Протокол, выписка из протокола б/н факт нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона... от 11 августа 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРОТОКОЛ № 012/04/14.3-606/2022
об административном правонарушении
«11» августа 2022 года г. Йошкар – Ола
Протокол составлен главным специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России Журавлевой Наталией Валерьевной в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП Д. (<…>) по факту нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» при распространении наружной рекламы «Цирк Шапито №1» (решение по делу № 012/05/5-376/2022 от 15.07.2022).
Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Место, время совершения и событие административного правонарушения:
Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола.
Время совершения административного правонарушения: 20.04.2021 – дата фиксации распространения рекламы на рекламных стендах в подъездах многоквартирных жилых домов.
Специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) установлен факт размещения наружной рекламы Цирка Шапито в г.Йошкар-Оле:
Марийским УФАС России в отношении ИП Д. возбуждено дело № 012/05/5-376/2022 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в отношении ИП Д. по факту распространения наружной рекламы «Цирк Шапито №1».
Решением Марийского УФАС России по делу № 012/05/5-376/2022 от 15.07.2022 реклама «ЦИРК Шапито №1» признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
По смыслу статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной.
При этом недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
В рассматриваемой рекламе используется словосочетание «Высшая профилактическая мера».
Пунктом 29 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующие действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.
В данном случае при оценке текста размещенной рекламы действующему законодательству Марийское УФАС России приходит к выводу о том, что в спорной рекламе приводятся не обладающие достоверностью сведения о превосходстве (преимуществе) объекта рекламирования «Цирк Шапито №1» - над такими же услугами (товарами) иных хозяйствующих субъектов, что может вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор товаров того или иного производителя или продавца товара.
Также, общее восприятие рекламы вводит потребителей рекламы в заблуждение, поскольку преимущества рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами не находят подтверждения превосходства товара в тексте рекламы.
Действующее законодательство в регулируемой сфере правоотношений исходит из того, что достоверность распространяемой рекламы с использованием утверждений в превосходной степени «Цирк Шапито №1» должна соответствовать реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Кроме того, применительно к использованию в рекламе терминов в превосходной степени, например, утверждений о «Цирк Шапито №1» и т.п., действует презумпция несоответствия действительности таких терминов в превосходный степени и утверждений, если рекламодатель не подтвердит их истинность, предоставив документальные доказательства. При этом использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе присутствует информация сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени «Цирк Шапито №1» без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение.
На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно сведениям, представленным в антимонопольный орган, гастроли цирка в г.Йошкар-Оле проводит ИП Д.
Реклама размещалась в месте проведения гастролей в интересах ИП Д.
На основании изложенного, рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП Д.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, в том числе правом обжаловать постановление по делу в течение 10 дней согласно статьям 30.1, 30.3 КоАП РФ.
Протокол составлен по правилам статьи 28.2 КоАП РФ в отсутствии ИП Д. В адрес ИП Д. 29.07.2022 направлено уведомление о составлении протокола за исходящим № 03-07/424. Кроме того, в адрес ИП Д. направлена телеграмма с указанием даты, времени, места составления протокола.
С протоколом ознакомлен(а),
права и обязанности разъяснены.
Дата, место и время рассмотрения дела об административном правонарушении: 19 августа 2022 года в 13 час. 30 мин. по адресу: ул. Волкова, д. 164, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000.
Даю согласие на
обработку персональных данных. _________________________
(ФИО, подпись лица, привлекаемого
к административной ответственности)
<…>
(Ф.И.О. составившего протокол)
______________________2022 г. ______________
(подпись)
Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ копию протокола получил:
(ФИО лица, получившего протокол)
« »_____________2022 г. _______________________(подпись)
Также сообщаем, что возможность участия в составлении протокола будет организована посредством удаленного доступа через программу «True Conf» по ссылке (https://fas1.tconf.rt.ru/c/5794918334).
Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.
Инструкция для участников видеоконференцсвязи прилагается к настоящему уведомлению.
Информацию об участии в рассмотрении дела посредством удаленного доступа необходимо сообщить в Марийское УФАС России по телефону 8 (8362) 41-76-21.