Предупреждение №ПК/57/23 предупреждение от 11 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 012/01/10-8/2023

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«10» января 2023 года                                                                                                 г. Йошкар-Ола

 

В Марийское УФАС России поступило заявление ООО «Марийский НПЗ» (от 24.11.2022 г. вх. № 8946/22) на действия ПАО «ТНС энерго Марий Эл», выразившиеся в неправомерном начислении платы за потреблённую электроэнергию в отношении объекта: «Профилакторий», расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Оршанский район, с. Табашино, ул. Школьная, д. 15.

Марийское УФАС России, рассмотрев заявление ООО «Марийский НПЗ», установило следующее.

Пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно проведенному Марийским УФАС России анализу состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Республики Марий Эл от 31.03.2022 ПАО «ТНС энерго Марий Эл» занимает доминирующее положение на рынке с долей 65,44%.

Таким образом, на ПАО «ТНС энерго Марий Эл» возложена обязанность по соблюдению требований антимонопольного законодательства, а в частности статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Марийским УФАС России установлено, что между ПАО «ТНС энерго Марий Эл» и ООО «Марийский НПЗ» заключен договор энергоснабжения № 12100000132 от 01.01.2017.

Приложением № 2 к договору № 12100000132 от 01.01.2017 в перечень точек поставки включен в том числе, объект: профилакторий, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Оршанский район, с. Табашино, ул. Школьная, д. 15.

Из письменных пояснений ПАО «ТНС энерго Марий Эл» (вх. № 9208/22 от 02.12.2022) следует, что дополнительным соглашением № 3 к договору гарантирующий поставщик изменил с 01.07.2022 ценовую категорию по точке поставки, о чем уведомил потребителя письмом от 20.06.2022 № 03-14/4678. Основанием для изменения категории «для населения и приравненных к нему категорий потребителей» на «прочие потребители» явилось назначение объекта, которое имеет статус нежилого помещения.

Дополнительное соглашение № 3 к договору № 12100000132 от 01.01.2017 в настоящее время не подписано.

ПАО «ТНС энерго Марий Эл» полагает, что, учитывая статус потребителя и объект поставки электрической энергии как объект недвижимого имущества, расчеты с потребителем за потребленную электрическую энергию должны производиться с использованием свободных нерегулируемых цен в соответствии с п. 86 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Основные положения № 442).

Со стороны ПАО «ТНС энерго Марий Эл» производится необоснованное предъявление стоимости электрической энергии по точке поставки профилакторий, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Оршанский район, с. Табашино, ул. Школьная, д. 15.

Расчеты за электрическую энергию, потребленную обществом в точке поставки: (Профилакторий) в период с 01.01.2017 по 30.06.2022 производились в соответствии с ценовой категорией «население».

ПАО «ТНС энерго Марий Эл» 01.07.2022 в одностороннем порядке изменило условия договора энергоснабжения № 12100000132/5 в части изменения ценовой категории по точке поставки профилакторий. Гарантирующий поставщик с 01.07.2022 предъявляет к оплате счета за электрическую энергию, в которых стоимость всей потребленной электрической энергии определена исходя из тарифа по 1 ценовой категории.

ООО «Марийский НПЗ» указывает, что статус помещения в качестве нежилого не исключает применение тарифа, установленного для категории потребителей «население», поскольку данное нежилое помещение используется исключительно в целях потребления на коммунально-бытовые нужды (временное проживание работников ООО «Марийский НПЗ») и не используется для извлечения прибыли в рамках осуществления коммерческой деятельности общества.

ПАО «ТНС энерго Марий Эл» письмами от 20.06.2022 исх. № 03-14/4678, от 13.07.2022 исх. № 03-14/5263 направляло в адрес конкурсного управляющего ООО «Марийский НПЗ» Скворцова Г.В. дополнительное соглашение № 3 к договору энергоснабжения № 12100000132 от 01.01.2017.

ООО «Марийский НПЗ» письмами от 30.06.2022 исх.№ 605-20 от 28.07.2022 исх. № 693-20 указало ПАО «ТНС энерго Марий Эл», что согласие на внесение изменений в договор энергоснабжения № 12100000132 от 01.01.2017 не предоставляло.

В соответствии со статьями 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.

В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона одностороннее изменение его условий не допускается.

Согласно статье 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной (при этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой Стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора); в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.

В силу пункта 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением электрической энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.

В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми нормами или соглашением сторон.

В пункте 40 Основных положений №442 определены существенные условия договора энергоснабжения, в частности порядок определения объема покупки электрической энергии (мощности) по договору за расчетный период, порядок определения стоимости поставленной по договору за расчетный период электрической энергии (мощности).

