Предупреждение №ПК/544/23 предупреждение по делу № 012/01/15-81/2023 от 7 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF




Администрация Моркинского муниципального района 425120, Республика Марий Эл, Моркинский район, п. Морки, ул. Советская, д. 14 info@adm-morki.ru





ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 012/01/15-81/2023

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


«06» февраля 2023 года г. Йошкар-Ола


В Марийское УФАС России поступило обращение (вх. №8606/22 от 14.11.2022) на действия администрации МО «Моркинский муниципальный район» по неправомерной передаче и использованию объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности.

Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утверждены приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (Далее - Правила).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии ч. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Согласно ч. 5 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры, за исключением случая, предусмотренного статьей 28.5 настоящего Федерального закона.

Порядок проведения конкурсов на право заключения договора аренды вышеуказанных объектов муниципальной собственности установлен Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России № 67 от 10.02.2010 г. (далее - Правила).

В соответствии с п. 3.1 Правил заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных ст. 28.1 Закона о теплоснабжении.

Однако согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа Объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В силу изложенного, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения концессионных отношений и подлежащими исполнению органами власти, и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами теплоснабжения в соответствии с которым передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Таким образом, выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.

Марийским УФАС России установлено, что в соответствии с законом Республики Марий Эл № 82-З от 30.12.2006 «О разграничении муниципального имущества между муниципальными образованиями в Республике Марий Эл» администрации Моркинского муниципального района переданы объекты теплоснабжения.

На территории Моркинского муниципального района на протяжении 2015- 2022 гг. объекты теплоснабжения передавались администрацией в возмездное пользование ООО «Моркинский ТЭС» на основании договоров аренды муниципального имущества:

- сооружение, назначение – сооружение трубопроводного транспорта, наименование – тепловые сети, кадастровый номер – 12:12:13901010:218, протяженность -57 м, место положения – Республика Марий Эл, Моркинский район, д. Осинсола, ул. Центральная, согласно выписке из Единого государственного реестра имущества - год ввода в эксплуатацию по завершению строительства – данные отсутствуют, год завершения строительства – 1986 г.;

- сооружение, назначение – сооружение трубопроводного транспорта, наименование - тепловые сети, кадастровый номер – 12:13:1590104:363, протяженность – 37 м, место положения – Республика Марий Эл, Моркинкий район, с. Шоруньжа, ул. Школьная, согласно выписке из Единого государственного реестра имущества – год ввода в эксплуатацию по завершению строительства – данные отсутствуют, год завершения строительства – 1986;

- сооружение, назначение – сооружение трубопроводного транспорта, наименование - тепловые сети, кадастровый номер – 12:13:0510101:1146, протяженность – 88 м, место положения – Республика Марий Эл, Моркинкий район, п. Зеленогорск, ул. Кооперативная, согласно выписке из Единого государственного реестра имущества – год ввода в эксплуатацию по завершению строительства – данные отсутствуют, год завершения строительства – 1986;

- сооружение, назначение – сооружение трубопроводного транспорта, наименование- тепловые сети, кадастровый номер – 12:13:0650101:1504, протяженность – 300 м, место положения – Республика Марий Эл, Моркинкий район, п. Красный Стекловар, ул. Школьная, согласно выписке из Единого государственного реестра имущества – год ввода в эксплуатацию по завершению строительства – данные отсутствуют, год завершения строительства – 1986;

- сооружение, назначение – сооружение трубопроводного транспорта, наименование- тепловые сети, кадастровый номер – 12:13:1520101:484, протяженность – 386 м, место положения – Республика Марий Эл, Моркинкий район, д. Чодраял, ул. Школьная, согласно выписке из Единого государственного реестра имущества – год ввода в эксплуатацию по завершению строительства – данные отсутствуют, год завершения строительства – 1986;

- сооружение, назначение – сооружение трубопроводного транспорта, наименование - тепловые сети, кадастровый номер – 12:13:0620101:663, протяженность – 449 м, место положения – Республика Марий Эл, Моркинкий район, д. Коркатово, ул. Школьная, согласно выписке из Единого государственного реестра имущества – год ввода в эксплуатацию по завершению строительства – данные отсутствуют, год завершения строительства – 1986;

- сооружение, назначение – сооружение трубопроводного транспорта, наименование - тепловые сети, кадастровый номер – 12:13:0620101:658, протяженность – 17 м, место положения – Республика Марий Эл, Моркинкий район, д. Коркатово, ул. Школьная, согласно выписке из Единого государственного реестра имущества – год ввода в эксплуатацию по завершению строительства – данные отсутствуют, год завершения строительства – 1986;

- сооружение, назначение – сооружение трубопроводного транспорта, наименование - тепловые сети, кадастровый номер – 12:13:1150101:1192, протяженность – 557 м, место положения – Республика Марий Эл, Моркинкий район, п. Октябрьский, ул. Школьная, согласно выписке из Единого государственного реестра имущества – год ввода в эксплуатацию по завершению строительства – данные отсутствуют, год завершения строительства – 1986;

- сооружение, назначение – сооружение трубопроводного транспорта, наименование - тепловые сети, кадастровый номер – 12:13:1150101:1191, протяженность – 2 м, место положения – Республика Марий Эл, Моркинкий район, п. Октябрьский, ул. Школьная, согласно выписке из Единого государственного реестра имущества – год ввода в эксплуатацию по завершению строительства – данные отсутствуют, год завершения строительства – 1986;

