Решение №АБ/1359/23 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/0... от 23 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок

по делу № 012/06/106-204/2023

21 марта 2023 года                                                                 г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя Комиссии:

<…> заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии:

<…> – государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; при участии представителей Заказчика – Министерства  образования и науки Республики Марий Эл — <…> (действующей на основании доверенности б/н от 07.02.2023), <…> (действующей на основании доверенности б/н от 17.03.2023); при участии представителя ООО «Смартрегион» - <…> (действующей на основании доверенности №48 от 28.12.2021); рассмотрев посредством видео-конферец-связи жалобу ООО «Смартрегион» на действия Заказчика — Министерства  образования и науки Республики Марий Эл при проведении закупки № 0108200000223000010 от 02.03.2023 на поставку телевизоров в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»,

 установила:

Заказчиком проводится аукцион в электронной форме (далее –электронный аукцион) на поставку телевизоров в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.

Из пункта 2 части 2 статьи 105 Закона  о контрактной системе следует, что подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом того, что жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, может быть подана исключительно участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Так, в Марийское УФАС России 14.03.2023 поступила жалоба участника закупки ООО «Смартрегион» на действия Заказчика - Министерства образования и науки Республики Марий Эл при проведении данной закупки.

Из жалобы следует, что комиссией по осуществлению закупок Заказчика необоснованно признана соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заявка с идентификационным № 40. При просмотре проекта контракта представителем ООО «Смартрегион» установлено, что проект контракта не содержит реестровый номер записи из реестра российской радиоэлектронной продукции, следовательно, в заявке также данный номер не был указан, тогда как заявка ООО «Смартрегион» содержала реестровый номер записи и такого реестра, соответственно участники не указавшие номера реестровых записей должны были быть отклонены от дальнейшего участия в закупке.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, направил письменные пояснения, в которых указал, что в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе Правительством РФ установлены ограничения допуска телевизоров, происходящих из иностранных государств. Комиссией Заказчика по осуществлению закупок принято решение о рассмотрении заявок по общим правилам, так как ни один участник не представил в составе заявки выписки или номера реестровых записей из реестра российской радиоэлектронной продукции.

При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств и пояснений Заказчика установлено следующее.

Заказчиком 02.03.2023 в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение № 0108200000223000010 об осуществлении электронного аукциона на поставку телевизоров в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»  (далее - Извещение).

Дата и время начала срока подачи заявок: 02.03.2023 09:05 (МСК).

Дата и время окончания подачи заявок: 10.03.2023 10:00 (МСК).

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

13.03.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта: 15 999 147,10 рублей.

В извещение о проведении закупки заказчиком согласно постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление № 878) установлено ограничение допуска.

Согласно части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки: 1) члены комиссии по осуществлению закупок:

а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;

б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;

2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

Комиссией установлено, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика) №ИЭА1 от 13.03.2023 на участие в электронном аукционе подано 4 заявки, которые признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении закупки.

Согласно пункту 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).

Из пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе следует, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).

Из пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе следует, что заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Комиссией установлено, что описание объекта закупки содержит 1 позицию — Телевизор, в отношение данной позиций объекта закупки определён КТРУ 26.40.20.12200000004.

Телевизоры, закупаемые заказчиком, указаны в перечне, утверждённом Постановлением № 878. Следовательно, ограничения в отношение телевизоров, закупаемых заказчиком, регламентированы Постановлением №878.

Пунктом 3 Постановления №878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.

При этом подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является одно из следующих условий:

а) наличие сведений о такой продукции в реестре и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);

б) наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее евразийский реестр промышленных товаров), и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза требованиям, установленным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);

в) наличие сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным

органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (далее - сертификат по форме СТ-1), - для целей осуществления закупок радиоэлектронной продукции, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены:

до 30 июня 2022 г. включительно - в отношении радиоэлектронной продукции, кроме продукции, указанной в абзаце третьем настоящего подпункта, страной происхождения которой являются государства - члены Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации); до 31 декабря 2022 г. включительно - в отношении радиоэлектронной продукции, являющейся медицинским изделием и классифицируемой в рамках следующих кодов в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014: 26.51.53.140, 26.51.53.190, 26.51.70.110, 26.60.11.111, 26.60.11.112, 26.60.11.113, 26.60.12.110, 26.60.12.129, 32.50.1, 32.50.21.112, 26.60.11.119, 26.60.11.120, 26.60.11.129, 26.60.11.130,

26.60.12.111, 26.60.12.119, 26.60.12.120, 26.60.12.124, 27.40.39.110, 32.50.13.190, 32.50.13, 26.60.12.121, 26.60.12.122, 26.60.12.123, 26.60.12.131, 26.60.12.132, 26.60.13.130,

26.60.13.190, 26.60.13, 26.60.13.120, 26.60.13.140, 26.60.13.150, 26.60.13.180, 26.60.13.190,

28.25.13.110, 32.50.50, 28.25.14.110, 32.50.50.190, 32.50.12, 32.50.21.121, 32.50.21.122,

32.50.21.129, 32.50.21.160, 32.99.59.000.

