Решение №АБ/5434/23 решение по жалобе Минприроды РМЭ - ООО Эксперт-гарант ПБ от 18 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/106-925/2023

 

16 октября 2023 года г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

председателя Комиссии:

<...> – заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

членов Комиссии:

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей заказчика — Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл – <...> (доверенность от 04.04.2023), <...> (доверенность от 16.10.2023);

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя заявителя — ООО «Эксперт-Гарант ПБ» – <...> (доверенность от 10.10.2023);

рассмотрев жалобу ООО «Эксперт-Гарант ПБ» от 09.10.2023 на положения извещения о проведении закупки на оказание услуг по разработке комплектов документов для декларирования безопасности и проведении экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности (номер извещения в ЕИС № 0108200001623000026 от 03.10.2023),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по разработке комплектов документов для декларирования безопасности и проведении экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с часть 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

09.10.2023 в Марийское УФАС России поступила жалоба ООО «Эксперт-Гарант ПБ» на положения извещения о проведении указанного аукциона.

В жалобе указывается, что заказчик в нарушение норм законодательства не установил к участникам закупки требование о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий.

Заказчик с доводом жалобы не согласился, представил письменные пояснения.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Заказчиком 03.10.2023 в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС), размещено извещение № 0108200001623000026 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по разработке комплектов документов для декларирования безопасности и проведении экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности.

Дата и время начала срока подачи заявок: 03.10.2023 08:39 (МСК).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 11.10.2023 08:00 (МСК).

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 11.10.2023.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 12.10.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта: 16 000 000,00 рублей.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс Российской Федерации) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.04.2010 № 16902) утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее — Перечень).

Заявитель в жалобе указывает что работы предусмотренные закупкой (Разработка декларации безопасности гидротехнических сооружений) относятся к пункту 7.4 раздела II перечня по приказу Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, следовательно, заказчик в нарушение норм законодательства не установил к участникам закупки требование о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий.

Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым заказчиком осуществляется процедура закупки на оказание услуг по разработке деклараций безопасности ГТС на эксплуатируемые (введенные в эксплуатацию) гидротехнические сооружения в соответствии с требованиями федерального законодательства о безопасности ГТС.

Разработка декларации безопасности не является проектно-изыскательными работами, поэтому требования заявителя о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий завышены.

На заседании Комиссии представитель заказчика также пояснил, что работы по проектированию и инженерным изысканиям выполняться не будут, а необходима только разработка комплектов документов для декларирования безопасности и проведения экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений, что исключает необходимость членства в СРО.

С целью объективного и всестороннего рассмотрения вышеуказанной жалобы Марийским УФАС России в адрес Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Приволжское управление сделан запрос о наличии (отсутствии) необходимости установления требования к участникам данной закупки о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий.

13.10.2023 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Приволжское управление направлен ответ, согласно которому перечень видов работ, указанных в данной закупке, не содержит работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, не содержит такие виды работ как в разделе II «Виды работ по подготовке проектной документации»: разработка декларации безопасности гидротехнических сооружений.

Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовом и графической формах и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Декларация безопасности проектируемых или реконструируемых гидротехнических сооружений является специальным разделом проектной документации.

Закупочная процедура осуществляется по разработке деклараций безопасности гидротехнических сооружений на эксплуатируемые (уже введенные в эксплуатацию) сооружения.

Исходя из изложенного, разработка деклараций безопасности эксплуатируемых сооружений не является проектными работами, и требование наличия СРО на нее не распространяется.

Таким образом, довод заявителя является необоснованным.

2. Согласно пункту 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку при получении обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) субъектов контроля.

Так в рамках внеплановой проверки установлены следующие обстоятельства.

Согласно части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:

1) члены комиссии по осуществлению закупок:

а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;

б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;

2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

Установлено, что на участие в закупке подано 6 заявок. Все заявки рассмотрены комиссией заказчика по осуществлению закупок, заявка № 6 (ООО «ДВЛ») отклонена на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе — непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), а именно ООО «ДВЛ» не представлено решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки.

В силу подпункта «м» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке должна содержать решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.

Из пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе следует, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об обществах) крупная для ООО сделка подлежит одобрению общим собранием участников.

Вместе с тем согласно пункту 7 статьи 46 Закон об обществах положения указанной нормы не применяются, в том числе, к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ ООО «ДВЛ» (ИНН 3663149748) состоит из одного участника, который одновременно выступает в качестве единоличного исполнительного органа общества, а именно: Жадан Валерий Алексеевич.

Из изложенного следует, что ООО «ДВЛ» не обязано иметь решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки.

Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым заявка участника была отклонена, так как решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки в составе заявки отсутствовало, при этом документов (информации) о праве участника не предоставлять данный документ в составе заявки также не имелось.

Комиссия Марийского УФАС России считает позицию заказчика ошибочной, так как ни Закон о контрактной системе, ни требования по закупке не возлагают на участника обязанностей прикладывать в заявке подтверждение неприменимости пункта 3 статьи 46 Закона об обществах или подтверждение отсутствия необходимости в наличии решения для совершения крупной сделки.

В составе заявки приложена выписка из ЕГРЮЛ ООО «ДВЛ», из которой можно сделать вывод, что Общество состоит из одного участника, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества.

Кроме того, заявка участника содержит ИНН организации, заказчик не лишен возможности проверить данные об организации на официальном сайте https://egrul.nalog.ru/index.html.

Таким образом, отклонение заявки заявителя по данному основанию является неправомерным и нарушающим требования пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, что в свою очередь содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения жалобы по существу в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, в том числе об аннулировании определения поставщиков.

С учетом изложенного, Комиссия считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписания для устранения нарушений законодательства о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Эксперт-Гарант ПБ» необоснованной.

2. Признать в действиях комиссии заказчика по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

3. Выдать комиссии заказчика по осуществлению закупок обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "Эксперт-Гарант ПБ"
ИНН 8604055790, ОГРН 1138619003610
Минприроды Республики Марий Эл
ИНН 1215117610, ОГРН 1071215000086