- сооружение, назначение – сооружение трубопроводного транспорта, наименование- тепловые сети, кадастровый номер – 12:13:0320102:475, протяженность – 355 м, место положения – Республика Марий Эл, Моркинкий район, д. Большие Шали, ул. Молодежная, согласно выписке из Единого государственного реестра имущества – год ввода в эксплуатацию по завершению строительства – данные отсутствуют, год завершения строительства – 1986;

- сооружение, назначение – сооружение трубопроводного транспорта, наименование- тепловые сети, кадастровый номер – 12:13:0320102:474, протяженность – 91 м, место положения – Республика Марий Эл, Моркинкий район, д. Большие Шали, ул. Молодежная, согласно выписке из Единого государственного реестра имущества – год ввода в эксплуатацию по завершению строительства – данные отсутствуют, год завершения строительства – 1989;

- сооружение, назначение – сооружение трубопроводного транспорта, наименование- тепловые сети, кадастровый номер – 12:13:0760101:534, протяженность – 44 м, место положения – Республика Марий Эл, Моркинкий район, д. Кучко-Памаш, ул. Центральная, согласно выписке из Единого государственного реестра имущества – год ввода в эксплуатацию по завершению строительства – данные отсутствуют, год завершения строительства – 1989.

Из письменных пояснений администрации Моркинского района (вх. № 9231/22 от 05.12.2022) следует, что ООО «Моркинский ТЭС» использует объекты теплоснабжения на основании договоров аренды муниципального имущества. На территории Моркинского муниципального района ООО «Моркинский ТЭС» осуществляет эксплуатацию 5 газовых котельных с оборудованием и имеет лицензию на использование 7 котельных на твердом топливе. Расчет, экономическое обоснование установленного вознаграждения в соответствии с договорами и дополнительными соглашениями, заключенными с обществом в период с 2019-2021, производились на основании отчетов об оценке аренды.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Пункт 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях относит к числу объектов концессионного соглашения объекты теплоснабжения, отдельные объекты таких систем.

Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона о концессионных соглашениях, а в отношении объектов теплоснабжения также случаев, предусмотренных статьями 51, 52, 52.1 Закона о концессионных соглашениях.

Закон о концессионных соглашениях предусматривает определенный перечень требований к содержанию и условиям концессионного соглашения. Круг отношений, регулируемых договором аренды и концессионным соглашением, различен. Предметом договора аренды является предоставлением объекта аренды в пользование за плату. Предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования.

Кроме того, статьей 47 Закона о концессионных соглашениях установлен особый перечень критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, отдельные объекты таких систем.

При этом торги на право заключения договора аренды и договор аренды, заключенный по результатам их проведения, влечет нарушение публичных интересов, прав и законных интересов неопределенного круга хозяйствующих субъектов, которые могут привести к лишению возможности участвовать в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении государственного или муниципального имущества.

Действия органа власти или органа местного самоуправления по заключению договора аренды в отношении объектов теплоснабжения на торгах вместо заключения концессионного соглашения влияют на развитие добросовестной конкуренции, создают преимущества лицам, которым права переданы без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, ущемляют права и законные интересы неопределенного круга хозяйствующих субъектов - потенциальных участников конкурса на право заключения концессионного соглашения, а также ограничивают доступ на рынок теплоснабжения с использованием указанных объектов.

Принимая во внимание изложенное, передача прав владения и (или) пользования спорными объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, должна была осуществляться по концессионному соглашению, которое подлежало заключению по итогам проведения конкурса на право заключения данного соглашения.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Передача муниципального имущества хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) и без соблюдения установленной формы договора в виде концессионного соглашения создает преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование ООО «Моркинский ТЭС» и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Одним из вопросов местного значения, соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) является организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Закона о местном самоуправлении в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, в том числе по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом о теплоснабжении.

В соответствии с пп. 1 ч. 2 ст. 3 Устава муниципального образования «Моркинский муниципальный район Республики Марий Эл», утверждённого собранием депутатов муниципального образования «Моркинский муниципальный район» от 14.08.2019 № 414, (далее – Устав), к вопросам местного значения района относится организация в границах сельских поселений, входящих в состав муниципального района, электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, администрация Моркинского муниципального района является исполнительным органом местного самоуправления, осуществляющим организацию деятельности в области установления порядка передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения.

На основании изложенного, Марийским УФАС России в действиях администрации МО «Моркинский муниципальный район» установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии при передаче и использовании имущества (объекты теплоснабжения на территории Моркинского муниципального района Республики Марий Эл) с соблюдением требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает предупреждение в письменной форме об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Марийское УФАС России, руководствуясь статьей 15, статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предупреждает администрацию МО «Моркинский муниципального района» о необходимости в шестидесятидневный срок с момента получения предупреждения прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем совершения действий по обеспечению использования муниципального имущества – объектов теплоснабжения на территории Моркинского муниципального района Республики Марий Эл на законных основаниях в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

О выполнении предупреждения сообщить в Марийское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с ч. 7 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.



Руководитель Марийского УФАС России

П.А. Козел







2023-627


Связанные организации

Администрация Моркинского муниципального района
ИНН 1208002094, ОГРН 1021200647907