В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ) государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.

Потребителями электрической энергии являются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (статья 3 Закона № 35-ФЗ).

В соответствии с пунктом 67 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее - Основы ценообразования), регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются исходя из объемов электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, учтенных в прогнозном балансе, и индикативных цен на электрическую энергию (мощность) для поставки населению, утверждаемых Федеральной антимонопольной службой.

Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности), приведен в Приложении № 1 к Основам ценообразования .

В силу пункта 4 Приложения № 1 к Основам ценообразования юридические приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору учета электрической энергии, являются потребителями, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности).

Из содержания положений пунктов 67 - 71 (1) Основ ценообразования, пунктов 24 и 25 Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденных приказом ФСТ России от 16.09.2014 № 1442-э, следует, что по регулируемым ценам (тарифам) для населения и приравненных к нему категорий потребителей оплачивается электрическая энергия (мощность), потребляемая гражданами на коммунально-бытовые нужды и не используемая для осуществления коммерческой деятельности.

Согласно положениям Закона № 35-ФЗ существует две категории потребителей электрической энергии, которым электрическая энергия, используемая на коммунально-бытовые нужды, поставляется по ценам, установленным для категории «население»: население и приравненные к нему категории потребителей.

В случае, если потребление электрической энергии, осуществляется в нежилых помещениях, не используемых в коммерческой (профессиональной) деятельности, оплата всего объема электрической энергии производится по тарифам, установленным для категории «население».

Главным критерием определения применяемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям на территории субъектов Российской Федерации, является направление использования электрической энергии.

В рассматриваемом случае ООО «Марийский НПЗ» указало, что общество использует помещение для целей временного/постоянного проживания сотрудников, в том числе гостей. Потребляемая в этом помещении электрическая энергия используется исключительно для удовлетворения личных коммунально-бытовых нужд граждан.

Марийское УФАС России отмечает, что статус помещения в качестве нежилого не исключает применение тарифа для категории потребителей «население», если гражданами электрическая энергия используется исключительно для коммунально-бытовых нужд, не связанных с осуществлением ими предпринимательской (коммерческой) деятельности.

Указанный правовой подход согласуется с позицией, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 № 14340/11, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.05.2022 по делу № А21-1106/2021.

Кроме того, Марийским УФАС России в присутствии сотрудников ООО «Марийский НПЗ» 07.12.2022 осуществлен осмотр нежилого помещения, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Оршанский район, с. Табашино, ул. Школьная, д. 15.

«Профилакторий» представляет собой отдельно стоящее нежилое помещение с отдельным входом. На первом этаже объекта «Профилакторий» располагаются: кухня, тренажерный зал, зона отдыха, помещения для временного складирования вещей. На втором, третьем и четвертом этаже располагаются изолированные комнаты, в которых размещаются: кровать, телевизор, стулья, зеркало, ванная комната и санузел.

Фактически установлено, что данное нежилое помещение используется для временного проживания граждан и не установлено использование его в иных производственных либо коммерческих целях.

Более того, ПАО «ТНС энерго Марий Эл» в рамках рассмотрения заявления не представлено доказательств, что данный объект используется для осуществления предпринимательской деятельности.

Марийское УФАС России приходит к выводу, что ПАО «ТНС энерго Марий Эл, занимая доминирующее положение на товарном рынке электрической энергии (мощности) в Республике Марий Эл, навязывает ООО «Марийский ПЗ» невыгодные условия договора энергоснабжения, в части условий по начислению в отношении вышеуказанной точки поставки платы за электрическую энергию, потребленную на коммунально-бытовые нужды, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, по тарифам на электрическую энергию, установленным для расчетов с прочими потребителями, не относящимися к населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Следовательно, действия ПАО «ТНС энерго Марий Эл» по навязыванию невыгодных условий при расчете платы за электрическую энергию в рамках договора энергоснабжения № 12100000132/5 от 01.01.2017 свидетельствуют о наличии признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия).

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Марийское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает ПАО «ТНС энерго Марий Эл» о необходимости в пятнадцатидневный срок с момента получения предупреждения предпринять меры по недопущению действий по навязыванию ООО «Марийский НПЗ» невыгодных условий договора № 12100000132 от 01.01.2017 в части начисления платы за электрическую энергию по точке поставки: профилакторий, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Оршанский район, с. Табашино, ул. Школьная, д. 15.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением документальных доказательств.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

Руководитель 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ПАО "ТНС энерго Марий Эл"
ИНН 1215099739, ОГРН 1051200000015