Решение №АБ/5028/23 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/0... от 28 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/104-861/2023

25 сентября 2023 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя Комиссии:

<…> – заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии:

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; при участии представителей:

от Заказчика – ГБПОУ Республики Марий Эл «Марийский радиомеханический техникум» (далее – Учреждение, Заказчик): <…> (на основании доверенности); <…> (на основании доверенности); <…> (директор Учреждения); <…> (на основании доверенность, сотрудник ГУП РМЭ «Соцжилкоммунстрой»).

от ООО «Казанская Строительная Компания – БАРС» (далее – Общество, Подрядчик, Исполнитель): <…> (директор Общества), рассмотрев обращение заказчика о включении ООО «Казанская Строительная Компания - БАРС» в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом ГБПОУ РМЭ «Марийский радиомеханический техникум»  от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания общежития, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 156 (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru 0108500000423000342),

УСТАНОВИЛА:

Заказчик – ГБПОУ Республика Марий Эл «Марийский радиомеханический техникум» в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе) представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО «Казанская Строительная Компания – БАРС» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения заключенного контракта.

В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Комиссия Марийского УФАС России в результате проверки указанных сведений, установила следующее.

Уполномоченным органом для заказчика проводился электронный аукцион № 0108500000423000342 на заключение контракта на капитальный ремонт кровли здания общежития, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д.156.

По результатам вышеуказанного электронного аукциона ГБПОУ Республики Марий Эл «Марийский радиомеханический техникум» и ООО «Казанская Строительная Компания – БАРС» заключен контракт № 0108500000423000342 от 17.07.2023 на капитальный ремонт кровли здания общежития, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д.156 (далее — контракт).

В соответствии с пунктом 1.1 контракта подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту кровли здания общежития, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д.156 (далее – работы, объект). Объем выполняемых работ - 1 усл. ед. заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с техническим заданием, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, в сроки, установленные в настоящем контракте с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ (прилагается) (Приложение №2)

В соответствии с пунктом 5.1 контракта срок выполнения (завершения) работ: в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение № 2).

Из графика выполнения строительных – монтажных работ (приложение № 2 к контракту) следует, что начало работ: дата заключения настоящего контракта. Окончание работ: 04 сентября 2023 года.

Из материалов дела следует, что 25.08.2023, 30.08.2023 заказчиком в адрес общества направлялись претензии с просьбой к незамедлительному преступлению к выполнению работ ООО «Казанская Строительная Компания – БАРС».

Однако, общество не преступило к выполнению работ.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно нижеуказанным пунктам контракта расторжение контракта допускается:

13.1 По соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

13.2. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:

13.2.1. При существенном нарушении условий контракта подрядчиком:

13.2.2. В иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

13.3. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:

1) если в ходе исполнения контракта установлено, что:

а) подрядчик перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе);

б) при определении подрядчика подрядчик представил недостоверную информацию о своем требовании, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения подрядчика.

13.4. Расторжение контракта в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.

В связи с неисполнением подрядчиком своих обязательств по указанному контракту заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

  1. заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
  2. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
  3. поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение об одностороннем отказе исполнения контракта от 05.09.2023 размещено заказчиком в ЕИС 05.09.2023.

В период 10-дневного срока ООО «Казанская Строительная Компания - БАРС» не было предпринято мер к надлежащему исполнению контракта.

Указанный контракт расторгнут с 16.09.2023.

Каких-либо актов о приемке выполненных работ между сторонами по контракту подписано не было.

Из пояснений общества следует, что подрядчик приступил к работам по демонтажу на чердаке существующего слоя минеральной ваты и выкладки нового слоя. При выполнении работ на объекте, подрядчиком было обнаружено, что существующий слой снять невозможно и более того, существует большой риск обрушения конструкции при монтаже армирующей цементной стяжке весом в 150 тонн на деревянные конструкции чердачного помещения, о чем было сообщено заказчику. Кроме того, заказчику обществом было предложено внести изменение в контракт, связанные с заменой обязательств по демонтажу минеральной ваты, на добавление дополнительного слоя пенополистирола. Для уменьшения риска обрушения и облегчения конструкции, вместо стяжки подрядчик предложил использования два слоя ЦСП плиты (10мм).

При этом, у подрядчика имелись закупленные материалы для исполнения своих обязательств по контракту. Также представлены письма хозяйствующих субъектов, о том, что поставка материала Эковер Кровля (минеральная вата), которая предусмотрена локальными сметами в ближайшее время невозможна, в связи с дефицитом данного материала на рынке.

