Предупреждение б/н предупреждение о прекращении нарушения от 14 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 012/01/10-938/2021

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«14» октября 2021 года                                                                                        г. Йошкар-Ола

 

 

В адрес Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марии Эл (далее – Марийское УФАС России) в порядке переадресации из Прокуратуры города Йошкар-Олы поступило заявление СНТ «Нива-1» по факту навязывания невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из содержания заявления следует, что 02 июня 2021 года СНТ «Нива-1» подало заявку региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами для заключения договора. Товарищество в заявке указало, что учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов следует исчислят расчетным способом исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов. В последующем 19.07.2021 товариществом направлено письмо о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях заявки от 02.06.2021.

Вместе с тем, ООО «Благоустройство» письмом исх. № 135/1/Ю от 23.07.2021 указало, что согласно п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. От СНТ «Нива-1» в адрес ООО «Благоустройство» была направлена заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. На основании данной заявки был подготовлен и направлен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № 3111.

Вместе с тем, в проекте договора региональный оператор указал, что в силу пункта 15 договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отхода учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

СНТ «Нива-1» предоставлена копия письма в адрес ООО «Благоустройство» о несогласии с пунктом 15 договора № 3111.

Дополнительно СНТ «Нива-1» указало, что услуги по транспортированию отходов производства и потребления с целью их передачи на захоронение на полигоне ТБО оказывало ООО «ПЭК» в рамках заключенного договора № ТБ19-01-0312 от 01.05.2019.

Из письменных пояснений ООО «Благоустройство» следует, что в настоящее время между обществом и СНТ «Нива-1» заключен договор № 3111 на основании заявки потребителя от 16.05.2019. На момент подачи заявки – 16.05.2019 у СНТ «Нива-1» отсутствовала собственная контейнерная площадка.  Ближайшие контейнерные площадки от СНТ «Нива-1» расположены по адресам: РМЭ, д. Савино, ул. Ключевая, д. 4 и д. Савино, ул. Савино около д. 14. Региональный оператор с вышеуказанных контейнерных площадок осуществляет вывоз твердых коммунальных отходов ежедневно, вывоз контейнеров с территории СНТ «Нива-1» не производится. Заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами расчетным путем исходя их количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов на основании заявки потребителя от 02.006.2021 не представляется возможным, в связи с заключенным ранее с потребителем СНТ «Нива-1» договором № 3111.

Вместе с тем, при рассмотрении заявки СНТ «Нива-1» ООО «Благоустройство» не учло следующие обстоятельства.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156).

Согласно Правил № 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

В соответствии с приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 09.06.2016 №263 «Об утверждении Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Марий Эл» статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Марий Эл (далее - Региональный оператор) присваивается юридическому лицу и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл. Региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), заключенного по результатам конкурсного отбора с Министерством, своего устава, при наличии действующей лицензии, необходимой в отношении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

ООО «Благоустройство» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Марий Эл в 1 зоне на основании заключенного соглашения с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 20.04.2018. К 1 зоне деятельности отнесены территории следующих муниципальных образований: ГО «Город Йошкар-Ола», ГО «Город Волжск», Волжский муниципальный район, Звениговский муниципальный район, Килемарский муниципальный район, Куженерский муниципальный район, Мари-Турекский муниципальный район, Моркинский муниципальный район, Оршанский муниципальный район, Параньгинский муниципальный район, Сернурский муниципальный район, Советский муниципальный район, Юринский муниципальный район.

Иные региональные операторы на рынке обращения с ТКО на территории Республики Марий Эл в 1 зоне деятельности отсутствуют.

Согласно статье 1 Закона об отходах региональный оператор по обращению с ТКО - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Следовательно, действующим законодательством установлена обязанность регионального оператора по заключению договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником твердых коммунальных отходов.

Исходя из буквального толкования данных положений действующего законодательства следует, что собственник твердых коммунальных отходов может обратиться за заключением договора на оказание услуг по обращению с ТКО только к региональному оператору, а региональный оператор не вправе отказаться от заключения данного договора.

В силу приказа Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 18.12.2020 № 174 Т «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Марий Эл (в зоне деятельности регионального оператора № 1) для ООО «Благоустройство» на 202--2023 годы» на 2021 год установлен единый тариф (для прочих категорий потребителей и для населения) на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 485,37 руб./куб.м. (с 01.01.2021 по 30.06.2021) 501,89 руб./куб.м. (с 01.07.2021 по 31.12.2021).

Согласно проведенному анализу состояния конкуренции на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Марий Эл в 1 зоне деятельности ООО «Благоустройство» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Марий Эл в 1 зоне деятельности, а, следовательно, является хозяйствующим субъектом с долей рынка более 50 %.

