Решение №АБ/1350/23 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/0... от 22 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок

по делу № 012/06/99-209/2023

17 марта 2023 года                                                                    г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии –– <…> заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; члены Комиссии:

<…> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…>  – государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 02.03.2023 № 31/23 и на основании подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе) при проведении внеплановой проверки в отношении заказчика – Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл  при проведении электронного аукциона  на поставку нагрудных видеорегистраторов (реестровый номер извещения в единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru

0108200001623000008),

установила:

В Марийское УФАС России поступила информация (ООО «Клевер») о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) принято решение о проведении внеплановой проверки в отношении Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл при проведении электронного аукциона на поставку нагрудных видеорегистраторов (номер извещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www. zakupki.gov.ru 0108200001623000008). 

Подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что внеплановая проверка осуществляется в случае поступления информации (ООО «Клевер») о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере закупок.

В результате внеплановой проверки, оценки представленных материалов установлено следующее.

Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Законом о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).

На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в документацию (извещение) о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, но не ограничивая число участников закупки.

Так, частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе (пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).

Надлежащим исполнением требований Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено, что требования к закупаемому товару сформированы заказчиком и изложены в электронном документе «Описание объекта закупки», размещенном в составе извещения об осуществлении закупки.

Так, заказчиком закупается нагрудный видеорегистратор в количестве 52 штук со следующими характеристиками:

№ п/п

Наименование показателя (характеристики)

Требования и характеристики (Значение показателя)

1

Угол обзора

Не менее 150 градусов

2

Синхронная запись цветного видео и звука

Есть

3

Встроенный GPS модуль с точностью определения координат до 1 метра

Есть

4

Разрешение видео

от 848х480 до 2688х1512

5

Кодек сжатия видео

Не ниже Н.265

6

Возможность записи в 1 файл не менее 120 минут непрерывного видео со звуком

Есть

7

Электронно-цифровая стабилизация видео (EIS) при записи видео

Есть

8

Серийная фотосъемка

Есть

9

Захват фото во время записи  (скриншот)

Есть

10

Максимальное разрешение фото

Не менее 41 Мп

11

Память

Не менее 64GB

12

Время работы от одного заряда аккумулятора в режиме записи видео

Не менее 24 часов

13

Емкость аккумулятора

Не менее 5000 мАч

14

Тип АКБ

Встроенный, Li-ion или Li-Pol

15

Возможность отключения микрофона во время записи видео

Есть

16

Метки на видео/фото:

ID cотрудника

ID камеры

Время/дата

Метка координат

Скорость передвижения

17

Дополнительная подсветка в ИК и видимом диапазоне для работы при недостатке освещенности

Есть

18

Лазерный целеуказатель (ЛЦУ указка) для определения центра кадра и объекта съёмки

Есть

19

Пылевлагозащита

Не менее IP67

20

Интерфейс

miniUSB или USB Type-C не ниже версии 2.0, возможность подключения внешней камеры/рации

21

Рабочие температуры

От -40 до +60 градусов

22

Корпус

Огнеупорный пластик, выдерживающий падение минимум с 3-х метров,

23

Комплектация

Видеорегистратор, адаптер питания от сети 220V, USB кабель, док-станция для одновременной зарядки регистратора и передачи данных, универсальный металлический зажим для одежды с вращением на 360°, крепление на погон, ПО для просмотра маршрутов перемещений, документация, упаковка

Из ответа Министерства от 20.03.2023 следует, что после проведения анализа рынка было установлено, что фирма Коntrol-Cam производит и реализует нагрудные видеорегистраторы Контроль 3, которые удовлетворяют потребностям Министерства с учетом специфики выполняемых работ. Министерство считает, что нагрудной видеорегистратор Контроль 3, на сегодняшний день, по определенным характеристикам, является лучшим и единственным. Определением параметров технического задания осуществлялось по информации, указанной в сети «Интернет» на официальном сайте производителя:https://kontrolcam.ru/tproduct/424025759-492160376516-nagrudniivideoregistrator-kontrol-3.

Также из представленных Министерством коммерческих предложений, которые использовались при обосновании начальной (максимальной) цены контракта следует, что 3 поставщика предложили видеорегистраторы Контроль 3 производства Коntrol-Cam.

Кроме того, на указанный аукцион не подано ни одной заяви на участие в электронном аукционе № 0108200001623000008 (протокол подведения итогов определения поставщика от 14.02.2023).

Комиссией Марийского УФАС России в адрес хозяйствующих субъектов был направлен запрос о предоставлении информации о возможности поставки (производства) нагрудных видеорегистраторов с характеристиками, указанными в техническом задании заказчика.

Согласно ответа ООО «ДМТ» у регистратора (наименование товара: DMT – 5.3 GPS/Глонасс 64Gb h.265 ELS) аккумулятор сменный 2700 мАч, в комплекте 2 штуки. В идеальных условиях пишет до 22 часов от двух батарей.

Однако, в описании объекта закупки установлено требование, в том числе к времени работы от одного заряда аккумулятора в режиме записи видео не менее 24 часов.

Следовательно, предлагаемый товар ООО «ДМТ» не подходит заказчику.

Комиссия Марийского УФАС России отмечает, что Министерством, в связи с тем, что на участие в проверяемой закупке не было подано ни одной заявки, был объявлен новый аукцион № 0108200001623000018 от 06.03.2023 на поставку нагрудных видеорегистраторов, в котором были изменены характеристики, в частности:

Название характеристики

№                                закупки

0108200001623000008

№ закупки 0108200001623000018

(новый аукцион)

время работы от одного заряда аккумулятора в режиме записи видео

не менее 24 часов

не менее 19 часов

огнеупорный

пластик, выдерживающий падение минимум с 

с 3-х метров

с 2-х метров

память

не менее 64GB

не менее 32GB

Кодек сжатия видео

не ниже Н.265

не ниже Н.264

Разрешение видео

от 848х480 до 2688х1512

от 1920х1080 до 2304х1296

Возможность записи в 1 файл не менее 120 минут непрерывного видео со звуком

есть

отсутствует характеристика

Разбивка        видео        на

сегменты,

5мин./10мин./20мин

отсутствует характеристика

наличие

Каких-либо сведений о наличии на рынке как минимум двух нагрудных видеорегистраторов, различных производителей в материалы дела Министерством не представлено.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что при формировании описания объекта закупки заказчиком включены требования к характеристикам товара конкретного производителя.

Таким образом, в действиях заказчика имеются нарушения части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Вместе с тем, оснований для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства не имеется, поскольку указанный электронный аукцион признан несостоявшимся.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», Комиссия,

решила:

  1. Признать в действиях Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл нарушения части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  2. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должных лиц заказчика.

Решение Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе).

Председатель комиссии

Члены комиссии:

                                                                                                                                                                                                     

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны