Определение б/н размещение штендера с рекламой от 9 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела № 012/05/5-201/2021 по признакам нарушения законодательства о рекламе
«09» марта 2021 года г. Йошкар-Ола
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя – начальник отдела, рассмотрев материалы по факту размещения штендера с рекламой: «Самые низкие цены на газеты, журналы, сканворды и прочее. Автовокзал 1 этаж» по адресу: Ленина, д.55, г. Волжск,
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) был проведен мониторинг наружной рекламы, в результате которого 08.12.2020 установлен факт размещения рекламы: «Самые низкие цены на газеты, журналы, сканворды и прочее. Автовокзал 1 этаж» по адресу: Ленина, д.55, г. Волжск, содержащей признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) следующего содержания:
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Указанная информация привлекает интерес потребителей к деятельности торговой точки по продаже газет, журналов, сканвордов и прочего, дает явное представление о реализации данных товаров, по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания посетителей данной торговой точки, и поддержание интереса, как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой им продукции.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФАС России от 05.04.2007 №АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц»).
Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования являются товары, реализуемые в данной торговой точке, а именно: газеты, журналы, сканворды и прочее».
Более того, в данной торговой точке приобретен товар – газета, что подтверждается чеком от 08.12.2020 года. Следовательно, рассматриваемая информация является рекламой по продаже газет, журналов и т.д.
Таким образом, информация «Самые низкие цены на газеты, журналы, сканворды и прочее. Автовокзал 1 этаж», размещенная при входе в автовокзал по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, Ленина, д. 55, в том числе в месте реализации газет, журналов и т.д, характеризуется совокупностью признаков, установленных пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламой.
В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В силу пункта 3 статьи 3 Закона о рекламе товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Пленум ВАС РФ в пункте 29 Постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Реклама с использованием слов "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный" и иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве, преимуществе товара, услуг, предоставляемых хозяйствующим субъектом, над услугами, оказываемыми иными субъектами рынка, не соответствующая действительности, признается недостоверной (письмо ФАС России № АК/5810/14 от 20.02.2014). В связи с этим, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один" должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением должна считаться недостоверной, как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
В рассматриваемой рекламе указано: «самые низкие цены» при этом объективное подтверждение с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, отсутствует.
На основании вышеизложенного, Марийским УФАС России усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с частями 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
В соответствии с пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Марийским УФАС России установлено, что спорная реклама размещалась в месте осуществления предпринимательской деятельности ИП
Так, в кассовом чеке от 08.12.2020 указано, что деятельной в данной торговой точке осуществляет индивидуальный предприниматель
Марийским УФАС России установлено, что рекламная информация размещалась, в месте осуществления ИП предпринимательской деятельности.
Таким образом рекламодателем, рекламопроизводителем рекламной информации, является ИП
На основании изложенного, в действиях ИП усматриваются признаки нарушения п.1 ч.3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», что является достаточным для возбуждения дела.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу № 012/05/5-201/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения: ИП;
3. Назначить дело № 012/05/5-201/2021 к рассмотрению на 29 марта 2021 года в 09 часов 30 минут в помещении Марийского УФАС России, по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.
4. Явка представителей лиц, участвующих в деле (с надлежащим образом оформленной доверенностью) обязательна.
5. ИП в срок до 26 марта 2021 года представить в Марийское УФАС России следующие сведения и документы:
- в связи с чем в рассматриваемой рекламе используется словосочетания «Самые низкие цены на газеты, журналы, сканворды и прочее. Автовокзал 1 этаж»? Представить мотивированную позицию и документальные доказательства, подтверждающие указанное утверждение;
-копию заявок на изготовление/размещение рассматриваемой рекламной информации;
- копии договоров на распространение вышеуказанной рекламы «Самые низкие цены на газеты, журналы, сканворды и прочее. Автовокзал 1 этаж» и документы, подтверждающие исполнение договоров (акты выполненных работ, подписанные сторонами, копии платежных документов);
- изложить позицию о том, кто является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем указанной выше рекламы (с учетом положений статьи 3 Федерального закона «О рекламе»);
-письменные пояснения в отношении соответствия (несоответствия) рассматриваемой рекламы требованиям статьи 5 Закона о рекламе?
- иные документы и материалы, имеющие значения для полного и всестороннего изучения данного вопроса.
Все затребованные документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями делопроизводства, подписаны должностным лицом и заверены печатью. В случае невозможности представления документов в указанные сроки просим направить их по факсу: 8(8362)56-60-56 либо по электронной почте to12@fas.gov.ru, с последующим направлением по почте.
В случае отсутствия названных документов представить письменное объяснение причины их отсутствия.
Дополнительно сообщаем, что пропуск в здание ограничен: при входе необходимо иметь при себе средства индивидуальной защиты (медицинская маска, одноразовые перчатки).
В связи с чем возможность участия в рассмотрении дела № 012/05/5-201/2021 будет организована посредством удаленного доступа через программу «TrueConf Server». Вход в конференцию по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/2905642384.
Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.
Инструкция для участников видеоконференцсвязи прилагается к настоящему уведомлению.
Информацию о невозможности участия посредством удаленного доступа необходимо сообщить до 26 марта 2021 года до 17:00.
Приложение: инструкция для участников видеоконференцсвязи – 9 л., расписка о согласии.
Заместитель руководителя–
начальник отдела