Постановление №03-07/1507 постановление о наложении административного штрафа по делу №... от 7 марта 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

о наложении штрафа по делу № 012/04/14.31-08/2019

об административном правонарушении

 

05 марта 2019 года                                                                                                     г. Йошкар-Ола

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) в лице вр.и.о. заместителя руководителя – начальника отдела Ерошкиной Оксаны Вадимовны, рассмотрев протокол № 012/04/14.31-08/2019 от 19 февраля 2019 года и материалы административного дела № 012/04/14.31-08/2019, возбужденного в отношении должностного лица ООО МУК «Жилкомсервис» по факту нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном ограничении поставки топливно-энергетических ресурсов на объекты, расположенные по адресу: РМЭ, Медведевский район, пгт. Краснооктябрьский, ул. Фабричная, ул. Транспортная, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

установила:

 

Марийским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении                            № 012/04/14.31-08/2019  в отношении Х по факту нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

В адрес ООО МУК «Жилкомсервис», 01.02.2019 направлено уведомление о составлении протокола (исх. № 03-07/677), которое получено общество 05.02.2019.

Кроме того, Х направлена телеграмма по месту регистрация. Копия телеграммы получена Х. 14.02.2019.

Протокол об административном правонарушении № 012/04/14.31-08/2019 от 19.02.2019 составлен в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ в присутствии Х надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте его составления.

Копия протокола № 012/04/14.31-08/2019 (исх. № 03-07/1155), в котором указаны дата, время и место рассмотрения дела об административном правонарушении, вручена Х в день составления протокола об административном правонарушении.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

  • силу статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. 
  • пункту 1 абзаца 9, 12 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон об естественных монополиях) указанный Закон регулирует деятельность субъектов естественных монополий в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии и водоснабжения  с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
  • силу абзаца третьего статьи 3 Закона о естественных монополиях под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
  • того, в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
  • горячего водоснабжения конечным потребителям в период с 15.12.2018 года по 03.08.2018 осуществлялся по сетям, принадлежащим ООО МУК «Жилкомсервис» на основании договора аренды муниципального имущества от 15.12.2008 № 41/08, заключенного между обществом и Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Медведевского муниципального района (далее – Комитет), выступающим от имени МО «Медведевский муниципальный район». Соглашением о расторжении договора аренды муниципального имущества от 28.07.2018 по акту-приема-передачи сети переданы Комитету.
  • проведенному Марийским УФАС России анализу состояния конкурентной среды на рынке по передаче тепловой энергии в виде горячего водоснабжения в границах сетей, расположенных по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, до пгт. Краснооктябрьский ООО МУК Жилкомсервис» занимает доминирующее положение на рынке горячего водоснабжения по сетям, принадлежащим обществу.
  • образом, на ООО МУК «Жилкомсервис» возложена обязанность по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

  • представленных в рамках рассмотрения дела пояснений следует, что поставка энергии происходила от котельной ООО «Ресурс -1» до сетей, расположенных вдоль улиц Фабричная, Транспортная, пгт. Краснооктябрьский, принадлежащих ООО МУК «Жилкомсервис».
  • «Ресурс-1» на праве временного пользования принадлежит недвижимое имущество и оборудование: котельная, лит 40, а также надземная теплосеть на высоких и низких опорах протяженностью 1260 м. от котельной до жилого поселка (договор аренды недвижимого имущества и оборудования от 08.07.2016).
  • тепловой энергии в виде горячего водоснабжения конечным потребителям в период с 15.12.2018 года по 03.08.2018 осуществлялся по сетям, принадлежащим ООО МУК «Жилкомсервис» на основании договора аренды муниципального имущества от 15.12.2008 № 41/08, заключенного между обществом и Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Медведевского муниципального района (далее – Комитет), выступающим от имени МО «Медведевский муниципальный район». Соглашением о расторжении договора аренды муниципального имущества от 28.07.2018 по акту-приема-передачи сети переданы Комитету.
  • Марийским УФАС России установлено, что ООО МУК «Жилкомсервис» осуществляло отпуск горячей воды в многоквартирные дома, расположенные по адресу: ул. Транспортная, д. 2 «А», 2 «Б», ул. Фабричная, д. 1,2,6,7,9,10-18,21-23,25-30; жилые дома, расположенные по адресу: ул. Фабричная, д. 37-39, 41-43, 88,89, в том числе хозяйствующим субъектам: МДБОУ «Краснооктябрьский детский сад «Яблонька», ГБУ РМЭ «Медведевская ЦРБ», АО «Медведевская центральная районная аптека» № 44», ЗАО «Марийское», УФПС РМЭ – филиал ФГУП «Почта России», Отделение Марий Эл №8614 – филиал АО «Сбербанк России».
  • МУК «Жилкомсервис» приобретало тепловую энергию в рамках заключенного с ООО «Ресурс-1» договора купли-продажи тепловой энергии, теплоносителя и прием сточных вод от 08.07.2016.

