленную электрическую энергию с гарантирующим поставщиком на дату прекращения права владения или пользования жилым помещением (домовладением) (пункт 3.3.10 договора энергоснабжения с потребителями гражданами).

Указанный вывод сделан в связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрена данная обязанность в отношении потребителей электрической энергии.

Таким  образом, действия  ПАО «ТНС энерго Марий Эл», выразившиеся в  указании в типовых формах договоров энергоснабжения одним  из условий  по  уведомлению потребителя о введении в  отношении  него  ограничения  режима  потребления -  посредством  публикации  на  официальном  Интернет-сайте,  не  зарегистрированном в  качестве  средства  массовой  информации,  противоречат  пункту  8  Правил  полного  и  (или)  частичного  ограничения  режима  потребления  электрической  энергии, утвержденных  постановлением  Правительства РФ от  04.05.2012 №442, а также в возложение на потребителей  обязанности по письменному уведомлению гарантирующего поставщика за 7 дней до прекращения прав владения или пользования жилым помещением (домовладением) и произведения полного расчета за потребленную электрическую энергию с гарантирующим поставщиком ущемляют их интересы и  содержат признаки нарушения п. 3 части 1  статьи 10 Федерального  закона от  26.07.2006 №135-ФЗ «О  защите  конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия).

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Марийское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает ПАО «ТНС энерго Марий Эл» о необходимости в десятидневный срок с момента получения предупреждения прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем приведения положений абз 7 пункта 2.3, 3.3.10 договоров энергоснабжения с гражданами- потребителями, пунктов «д», «е» пунктов 5.4.  договоров энергоснабжения, размещенных на официальном сайте ПАО «ТНС энерго Марий Эл» (по адресу: https://mari-el.tns-e.ru/population/contract/, https://mari-el.tns-e.ru/legal-entities/), в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальный услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утверждённых постановлением Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 № «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением документальных доказательств.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

Руководитель                                                                                                                        П.А. Козел

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны