Постановление №ОЕ/6087/22 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении дела об административном правона... от 21 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении дела об административном

правонарушении № 012/04/9.21-719/2022

«17» октября 2022 года                                                                                           г. Йошкар-Ола

Я, заместитель руководителя – начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) <…>, рассмотрев материалы, собранные в ходе административного расследования в отношении <…>, по факту незаконного ограничения электроснабжения в нежилом помещении, расположенном по адресу: Республика Марий

Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д. 30 а, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ),

ПОСТАНОВИЛА:

В Марийское УФАС России поступило заявление <…> (вх. № 375-В от 15.09.2022) на незаконное ограничение электроснабжения в нежилом помещении, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д. 30 а (далее - объект).

Из представленных документов следует, что <…> является собственником недвижимого имущества:

  • помещение, литер С, назначение: нежилое, общая площадь 1128,1 кв.м., этаж 1,2,3 номера на поэтажном плане поз. 1-3 этажа, кадастровый номер: 12:05:0702010:379, адрес объекта: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д. 30 а;
  • помещение литер С, назначение нежилое, общей площадью 27,3 кв. этаж 1, номерана поэтажном плане поз. 9 1 этажа, кадастровый номер: 12:05:0702011:165 адрес объекта, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д. 30 а.

Между <…>, действующей в интересах <…>, и АО «Новатор» заключен договор аренды нежилого помещения № 1 от 01.07.2022. По условиям договора арендодатель предоставляет в аренду нежилое помещение арендатору за плату во временное владение и пользование, а арендатор обязуется принять и своевременно вносить арендную плату и иные платежи в соответствии с условиями договора за недвижимое имущество, находящееся по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д. 30 «а», площадью 957, 9 кв.м., 27,3 кв.м., 40 кв.м., а также обеспечить арендатору свободный доступ в указанное нежилое помещение (пункт 1.1. договора аренды нежилого помещения № 1 от 01.07.2022). Пунктом 1.2 договора № 1 от 01.07.2022 определено, что арендатор обязуется передать арендатору во временное владение и пользование по настоящему договору в исправном состоянии электрооборудование, системы водоснабжения, канализации и иное имущество, имеющееся в передаваемом помещении и связанное с его технической эксплуатацией.

14.09.2022 в адрес <…> от АО «Новатор» поступило письменное обращение по факту отсутствия электрической энергии на объекте, с приложением акта о невозможности использования по назначению арендованных помещений от 13.09.2022.

Кроме того, <…> представлена видеозапись, а также протокол осмотра места происшествия от 14.09.2022, подтверждающие факт отсутствия электроэнергии на объекте.

Потерпевшая полагает, что данные действия совершены <…>, действующей в интересах несовершеннолетней дочери – <…>.

Марийским УФАС России 21.09.2022 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 012/04/9.21-719/2022 и проведении административного расследования.

В рамках рассмотрения дела № 012/04/9.21-719/2022 <…> заявлено ходатайство о приобщении копии акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон между ПАО «МРСК Центр и Поволжья» и ИП Ш., копии договора аренды нежилого помещения от 01.06.2020, копии договора аренды нежилого помещения № 1 от 01.07.2022, копии платежных документов АО «Новатор» по оплате электроэнергии потребленной при эксплуатации здания по адрес: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д. 30 «а».

Марийским УФАС России ходатайство <…> удовлетворено в полном объеме и представленные документы приобщены к материалам дела.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике») указанный закон устанавливает основы экономически отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Во исполнение Закона об электроэнергетике постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее Правила недискриминационного доступа).

Согласно пункту 3 Правил недискриминационного доступа, недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационноправовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливноэнергетического комплекса.

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа, собственники иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа документы о технологическом присоединении - документы, составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Согласно части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров куплипродажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.11.2012 по делу № А50-5359/2011 (далее - постановление Президиума ВАС Российской Федерации) отмечено, что соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами недискриминационного доступа. Как указано в постановлении Президиума ВАС Российской Федерации, опосредованное присоединение, которое в силу положений Правил недискриминационного доступа обязывает не препятствовать перетоку электроэнергии, не исключает необходимость наличия надлежащего технологического присоединения.

Согласно абзацу 8 пункта 2 Правил недискриминационного доступа документами, свидетельствующими о технологическом присоединении, являются акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Наличие надлежащего технологического присоединения имеет существенное значение для квалификации действий в качестве препятствования перетоку электрической энергии, поскольку обязанность не препятствовать перетоку установлена только в отношении объектов электроэнергетики, которые в установленном порядке технологически присоединены к электрическим сетям.

Марийским УФАС России установлено, что между АО «МЭК» и <…>

в лице законного представителя <…> в отношении объекта, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д. 30, заключен договор энергоснабжения № 175  от 11.11.2020

В силу п.1.1 договора  энергоснабжения № 175 от 11.11.2020 по договору энергоснабжения энергосбытовая организация осуществляет продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывает услуги по передаче электрической энергии (мощности) и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии (мощности) потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Приложением к договору энергоснабжения № 175 от 11.11.2020 и соглашением о внесении изменений в договор определены точки поставки электрической энергии. При этом, точка поставки в отношении объекта, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д. 30 «а», не включена в перечень точек поставки электрической энергии, определенных в договоре № 175 от 11.11.2020.