Согласно представленным документам следует, что задолженность ООО МУК «Жилкомсервис» перед ООО «Ресурс-1» составила 4 506 485 рублей 42 копейки, в том числе 1 905 882 рубля 44 копеек – задолженность населения; 448 133 рубля 80 копеек задолженность хозяйствующих субъектов.

Так, ограничение подачи горячего водоснабжения абонентам – физическим лицам осуществлено в многоквартирных жилых домах по адресам: ул. Транспортная, д. 2 «А», 2 «Б», ул. Фабричная, д. 1,2,6,7,9,10-18,21-23,25-30; жилых домах, расположенных по адресам: ул. Фабричная, д. 37-39, 41-43, 88,89 и 8 абонентам – юридическим лицам, среди которых имеются объекты социального значения, такие как детский сад, районная больница.

Однако ООО МУК «Жилкомсервис» представлен реестр добросовестных потребителей-граждан, не имеющих задолженности за коммунальные услуги перед обществом за период с 01.06.2017 по 01.06.2018. Так, например, отсутствует задолженность у потребителей, проживающих по адресу: ул. Больничная, д. 8, кв. 1,2; Транспортная, д. 2а, кв. 3, Транспортная, д. 2 б, кв. 1, ул. Фабричная, д. 1, кв. 1, ул. Фабричная, д. 2, кв. 22, ул. Фабричная, д. 7, кв. 3, ул. Фабричная, д. 9, кв. 1, ул. Фабричная, д. 11, кв. 3, ул. Фабричная, д. 12, кв. 25, ул. Фабричная, д. 13, кв. 23, ул. Фабричная, д. 14, кв. 27, ул. Фабричная, д. 15, кв. 3.

Указанное подтверждается реестром физических лиц, являющихся добросовестными потребителями, не имеющими задолженности за коммунальные услуги, предоставленным ООО МУК «Жилкомсервис» ( вх. № 7510 от 25.07.2018).

Кроме того, ООО «МУК Жилкомсервис» при совершении действий по прекращению подачи топливных ресурсов для добросовестных потребителей не учтены следующие обстоятельства.

Пунктами 2 и 3 статьи 546 ГК РФ установлен перечень оснований, при которых допускается перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии в одностороннем порядке.

Так, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии (пункт 2 статьи 546 ГК РФ).

В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (ст. 40).

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации                                         (далее - ЖК РФ) правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок приостановления и ограничения подачи коммунального ресурса в случае наличия у исполнителя задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс определяется в соответствии с правовыми актами в сфере ресурсоснабжения с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), и должен исключать возможность приостановления или ограничения предоставления услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг (пункт 29 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124).

Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.

Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг подпункт «б» пункта 122 Правил № 354).

Правилами № 354 также устанавливается порядок ограничения и приостановления поставки коммунальных услуг.

В силу пункта 121 Правил № 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации; возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости; получения исполнителем предписания о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа; проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Пунктом 115 Правил определены случаи ограничения или приостановления исполнителем предоставления коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя. Такими случаями являются:

а) возникновение или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновение стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

в) выявление факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям, инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;

г) использование потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей - с момента выявления нарушения;

д) получение исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

Согласно приложению № 1 к Правилам № 354 следует, что допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

На основании пункта 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 № 20, данные санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).

В пункте 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 предусмотрено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

Таким образом, ООО «Ресурс-1» при производстве ежегодных профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения вправе были отключить потребителей от систем горячего водоснабжения на срок не более 14 суток.