Из пояснений заказчика следует, что подрядчик вышел на объект только в начале августа на 4 дня, однако должен был приступить к работам 17.07.2023. Подрядчик сделал технологическое отверстие в крыши и частично очистил чердак от старого покрытия. После этого общество не появлялось на объекте. При этом, заказчику пришлось самостоятельно закрывать технологическое отверстие на крыше для того, чтобы вода не попадала на чердак.

Относительно замены материалов, заказчик был не против заменить материал Эковер Кровля (минеральная вата) на пенополистирол, в случае если характеристики пенополистирола были идентичными или улучшенными  по сравнению с Эковер Кровля, заказчик просил общество подготовить документы для изменений условий контракта. Вместе с тем, подрядчик не представил данные документы.

Кроме того, заказчик также отмечает, что согласно графику производства работ, предоставленного обществом, работы по покрытию чердака должны были выполняться в конце августа - в начале сентября, при этом, первоначально подрядчик должен бы выполнить работы по демонтажу, ремонту деревянных конструкций, установке стропил, монтажу кровли из листовой стали и тд. Однако подрядчик не приступил к ним.

Комиссией Марийского УФАС России установлено, что между заказчиком и ГУП РМЭ «Соцжилкоммунстрой» заключен договор от 20.07.2023 на оказание услуг по проведению строительного контроля по рассматриваемому объекту закупки.

На заседании Комиссии Марийского УФАС России присутствовал работник ГУП РМЭ «Соцжилкоммунстрой» <…>, который пояснил, что риск обрушения конструкции при монтаже отстуствовал, поскольку на данный момент нагрузка утеплителя по чердаку составляет 132 кг, а нагрузка после капитального ремонта в соответствии с утвержденными сметами будет составлять 112,9 кг, т.е. меньше, чем на данный момент.

Комиссия Марийского УФАС России проанализировала представленные документы подрядчиком  и установила, что общество представило договор с хозяйствующим субъектом о поставке материалов от 30.06.2023. Согласно платежному поручению от 18.08.2023 общество заказало у хозяйствующего субъекта материалы: кликфальц, колено, снегозадержатель. 28.08.2023 общество просит у хозяйствующего субъекта вернуть денежные средства в связи с расторжением контракта, под которые предполагалась закупка материалов.

Между тем, Комиссия Марийского УФАС России отмечает, что письмо о возврате уплаченных ООО «Премиум» денежных средств датировано 28.08.2023, тогда как решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком только 05.09.2023 и вступило в силу 16.09.2023, то есть фактически общество отказалось от исполнения контракта еще 28.08.2023.

Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости, основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, общество действуя добросовестно должно было предпринять все необходимые меры к исполнению обязательств по контракту, в том числе и после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Факт возврата денежных средств 28.08.2023 до вступления в силу 16.09.2023 решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и не принятие каких-либо мер к исполнению не может свидетельствовать о таком добросовестном поведении общества.

Согласно частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 г. № 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Правила № 1078).

В силу подпункта «а» пункта 13 Правил № 1078 орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 13 Правил № 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков.

Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств. Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

Доказательств совершения обществом действий, направленных на исполнение контракта в полном объеме в подтверждение своей добросовестности, на заседании Комиссии Марийского УФАС России не представлено.

Невозможность исполнения контракта по независящим от подрядчика обстоятельствам, которые предусмотрены абзацем 6 подпункта «а» пункта 15 Правила № 1078 на заседании Комиссии Марийского УФАС России не подтверждена.

Недобросовестность ООО «Казанская Строительная Компания - БАРС» выразилось в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей, возникающих из требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и условий контракта. Включение ООО «Казанская Строительная Компания - БАРС» в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ее ответственности, поскольку служит для ограждения государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных поставщиков.

Бездействие ООО «Казанская Строительная Компания - БАРС» по надлежащему исполнению условий контракта повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, что является основанием для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения, представленные ГБПОУ РМЭ «Марийский радиомеханический техникум» в отношении ООО «Казанская Строительная Компания - БАРС» (ИНН 1686007256) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания общежития, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 156 (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru 0108500000423000342).
  2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении индивидуального предпринимателя считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru.
  3. Сведения о недобросовестном поставщике исключаются по истечении двух лет со дня их внесения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

Члены комиссии:

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны