Постановление б/н факт нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 ... от 25 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

о наложении штрафа по делу № 012/04/14.3-20/2022 об

административном правонарушении

 

«22» февраля 2021 года                                                                                    г. Йошкар-Ола

 

Заместитель руководителя – начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл <…>, рассмотрев протокол от «09» февраля 2022 года и материалы дела № 012/04/14.3-20/2022 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ПАО «НБД – Банк» (<…>) по факту нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившегося в распространении рекламной информации, следующего содержания: «Спасибо! Акционная программа «Вклад Победа 5,5% годовых*…», ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя ПАО «НБД – Банк» <…>, действующей на основании доверенности посредством системы TrueConf,

 

УстановилА:

 

Марийским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении № 012/04/14.3-20/2022 в отношении ПАО «НБД – Банк» по факту нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.20106 № 38 – ФЗ «О рекламе», выразившегося в распространении ненадлежащей рекламы, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В адрес лица, привлекаемого к административной ответственности, направлено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (исх. № 03-07/23 от 18.01.2022), которое получено обществом 01.02.2022.

Протокол об административном правонарушении № 012/04/14.3-20/2022 от 09.02.2022 составлен в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ в отсутствии представителя ПАО «НБД-ВТБ».

Копия протокола № 012/04/14.3-20/2022 (исх. № 03-07/64) направлена по месту регистрации общества. Копия данного протокола согласно уведомлению органа почтовой связи получена ПАО «НБД-Банк» 17.02.2022.

Дата, время, место рассмотрения дела № 012/04/14.3-20/2022 указаны в протоколе: 22.02.2022 в 13 часов 30 минут по адресу: Республика Марий Эл г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д.164.

Таким образом, ПАО «НБД- Банк» надлежащим образом извещено о дате, времени, месте рассмотрения дела.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в ходе проведения мониторинга рекламы 12 мая 2021 года в городе Йошкар-Ола установлен факт распространения рекламной информации следующего содержания:

 

В соответствии со статьей 1 Закона о рекламе целями данного Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Закона о рекламе предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.

В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Из содержания текста рекламы следует, что объектом рекламирования выступают услуги кредитования, то есть финансовая услуга, а именно услуга по получению вклада с процентной ставкой 5,5% годовых, в том числе деятельность, оказываемая ПАО «НБД-Банк».

Информация о финансовых услугах «Спасибо! Акционная программа «Вклад Победа 5,5% годовых*…» является рекламой, поскольку соответствует изложенным критериям рекламы: привлекает к объекту рекламирования внимание неопределенного круга лиц (потенциальных потребителей рекламы); не содержит указания на конкретный субъект ее получения; формирует и поддерживает интерес к рекламируемой информации и продвигает ее на рынке аналогичных услуг.

Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Таким образом, согласно Закону о защите конкуренции, под финансовую услугу подпадают конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением, размещением денежных средств, но только в случае, если они оказываются финансовой организацией. При этом перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции". Данный перечень является закрытым.

Рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться предоставляемой услугой. В таком случае, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Тем самым, отсутствие какой-либо части информации о представляемых услугах не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение приобрести рекламируемый товар.

Согласно части 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии со ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно ст. 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в договоре указываются проценты, ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг, сроки их исполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, порядок его расторжения и др. существенные условия договора.

Особенностью договора банковского вклада является пользование банком денежными средствами физических и юридических лиц на платной основе. Поэтому ст. 834 ГК РФ к существенным условиям этого договора относит процентную ставку и срок ее действия (в год, в месяц). Процентная ставка напрямую зависит от суммы вклада, срока вклада, вида валюты, которые также являются существенными условиями договора и подлежат указанию в рекламе. Одновременно важной информацией для потребителя по вкладам является информация о возможности пополнения вклада, досрочном снятии денежных средств со счета, обеспечении возврата вклада, об изменениях условий договора банком в одностороннем порядке, в том числе об изменении процентной ставки и пр.

Из толкования приведенной нормы права следует, что наряду с такой необходимой информацией, как процентные ставки по вкладу, законодатель считает необходимой для потребителя информацию о стоимости банковских услуг и сроках их выполнения, в том числе сроках обработки платежных документов, сведения об имущественной ответственности сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения.

Марийским УФАС России установлено, что приложением № 3 к решению Операционного комитета ПАО «НБД-Банк» № 64 от 12.04.2021 утверждены существенные условия вклада «Вклад «Победа», в соответствии с которыми срок действия вклада с 15.04.2021 по 30.06.2021 включительно. Размер процентной ставки зависит от срока вклада в Российских рублях: сумма вклада от 10.000 рублей на срок 120 дней: 4,75%, 180 дней 5,0%, 270 дней 5,5%, 1 год 5,5%. Вклад открывается следующим категориям граждан: ветеранам Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и действующим офицерам Вооруженных Сил Российской Федерации, Валюта вклада российский рубль, минимальная сумма вклада 10 000 рублей, дополнительные взносы не принимаются, начисление процентов по вкладу производится со дня, следующего за днем поступления суммы вклада, до дня ее возврата. Выплата процентов по вкладу производится в конце срока действия договора вклада. При невостребовании суммы вклада в течение дня ее возврата указанного в договоре вклада, договор вклада считается продленным на срок, предусмотренный договором вклада, и на условиях, действующих в ПАО «НБД-Банк» для вида вклада «Накопительный» для данной суммы вклада на день продления договора вклада. При продлении договора вклада, начисленные за предыдущий срок проценты увеличивают вклад.

Условиями досрочного расторжения договора вклада являются:

- в случае досрочного возврата суммы вклада по письменному требованию клиента проценты на нее начисляются со дня, следующего за днем ее поступления в ПАО «НБД-Банк», до дня фактического возврата суммы вклада включительно. При этом начисление процентов осуществляется по ставкам, действующим в ПАО «НБД-Банк» на день возврата клиенту суммы вклада и установленным тарифами ПАО «НБД-Банк»

Размер процентной ставки в случае досрочного возврата суммы вклада определяется в следующем порядке:

- если со дня заключения либо последнего продления договора вклада до дня фактического возврата суммы вклада прошло не более 119 дней (включительно) – по ставке, действующей для вклада «до востребования»;

- если со дня заключения либо последнего продления договора вклада до дня фактического возврата суммы вклада прошло от 120 до 179 дней (включительно) – по ставке, соответствующей разделу Тарифов ПАО «НБД-Банк» «ставки для досрочного расторжении договора вклада» (для накопительных вкладов) сроком 120  дней;

- если со дня заключения либо последнего продления договора вклада до дня фактического возврата суммы вклада прошло от 180 до 269 дней (включительно) – по ставке, соответствующей разделу Тарифов ПАО «НБД-Банк» «Ставки  при досрочном расторжении договора вклада» (для накопительных вкладов) сроков 180 дней;

- если со дня заключения либо последнего продления договора вклада до дня фактического возврата суммы вклада прошло от 270 дней до 364 дней (365 дней – если год високосный) (включительно) по ставке, соответствующей разделу Тарифов ПАО «НБД-Банк» «Ставки при досрочном расторжении договора вклада» (для накопительных вкладов) сроком 270 дней.

В ходе рассмотрения дела из представленного в материалы дела макета рекламы, идентичного по содержанию и дизайну с распространенной рекламой, установлено, что процентная ставка 5.5% годовых действует в рамках акционной программы «Вклад Победа» с 15 апреля по 30 июня 2021 года при открытии вклада «Победа. Ветеран» в рублях на срок от 270 дней. Сумма вклада – от 10 000 рублей. Выплата процентов по вкладу – в конце срока действия договора вклада. Дополнительные взносы не принимаются. В случае невостребования вклада по окончании срока, вклад автоматически продлевается на тот же срок на условиях, действующих для вклада «Накопительный» на день продления договора вклада. При продлении договора вклада, начисленные за предыдущий срок проценты, увеличивают вклад. В случае досрочного возврата сумма вклада по письменному требованию клиента проценты на нее начисляются со дня следующего за днем ее поступления в ПАО «НБД-Банк», до дня фактического возврата суммы вклада включительно. При этом начисление процентов осуществляется по ставкам, действующим в ПАО «НБД – Банк» на день возврата клиенту суммы вклада в соответствии с «Тарифами за совершение банковских операций» и предоставления банковских услуг» Если денежные средства находились на вкладе менее 120-ти дней -  ставка 0,1% годовых, 120 дн.-1,3%, 180-270-дн.-1,4%, 1-2 года-1,7%;. Подробную информацию об условиях акционной программы «Вклад. Победа» можно получить в офисах ПАО «НБД-Банк», а также на сайте www.nbdbank.ru и по телефону 8(831) 22-000-22. Информация действует по состоянию на 15.04.2021 года.

Однако в рассматриваемой информации отсутствует информация о категории лиц, которые вправе оформить договор банковского вклада, а также о максимальном сроке. Кроме того, потребители вводятся в заблуждение относительно размера процента вклада в случае пролонгации договора банковского вклада, а именно не указан размер процентов, действующий по программе «Накопительный»

Более того, согласно правовой позиции, выраженной Высшим арбитражным судом РФ в постановлении Пленума от 8 октября 2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Аналогичная позиция содержится в письме ФАС России от 23.11.2021 исх. № КТ/99230/21.

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

При этом, то обстоятельство, что нормами Закона о рекламе не установлен размер шрифта рекламы, в которой должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

Использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии необходимости в проведении специального исследования и следует исходить из того, что размер и способ доведения до потребителей рекламной информации должны быть такими, чтобы изложенные в рекламе условия воспринимались обычным человеком обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации).

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

При этом, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.

В рассматриваемой рекламе Текст рассматриваемой информации «Спасибо! Акционная программа «Вклад Победа 5,5% годовых*…»  выполнен крупным шрифтом.

При этом мелким шрифтом белого цвета снизу слева размещена следующая информация: «*Процентная ставка 5.5% годовых действует в рамках акционной программы «Вклад Победа» с 15 апреля по 30 июня 2021 года при открытии вклада «Победа. Ветеран» в рублях на срок от 270 дней. Сумма вклада – от 10 000 рублей. Выплата процентов по вкладу – в конце срока действия договора вклада. Дополнительные взносы не принимаются. В случае невостребования вклада по окончании срока, вклад автоматически продлевается на тот же срок на условиях, действующих для вклада «Накопительный» на день продления договора вклада. При продлении договора вклада, начисленные за предыдущий срок проценты, увеличивают вклад. В случае досрочного возврата сумма вклада по письменному требованию клиента проценты на нее начисляются со дня следующего за днем ее поступления в ПАО «НБД-Банк», до дня фактического возврата суммы вклада включительно. При этом начисление процентов осуществляется по ставкам, действующим в ПАО «НБД – Банк» на день возврата клиенту суммы вклада в соответствии с «Тарифами за совершение банковских операций» и предоставления банковских услуг» Если денежные средства находились на вкладе менее 120-ти дней -  ставка 0,1% годовых, 120 дн.-1,3%, 180-270-дн.-1,4%, 1-2 года-1,7;. Подробную информацию об условиях акционной программы «Вклад. Победа» можно получить в офисах ПАО «НБД-Банк», а также на сайте www.nbdbank.ru и по телефону 8(831) 22-000-22. Информация действует по состоянию на 15.04.2021 года»).

Таким образом, в рассматриваемой рекламе выделена наиболее привлекательная для потребителя информация – «Вклад Победа 5,5% годовых*…» вследствие чего потребитель может решить, что граждане могут получить доход вне зависимости от суммы, срока, и иных условий.

Информация об условиях, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся вкладом лица, является существенной для потребителя, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, исказить смысл рекламы и ввести потребителей в заблуждение относительно условий вклада.

Материалы дела свидетельствуют и антимонопольным органом установлено, что спорная реклама размещена на рекламной конструкции, установленной вдоль проезжей части оживленной дороги (и направлена на импульсивное восприятие участниками дорожного движения (относительно быстрое и четкое осознание предлагаемой информации, а также ее понимание и уяснение без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания).

Таким образом, размещение доступным для восприятия способом, привлекательных условий договора (5,5% годовых) и размещение всей необходимой для принятия решения информации о минимальной процентной ставке, сумме, сроке вклада, а также иных условий, пользования услугой банка, мелким шрифтом, в совокупности со способом исполнения шрифтов, цвета фона, места и площади рекламного поля, приводит к искажению смысла информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей.

Следовательно, размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а иных существенных условий вклада - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом формы и выбора способа распространения рекламы, месторасположения рекламных конструкций, где более крупным шрифтом, возможным для восприятия указана только процентная максимальная процентная ставка до 5,5% годовых. А иные существенные условия, рекламируемого продукта, указаны гораздо более мелким шрифтом, затрудняющим их восприятие на значительном расстоянии, указывает на формальное присутствие в рекламе условий рекламируемого вклада. При этом, относительно мелкий шрифт от указанной 5,5% информации, ограниченное время считывания информации во время движения автотранспорта по проезжей части, с учетом места расположения рекламной конструкций вдоль оживленного участка дороги, не позволяет всем категориям потребителей, воспринимать данные сведения, а, следовательно, не может рассматриваться как их фактическое наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно всех существенных условиях предлагаемой услуги кредитования и основания ее получения.

Таким образом, материалами дела установлено, что в рекламе вклада «Спасибо! Акционнаая программа «Вклад Победа 5,5% годовых*…» отсутствуют существенные условия, предусмотренные в статье 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», что указывает на нарушение требований части 7 статьи 5, части 2 пункта 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель, которым в силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Марийским УФАС России установлено, что между ООО «СМ-арт» и ПАО «НБД – Банк» заключен договор № 22-290321 (№ 0100-41/21-Р-017) от 29.04.2021. В соответствии с п. 1.1 договора № 22-290321 общество обязуется оказать услуги по изготовлению, монтажу и размещению рекламной информации банка, на средствах наружной рекламы в соответствии с условиями договора, а банк обязуется принять оказанные надлежащим образом услуги и оплатить их в порядке, установленном данным договором. Антимонопольным органом установлено, что услуги оказаны в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № 507 от 04.05.2021, универсальным передаточным документом – счет фактурой № 21КСВ57 от 31.05.2021. Марийским УФАС России установлено, что объект рекламирования определен ПАО «НБД-Банк». Следовательно, рекламодателем спорной рекламы является ПАО «НБД-Банк».

Ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Антимонопольным органом установлено, что ПАО «Банк «ВТБ» при должной внимательности и осмотрительности при размещении рекламы могло предвидеть последствия - возможность нарушения законодательства о рекламе, имело возможность выполнить возложенную на него обязанность, и предотвратить совершение административного правонарушения, но не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства о рекламе.

Антимонопольный орган на основе собранных по делу доказательств приходит к выводу, что вина ПАО «НБД - Банк» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе установлена.

Место совершения административного правонарушения: Российская Федерация, г. Йошкар-Ола

Время совершения административного правонарушения: 12 мая 2021 года – дата обнаружения рекламы

Состав административного правонарушения, совершенного ПАО «НБД - Банк» и предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют:

- объект административного правонарушения - установленный порядок производства, размещения и распространения рекламы;

- объективная сторона — действия ПАО «НБД - Банк», направленные на доведение рекламы до потребителей с нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28  Закона о рекламе;

- субъект правонарушения – ПАО «НБД - Банк»,

- субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у ПАО «НБД - Банк» имелась возможность соблюдения законодательства о рекламе, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения ПАО «НБД - Банк» имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

ПАО «НБД-Банк» заявило ходатайство об освобождении от административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного деяния.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте                 18 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Кроме того, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Совершенное ПАО «НБД-Банк» правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку требования законодательства о рекламе, а также установление в частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений, не обладающей специальными познаниями.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС Рос­сии пришло к выводу о том, что совершенное ПАО «НБД - Банк» правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

В рамках рассмотрения административного дела ПАО «НБД-Банк» заявило ходатайство о снижении административного штрафа ниже низшего предела, в связи с наличием исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П, федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения позволяли в каждом конкретном случае привлечения юридического лица к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение. Вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

Конституционный Суд РФ придерживается позиции о том, что публично-правовая ответственность дифференцируется в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. При этом дифференциация такой ответственности предопределяется конституционными принципами соразмерности и справедливости, которые в равной мере относятся как к физическим, так и к юридическим лицам.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

При этом, Банком не приведено исключительных обстоятельств, которые могли бы быть учтены для снижения административного штрафа.

В связи с изложенным, ходатайство ПАО «НБД Банк» не подлежит удовлетворению и указанное обстоятельство не может являться основанием для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

Таким образом, ПАО «НБД-Банк» должно быть назначено наказание в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

По смыслу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Все вышеуказанные обстоятельства учитываются в совокупности при назначении наказания за административное правонарушение.

Обстоятельств, смягчающих, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Таким образом, должностное лицо Марийского УФАС России считает необходимым назначить ПАО «НБД -Банк» административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.9, 2.10, 4.1, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 14.3, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПостановилА:

 

Привлечь ПАО «НБД – Банк» (<…>) к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока  рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

<…>

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренный частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1, 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном  правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если  указанное  постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Приложение: копия квитанции.

 

Заместитель руководителя –

начальник отдела                                                                                    

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны