Решение №ОЕ/5128/23 РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/5-677/2023 о нарушении законодатель... от 3 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 012/05/5-677/2023

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

«03» октября 2023 года г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена: «03» октября 2023 года

Полный текст решения изготовлен: «03» октября 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

рассмотрев дело № 012/05/5-677/2023, возбужденное по признакам нарушения пунктов 4, 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в отношении ИП Н., ИП Г. по факту распространения рекламы препаратов в рекламной листовке «ПРО ЗДОРОВЬЕ» с информацией о проведении выставок - продаж на территории Республики Марий Эл с 12 июля по 18 июля 2023 года, распространенную в почтовые ящики многоквартирных жилых домов,  в отсутствии ИП Н., ИП Г., надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

Специалистами Марийского УФАС России был проведен осмотр рекламы препаратов «Артепал», «Микарол», «Чистомикрон», «Биослух», «Отинол», «Диафрин», «Декапрол», «Варинал», «Неофлекс», «Визория», «Золотой огненный олень», «Аденомен» в рекламной листовке «ПРО ЗДОРОВЬЕ» с информацией о проведении выставок – продаж на территории Республики Марий Эл с 12 июля по 18 июля 2023 года, распространенной в почтовые ящики многоквартирных жилых домов Республики Марий Эл.

Марийским УФАС России в отношении ИП Н. (ИНН <…>, ОГРНИП <…>, адрес регистрации <…>) 26.07.2023 возбуждено дело № 012/05/5-677/2023 по признакам нарушения пунктов 4, 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

Определением об отложении рассмотрении дела № 012/05/5-677/2023 от 23.08.2023 в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе привлечена ИП Г. (ИНН <…>, ОГРНИП: <…>, адрес регистрации: <…>).

Определением об отложении рассмотрении дела № 012/05/5-677/2023 от 12.09.2023 рассмотрение дела отложено на 03.10.2023.

ИП Г., ИП Н. сведения и документы в рамках рассмотрения дела не представили, своих представителей на рассмотрение дела не направили.

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия, на привлечение к которым направлена реклама. Товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования являются товары (различные средства и препараты), в том числе следующие препараты: «Артепал», «Микарол», «Чистомикрон», «Биослух», «Отинол», «Диафрин», «Декапрол», «Варинал», «Неофлекс», «Визория», «Золотой огненный олень», «Аденомен» в рекламной листовке «ПРО ЗДОРОВЬЕ».

Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Проанализировав содержание спорной информации, способы её размещения и распространения, Марийское УФАС России пришло к выводу, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

В рассматриваемой рекламе ссылаются на рекомендации медицинских работников (врач-нейрохирург, врач-миколог, врач-отоларинголог, врачгастроэнтеролог-проктолог, врач-ревматолог, врач-офтальмолог, врач-сексолог, врачуролог), что противоречит требованиям указанной статьи.

В силу пункта 6 части 5 статьи 5 Закона в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Указанные в рекламе препараты не являются лекарственными средствами.

Текст рекламной информации изложен таким образом, что у потребителя создается впечатление об излечении от многих заболеваний. При этом, указание на виды (группы) заболеваний, от которых можно избавиться при применении указанных препаратов усиливает эффект того, что данные средства обладают лечебными свойствами. Усиливает данный эффект и приведение информации о длительности применения данных препаратов курсом, указание на мнение и отзывы врачей и пациентов.

Поскольку рассматриваемые средства (препараты) не являются лекарственными средствами, в рекламе неправомерно указано на лечебные свойства данных препаратов, в том числе профилактические, поскольку данные средства не могут использоваться для лечения каких –либо заболеваний. Кроме того, в рекламе неправомерно приведены отзывы и высказывания врачей, используются образы медицинских работников.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения пунктов 4, 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе. Также рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Марийским УФАС России установлено, что рассматриваемые выставки продажи на территории Республики Марий Эл проводились ИП Н. на основании договора № 12И/2023 от 12.07.2023, заключенного между ИП Н. и ГБУ РМЭ «Дворец молодежи Республики Марий Эл», договора возмездного оказания услуг от 24.01.2023, заключенного между ИП Н. и МАУК «Дворец культуры им. В.И. Ленина»), ИП Г. на основании договора возмездного оказания услуг от 18.07.2023, заключенного между ИП Г. и МАУК «Дворец культуры им. В.И. Ленина»).

Реклама стимулирует интерес к товарам, реализуемым предпринимателями, распространялась в интересах ИП Н., ИП Г. Следовательно, ИП Н., ИП Г.  являются рекламодателями и рекламораспространителями рассматриваемой рекламы.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

На момент рассмотрения дела доказательства устранения нарушения законодательства о рекламе в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП Н., ИП Г.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-51 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу препаратов «Артепал», «Микарол», «Чистомикрон», «Биослух», «Отинол», «Диафрин», «Декапрол», «Варинал», «Неофлекс», «Визория», «Золотой огненный олень», «Аденомен» в рекламной листовке «ПРО ЗДОРОВЬЕ» с информацией о проведении выставок – продаж на территории Республики Марий Эл с 12 июля по 18 июля 2023 года, распространенной в почтовые ящики многоквартирных жилых домов Республики Марий Эл, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 4, 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ИП Н. (ИНН <…>, ОГРНИП <…>, адрес регистрации <…>), ИП Г. (ИНН <…>, ОГРНИП: <…>, адрес регистрации: <…>) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении лица к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                             

Члены Комиссии                                                                                              

Связанные организации

Связанные организации не указаны