Таким образом, в отношении ООО «Благоустройство» действуют требования и ограничения, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее – Правила №1156) утвержден порядок направления заявок потребителями и порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 5 статьи 24.7 Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными непротиворечащими законодательству Российской Федерации положениями.

В соответствии с и пунктом 25 Закона № 89-ФЗ  и Правил № 1156 к существенным условиям договора относятся планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов; периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов; места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами; предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов; способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов; сроки и порядок оплаты услуг по договору.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Согласно пункту 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения. В соответствии с пунктом 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил, то есть для целей расчета с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО ведется расчетным путем без использования средств измерения.

Вместе с тем, Постановлением №1156 предусмотрены альтернативы выбора способа учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Так, пунктом 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1156, предусмотрены следующие способы учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО; исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО; исходя из массы ТКО.

При этом на основании пункта 1 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утвержден Правилами № 505.

На основании пункта 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: а) нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Кроме того, согласно пункту 8 Правил №505 при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Правил №505.

Антимонопольным органом установлено, что СНТ «Нива-1» 16.05.2019 направлена заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Согласно заявке местонахождение объекта недвижимого имущества определено: Республика Марий Эл, Медведевский район 50 м от д. Савиново, учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов указано определять расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.

Проект договора № 3111 направлен путем почтового отправления и получен потребителем 27.08.2019

Из письменных пояснений ООО «Благоустройство» следует, что мотивированного отказа от подписания проекта договора с приложением к нему предложений о внесений изменений в проект в части, не противоречащей законодательству РФ от потребителя не поступало.

Однако СНТ «Нива-1» представило письмо, в котором выражено несогласие товарищества с местом накопления ТКО.

Кроме того, СНТ «Нива-1» 02.06.2021 обратилось в адрес ООО «Благоустройство» посредством направления заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, указав что учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов следует исчислят расчетным способом исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов. К заявке приложен реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Знаменского сельского поселения на 20.05.2021. Порядковым номером № 40 закреплено, что место нахождения мест (площадок) накопления ТКО: СНТ «Нива-1».

Таким образом, региональный оператор был проинформирован, о том что с момента подачи заявки (с 02 июня 2021) учет объема твёрдых коммунальных отходов необходимо  исчислять расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления  твердых коммунальных отходов.

 Антимонопольным органом установлено, что региональным оператором письмом от 23.07.2021 исх. № 135/1/ю было отказано в урегулировании разногласий по договору со ссылкой на несоответствие требованиям законодательства Российского Федерации.

Вместе с этим, пунктом 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ установлено, что региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Более того, антимонопольным органом установлено, что вывоз мусора с места нахождения накопления, определенного реестром не осуществляется. При этом ООО «Благоустройство» выставляет плату за услуги по обращению с ТКО по договору                  № 3111 на основании утвержденных нормативов накопления. В материалах имеются счета на оплату (счет – фактуры за июль-сентябрь 2021 года).

Следовательно, учет объема и (или) массы ТКО может производиться исходя из объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в месте сбора мусора СНТ «Нива-1»

Таким образом, региональным оператором СНТ «Нива-1» не предоставлена возможность выбора условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, навязаны невыгодные условия договора.

Кроме того, из содержания пункта 26 проекта договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № 3111 следует, что договор заключается на срок до 31.12.2019. Сопроводительное письмо с проектом договора № 3111 в адрес СНТ «Нива-1» направлено 04.06.2021. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2019. При этом, ООО «Благоустройство» выставляло плату за услуги по обращению с ТКО с января 2019. (счет-фактура № 00НФ-028794 от 30.11.2019.

Таким образом, региональным оператором СНТ «Нива-1» не предоставлена возможность выбора условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, навязаны невыгодные условия договора.

Указанные действия ООО «Благоустройство» противоречат требованиям действующего законодательства, свидетельствуют о злоупотреблении хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке. Следовательно, указанные действия содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, в действиях ООО «Благоустройство» установлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании СНТ «Нива-1» невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении объекта: садоводческое товарищество, без предоставления возможности выбора способа учета объема и (или) массы твердых коммунальных услуг, предусмотренных типовым договором, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641».

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Марийское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предупреждает общество с ограниченной ответственностью «Благоустройство» (ИНН 1207010977, юридический адрес: 424007, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Машиностроителей, 109) о необходимости в десятидневный срок с момента получения предупреждения прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем совершения следующих действий: направить в адрес СНТ «Нива-1» договор (соглашение о внесении изменений в договор) на оказание услуг по обращению с ТКО с условиями о возможности выбора способа учета объема и (или) массы твердых коммунальных услуг, предусмотренных типовым договором, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», а также предпринять действия по урегулированию разногласий в части выставлении платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (части 7, 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

 

 

 

Руководитель                                                                                                               

Связанные организации

Связанные организации не указаны