В материалы дела сетевой организацией представлены акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, подписанные между ПАО «Россети Центр и Приволжье» и ИП Ш.,  в соответствии с которыми определено, что точкой присоединения является РУ-10кВ ТП № 247. У сторон на границе балансовой принадлежности находятся следующие технологически соединенные элементы: у ИП Ш. граница ТП № 247, включая контакты присоединения кабельных наконечников КЛ-10кВ РП-25-ТП № 247 КЛ-1039 ПС Заречная к вводному ВН16 в РУ-10 кВ ТП № 247.

Иных актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон в материалы дела не представлено.

Марийским УФАС России 23.09.2022 совместно с представителями ПАО «Россети Центр и Приволжье», МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1», <…>, действующей в интересах <…>, осуществлен осмотр ВРУ-0,4кВ, расположенного в нежилом помещении по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д. 30 «а». Осмотром установлено отсутствие напряжения в ВРУ-0,4кВ.

На объекте установлен прибор учета электрической энергии, на котором присутствуют заводские пломбы, однако пломбы сетевой организации, энергоснабжающей организации отсутствуют.

<…> при осмотре указала, что ВРУ-0,4кВ по указанному адресу запитано от трансформаторной подстанции, расположенной по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д. 30.

По результатам осмотра Комиссия пришла к выводу о необходимости повторного осуществления осмотра объекта, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д. 30.

29.09.2022 Марийским УФАС России в присутствии представителей ПАО «Россети Центр и Приволжье», <…>, действующей в интересах <…>, <…>, действующей в интересах <…>, повторно проведен осмотр нежилого помещения, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д. 30.

В ходе осмотра факт присоединения кабеля (подземного) от ВРУ-0,4кВ, проложенного от нежилого помещения по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д. 30 «а», к ТП № 247, расположенной по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д. 30, не установлен.

Антимонопольным органом истребованы сведения от ПАО «ТНС энерго Марий Эл» по факту заключения договора поставки электроснабжения в отношении объекта, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д. 30 «а».

Из содержания представленных ПАО «ТНС энерго Марий Эл» сведений следует, что в отношении спорного объекта гарантирующим поставщиком не заключен договор энергоснабжения, поскольку <…>  не представлены документы о технологическом присоединении, в соответствии с п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Кроме того, антимонопольным органом установлено, что <…> обратилась в АО «МЭК» с заявлением о заключении договора энергоснабжения. Вместе с тем, письмом от 14.10.2022 исх. № 340  общество сообщило о готовности заключить договор энергоснабжения при представлении полного пакета документов, в том числе документов о технологическом присоединении  (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора (акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, однолинейная схема присоединения к внешней электрической сети).

Применительно к рассматриваемой ситуации, такие документы, которые подтверждали бы опосредованное технологическое присоединение объекта <…> к электрическим сетям, отсутствуют.

При этом ссылка <…>, действующей в интересах <…>, на то обстоятельство, что факт надлежащего технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации дополнительно подтверждается договором аренды нежилого помещения, заключенного между ИП Ш. и АО «Новатор», является не состоятельной, поскольку из содержания представленного договора факт надлежащего технологического присоединения нежилого помещения к объектам электросетевого хозяйства к сетям сетевой организации (в том числе и опосредованно) не усматривается.

  Иных доказательств, опровергающих обратное, в материалы административного дела не представлено.

 В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения. Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электрическим сетям требований соответствующих нормативных актов.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Марийским УФАС России установлено, что <…> (23.11.2004 г.р.) на праве собственности принадлежат нежилые помещения:

  • помещение позиции 5 1- го этажа сварочного цеха 1, литр Д1, этаж -1, назначение –нежилое площадью 97,3 к.м., адрес объекта: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д. 30;
  • помещение, литер Д, Д 1, назначение: нежилое, общей площадью 2375, 7 кв.м.,этаж 1, антресоль, номера на поэтажном плане поз. 1-4, 6 а, 6-8, 8 а, 8б, 8 в, 9, 10, 12,13,14,23 1-го этажа, поз. 1, 1 а, 1 б, 11-14 антресоли, адрес объекта: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д. 30.

Антимонопольным органом установлено, что <…> в силу действующего законодательства выступает от имени и в интересах несовершеннолетней <…>

В ходе осмотра ТП № 247 установлено, что нежилое помещение, в котором располагается ТП, не используется, помещение закрыто, свободного доступа к ТП № 247, а также в нежилое помещение не имеется.

Кроме того, Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в пояснения от 28.09.2022 исх. № 3870 указало, что <…> с заявлением о предоставлении разрешения на распоряжение имуществом, принадлежащим несовершеннолетней <…>, за период с 2020 года по настоящее время не обращалась.

В материалы дела не представлено доказательств, а также антимонопольным не установлено, что объект, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д. 30, принадлежащий <…>, используется в целях осуществления предпринимательской деятельности.

Диспозиция части 1 статьи 9.21 КоАП РФ охватывает нарушения субъектами естественной монополии и иными законными владельцами правил (порядка обеспечения) недискриманиционного доступа.

Однако требования части 1 статьи 9.21 КоАП РФ не распространяются на физических лиц, в случае, если они являются иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события и состава административного правонарушения.

Таким образом, в рамках административного расследования в действиях <…>, действующей в интересах <…> в настоящее время не установлены событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5, частью 6 статьи 28.7 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

Производство по делу № 012/04/9.21-719/2022 об административном правонарушении в отношении <…>, действующей в интересах <…>, прекратить ввиду отсутствия события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель руководителя управления -

начальник отдела                                                                                                          

Связанные организации

Связанные организации не указаны