Ограничение подачи горячего водоснабжения при проведении ежегодных профилактических работ в централизованных сетях осуществлено 28.05.2018 и возобновлено должно было быть 25.06.2018. Однако 28.05.2018 ООО «Ресурс-1» фактически осуществило ограничение подачи тепловой энергии в виде горячего водоснабжения в связи с образовавшейся задолженностью ООО МУК «Жилкомсервис» перед ООО «Ресурс-1».

По смыслу указанного положения, организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к ее сетям, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах.

ООО МУК «Жилкомсервис» в лице должностного лица Х  должно было обратиться в ООО «Ресурс-1» с целью заключения соглашения о бесперебойной подаче (поставке) ресурсов добросовестным потребителям.

ООО МУК «Жилкомсервис» представлено письмо исх. 1961/1 04.07.2018 направленное в адрес ООО  ПСО «Стройтепломонтаж» о необходимости  осуществить ограничение горячего водоснабжения недобросовестным потребителям. В свою очередь, ООО ПСО «Стройтепломонтаж» письмом от 09.07.2018 пояснило, что ограничение горячего водоснабжения в жилых помещениях невозможно, в связи с отсутствием допуска. Вместе с тем, указанные действия были предприняты обществом после прекращения подачи горячего водоснабжения добросовестным конечным потребителям.

Соглашение о бесперебойной подаче горячего водоснабжения добросовестным потребителям между ООО МУК «Жилкомсервис» в лице Х и ООО «Ресурс-1» не заключалось. Доказательств, свидетельствующих о том, что обществом предпринимались меры для заключения соглашения в Марийское УФАС России не представлено.

Кроме того, между ООО МУК «Жилкомсервис» и хозяйствующими субъектами  (МДБОУ «Краснооктябрьский детский сад «Яблонька», ГБУ РМЭ «Медведевская ЦРБ», АО «Медведевская центральная районная аптека № 44», ЗАО «Марийское» магазин «Птица», ФГУП «Почта России», Отделение Марий Эл № 8614 Волго-Вятского банка  ПАО «Сбербанк России», ИП Никулиной Л.П.) заключены договоры по отпуску горячей воды и тепловой энергии в виде горячей воды через присоединенную сеть.

Также ООО МУК «Жилкомсервис» представлен реестр добросовестных  потребителей – хозяйствующих лиц, не имеющих задолженности за коммунальные услуги перед обществом за период с 01.06.2017 по 01.06.2018. Так, например, отсутствует задолженность у хозяйствующих субъектов: ГБУ РМЭ «Медведевская ЦРБ», АО «Медведевская центральная районная аптека № 44».

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:

1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;

2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;

4) при отведении в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих материалы, вещества и микроорганизмы, отведение (сброс) которых запрещено;

5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.

В  силу подпункта «в»  27 постановления Правительства РФ от 29.07.2013№ 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83» организация, осуществляющая горячее водоснабжение обязана  обеспечивать бесперебойный режим подачи горячей воды, установленный договором горячего водоснабжения обязано, кроме случаев временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, в порядке  установленной ч. 1 ст. 21 Закона о водоснабжения.

Следовательно,  должностным лицом ООО МУК «Жилкомсервис» Х   не проведены организационно-технические меры, позволяющие ввести ограничение режима потребления в отношении недобросовестных потребителей ресурса при одновременном обеспечении поставки горячего водоснабжения другим добросовестным потребителям, не имеющим задолженности по оплате  за горячее водоснабжение и исполняющим иные предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательства, без ограничения их режима потребления. Между тем, без осуществления (организационно-технических мер) ограничение режима потребления не вводится.

Исходя из требований пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по заключению соглашения возлагается в равной степени на ресурсоснабжающую организацию и организацию-потребителя, и при уклонении одной из них от заключения соглашения другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить соответствующее соглашение. При таких обстоятельствах, ООО «Ресурс-1» и ООО «МУК «Жилкомсервис» в лице должностного лица Ходырева Ю.Л. должны достигнуть соглашение об обеспечении подачи добросовестным потребителям топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах. Однако таких действий не совершено, доказательств, подтверждающих волеизъявление сторон на заключение соглашения не представлено.