Пунктом 3(1) Постановления 878 установлено, что для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции условиям, предусмотренным подпунктами "а" - "в" пункта 3 настоящего постановления, участник закупки в составе заявки на участие в закупке представляет следующие документы и (или) информацию соответственно:

  • номер реестровой записи из реестра, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
  • номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве

баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий); -    копия сертификата по форме СТ-1.

Таким образом, для применения механизма национального режима, предусмотренного Постановлением № 878 участники закупки в составе заявки должны указывать номера реестровых записей из реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров, а также возможно представление в составе заявки копии сертификата по форме СТ-1.

По мнению заявителя, согласно размещенного проекта контракта победителем электронного аукциона предложен телевизор, страной происхождения которого указана Россия, Беларусь. При этом отсутствует информация как о номере реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции, так и номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров. То есть продукция, предложенная победителем электронного аукциона (ИП Е.), должна быть признана продукцией, происходящей из иностранных государств.

Изучив заявки, поданные на участие в закупке Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

Участниками с идентификационными номерами заявок №№ 40, 224 не представлено в составе заявки документов, предусмотренных пунктом 3(1) Постановления № 878.

Участник идентификационным номером заявки №96 (ООО «Смартрегион») предложил к поставке телевизор Эмеральд KD75U-PYAB/RU, представил в составе заявки выписку из реестра российской промышленной продукции № 3853\1\2021, а так же номер реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции — РЭ-3460/21.

Комиссия Марийского УФАС России установила, что действительно телевизор Эмеральд KD75U-PYAB/RU включен в реестр российской радиоэлектронной продукции под реестровым номером РЭ-3460/21.

Участник закупки с идентификационным № 207 представил в составе заявки выписку из реестра российской промышленной продукции № 3853\1\2021.

На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что так как в составе заявок №№ 96, 207, представлены выписки   из реестра российской промышленной, а не из реестра радиоэлектронной продукции, было принято решение о рассмотрении заявок без учета механизма национального режима по Постановлению № 878.

Так как, участником с идентификационным номером заявки № 96 была подана заявка, содержащая предложение к поставке телевизор Эмеральд KD75U-PYAB/RU с указанием номера реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции — РЭ-3460/21, то на основании пункта 3 Постановления № 878 имелась заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.

Как указывалось выше, в случае отсутствия информации и документов в заявке на участие в закупке, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Следовательно, предложенная участниками закупки с идентификационными номерами заявок №№ 40,  207, 240 продукция к поставке приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.

На основании вышеизложенного, комиссией по осуществлению закупок Заказчика в нарушении требований пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе необоснованно признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заявки с идентификационным номерами заявок №№ 40,  207, 240, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод Заявителя признается Комиссией Марийского УФАС обоснованным.

Комиссия Марийского УФАС России отмечает, что единый реестр российской радиоэлектронной продукции создан в целях развития производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации.

В соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции под радиоэлектронной продукцией понимаются - изделия, выполняющие свои ключевые функции за счет входящих в их состав электронных компонентов и модулей.

Следовательно, реестры российской радиоэлектронной продукции и российской промышленной продукции, механизмы национального режима которых регламентированы различными постановлениями Правительства Российской Федерации являются отличными друг от друга и не взаимозаменяемыми.

Предоставление в составе заявки выписки из реестра российской промышленной продукции при установлении ограничения по Постановлению № 878, при наличии участника закупки, в заявке которого имелось указание на реестровый номер записи из реестра российской радиоэлектронной продукции не может рассматриваться как соответствующее механизму национального режима, предусмотренного Постановлением № 878.

По результатам рассмотрения жалобы по существу в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

Учитывая изложенное, принимается решение о выдаче заказчику обязательного для исполнения предписания для устранения нарушений законодательства о контрактной системе, так как нарушение, допущенное комиссией заказчика повлияло на результат определения победителя закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

решила:

  1. Признать жалобу ООО «Смартрегион» обоснованной.
  2. Признать в действиях комиссии заказчика по осуществлению закупок нарушение пункта 5 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика, допустивших нарушение законодательства по части  2 статьи 7.30 КоАП РФ.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

Члены комиссии:

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны