Определение №АБ/2844/23 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 012/05/5-461/2023 по призн... от 2 июня 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела № 012/05/5-461/2023 по признакам нарушения законодательства о рекламе
«01» июня 2023 года г. Йошкар-Ола
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти <…>, рассмотрев материалы по факту распространения рекламы табака по адресам: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Анникова, д.9б, ул. Яна Крастыня, д. 2, ул. Сверлова, д. 32, Медведевский район, пгт. Медведево, ул. Терешкова, д. 21 «а»,
УСТАНОВИЛ:
Специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) установлен факт размещения наружной рекламы по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Анникова, д.9б следующего содержания:
, |
Также по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Яна Крастыня, д. 2 установлен факт размещения рекламы «Tasty Town Вейп/кальяна» следующего содержания:
,
Кроме того, установлен факт размещения рекламы табака по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкр-Ола, ул. Свердлова, д. 32 следующего содержания:
.
Более того, установлен факт размещения рекламы по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, пгт. Медведево, ул. Терешкова, д. 21 «а», следующего содержания:
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).
Размещенная информация ««Tasty Town Вейп/кальяны. Дымная среда. PODСистемы. Жидкости для вейпинга.», «Tasty Town Вейп/Кальяны Кальяны. POD-Системы. Жидкости для вейпа. HQD, Brusko? Darkside», «Электронные сигареты» со схематичным изображение кальяна и устройств для курения, изображением потребления устройств для курения привлекает интерес потребителей к деятельности торговой точки по продаже кальянов, парогенераторов и аксессуаров к ним, дает явное представление о реализации данных товаров и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания всех посетителей данной торговой точки, и поддержание интереса, как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой им продукции.
Как разъяснил Президиум ВАС РФ в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Согласно части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.
В силу пунктов а, в, г части 1 статьи 16 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:
- распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;
- использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;
- использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами.
Таким образом, Российское законодательство не допускает распространение рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе, кальянов, любым способом.
В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.
Кроме того, в соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В силу статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
В ходе проведения осмотра установлено, что деятельность по адресам: Республика
Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Анникова, д.9б, ул. Яна Крастыня, д. 2 , ул. Сверлова, д. 32,
Медведевский район, пгт. Медведево, ул. Терешкова, д. 21 «а» осуществляет ИП Ч., являющийся как рекламодателем, так и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.
На основании изложенного, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольными органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,
ОПРЕДЕЛИЛ:
- Возбудить производство по делу № 012/05/5-461/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
- Назначить дело № 012/05/5-461/2023 к рассмотрению на 29 июня 2023 года в 11 часов 00 минут (по Московскому времени) в помещении Марийского УФАС России, по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.
- Признать лицом, в действиях которого содержится признаки нарушения:
- ИП Ч. (ИНН <…>, ОГРН <…>).
- ИП Ч. в срок до 27 июня 2023 года представить в Марийское УФАС России следующие документы и сведения (с сопроводительным письмом, где указываются в качестве приложений все запрошенные документы):
- информацию о том, кто является рекламодателем, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы (с приложением подтверждающих документов);
- сведения об ассортименте реализуемой продукции (с приложением
прайслиста);
- признает ли индивидуальный предприниматель нарушение законодательства о рекламе в соответствии с обстоятельствами, приведенными в настоящем определении?
Представить письменные пояснения;
- копии правоустанавливающих документов на занимаемое помещение по
адресу: : Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Анникова, д.9б, ул. Яна Крастыня, д. 2 , ул. Сверлова, д. 32, Медведевский район, пгт. Медведево, ул. Терешкова, д. 21 «а»;
- иные документы и материалы, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.
Сообщаем, что Вы вправе принять участие в заседании комиссии посредством удаленного доступа через программу «TrueConf» по ссылке
(https://fas1.tconf.rt.ru/c/2148678340)
Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.
Инструкция для участников видеоконференцсвязи прилагается к настоящему уведомлению.
Информацию о невозможности участия посредством удаленного доступа необходимо сообщить до 28 июня 2023 года, направив в адрес Марийского УФАС России копии доверенностей представителей.
Председатель комиссии