  • ООО «МУК «Жилкомсервис» в лице должностного лица Х. по введению ограничения режима потребления топливно-энергетических ресурсов на объекты, расположенные по адресу: РМЭ, Медведевский район, пгт. Краснооктябрьский, ул. Фабричная, ул. Транспортная добросовестным потребителям повлекли ущемление прав неопределенного круга лиц на получение соответствующих ресурсов, чем нарушили требования п.4 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо – руководителя, работника организации, совершившего административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и иные.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Согласно представленным ООО МУК «Жилкомсервис» сведениям незаконное ограничение поставки топливно-энергетических ресурсов на объекты, расположенные по адресу: РМЭ, Медведевский район, пгт. Краснооктябрьский, ул. Фабричная, ул. Транспортная, осуществлено должностным лицом общества- Х.

Таким образом, Х является должностным лицом, ответственным за незаконное ограничение поставки топливно-энергетических ресурсов на объекты, расположенные по адресу: РМЭ, Медведевский район, пгт. Краснооктябрьский, ул. Фабричная, ул. Транспортная.

Должностное лицо, в силу возложенных на него обязанностей, должно знать требования антимонопольного законодательства и соблюдать их. Х. не принял всех зависящих от него мер при наличии необходимой степени заботливости и осмотрительности, которые требовались от него по соблюдению требований действующего законодательства, а, следовательно, в действиях Ходырева Ю.Л. имеется вина в совершении административного правонарушения в форме неосторожности.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения Х. Имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Доказательства, подтверждающие, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля,  Х не представлены.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ) не установлено.

В рамках рассмотрения административного дела антимонопольным органом не допущено существенных процессуальных нарушений. Х. надлежащим образом уведомлена о составлении протокола и о рассмотрении дела.

Состав административного правонарушения, совершенного Х и предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют:

- объект административного правонарушения – общественные отношения, связанные со злоупотреблением доминирующим положением и недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством;

- объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, состоит в действиях Х, выразившихся в незаконном ограничении поставки топливно-энергетических ресурсов на объекты, расположенные по адресу: РМЭ, Медведевский район, пгт. Краснооктябрьский, ул. Фабричная, ул. Транспортная, что является злоупотреблением доминирующим положением;

- субъект – Х

- субъективная сторона – виновное совершение административного правонарушения, так как у Х. имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл.

Время совершения административного правонарушения: данное правонарушение является длящимся и по правилам части 2 статьи 4.5 КоАП РФ временем его совершения является дата вынесения приказа Марийского УФАС России от 25.09.2018 №113/1 о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Должностным лицом дополнительно рассмотрен вопрос о применении в отношении Ходырева Ю.Л. статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного административного правонарушения малозначительным.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного админи­стративного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные ре­шить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершив­шее административное правонарушение, от административной ответственности и огра­ничиться устным замечанием.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соот­носиться с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, адми­нистративные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Действия Х., выразившиеся в незаконном ограничении поставки топливно-энергетических ресурсов на объекты, расположенные по адресу: РМЭ, Медведевский район, пгт. Краснооктябрьская, ул. Фабричная, ул. Транспортная, являются нарушением антимонопольного законодательства и свидетельствуют о пренебрежительном отношении лица, привлекаемого к административной ответственности к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению норм в сфере антимонопольного законодательства.

Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС России пришло к выводу о том, что совершенное Х правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Х. на рассмотрении дела признал в полном объеме вину в совершенном правонарушении.

На основании изложенного, должностное лицо Марийского УФАС России считает возможным назначить административный штраф за совершенное административное правонарушение в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, 20 000 рублей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.9, 4.1, 4.2, 4.3, 14.31, 23.48, ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

Постановила:

 

Привлечь должностное лицо ООО МУК «Жилкомсервис» Х  к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России

ИНН 1215026787, КПП 121501001, ОКТМО 88701000

кбк 161 1 16 02010 01 6000 140

Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя – Отделение — НБ Республика Марий Эл

БИК банка 048860001,

счет получателя 40101810922020016001,

УИН 16142030500001555624

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны