Определение №ОЕ/4258/23 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 012/05/5-718/2023 и назначе... от 10 августа 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела № 012/05/5-718/2023 и назначении дела к рассмотрению
«10» августа 2023 года г. Йошкар-Ола
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя-начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>, рассмотрев материалы по факту распространения рекламы по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Баумана, д. 11Б «Меняемся на новенький iphone? Самый выгодный трейд-ин смартфонов в Йошкар-Оле»,
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) установлен факт размещения рекламы по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Баумана, д. 11Б, содержащей признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), следующего содержания:
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
По смыслу статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной.
При этом недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
В рассматриваемой рекламе используется словосочетание «Самый выгодный трейд-ин смартфонов в Йошкар-Оле».
Пунктом 29 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующей действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.
В данном случае при оценке текста размещенной рекламы действующему законодательству Марийское УФАС России приходит к выводу о том, что в спорной рекламе приводятся не обладающие достоверностью сведения о превосходстве (преимуществе) объекта рекламирования «Самый выгодный трейд-ин смартфонов в Йошкар-Оле» – над такими же магазинами иных хозяйствующих субъектов, что может вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор того или иного продавца товара.
Также, общее восприятие рекламы вводит потребителей рекламы в заблуждение, поскольку преимущества рекламируемого продавца перед другими продавцами не находят подтверждения превосходства товара в тексте рекламы.
Действующее законодательство в регулируемой сфере правоотношений исходит из того, что достоверность распространяемой рекламы с использованием утверждений в превосходной степени «Самый выгодный трейд-ин смартфонов в Йошкар-Оле» должна соответствовать реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе присутствует информация сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени «Самый выгодный трейд-ин смартфонов в Йошкар-Оле» без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и объективного подтверждения.
На основании изложенного, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
Марийским УФАС России установлено, что деятельность в магазине по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Баумана, д. 11Б, осуществляет ИП П. (ИНН <…>, ОГРНИП <…>).
Из имеющихся материалов усматривается, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП П.
На основании изложенного, в действиях ИП П. усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольными органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,
ОПРЕДЕЛИЛА:
- Возбудить производство по делу № 012/05/5-718/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
- Назначить дело № 012/05/5-718/2023 к рассмотрению на 1 сентября 2023 года в 10 часов 00 минут в помещении Марийского УФАС России, по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.
- Признать лицом, участвующим в деле, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе ИП П. (ИНН <…>, ОГРНИП <…>).
- ИП П. в срок до 30.08.2023 представить в Марийское УФАС России следующие сведения и документы:
- в связи с чем в рассматриваемой рекламе используется словосочетание «Самый выгодный трейд-ин смартфонов в Йошкар-Оле»;
- кто является рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем указанной информации с учетом статьи 3 Закона о рекламе;
3) кем разрабатывался макет рекламы?
- информацию о стоимости услуг по доведению Вами до потребителей рекламной информации «Меняемся на новенький iphone? Самый выгодный трейд-ин смартфонов в Йошкар-Оле» расположенной по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Баумана, д. 11Б. Приложить документальные доказательства
(договор, счет на оплату, акт выполненных работ и др.);
- иные документы и сведения, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.
- Явка лица, участвующего в деле (либо его представителя с надлежащимобразом оформленной доверенностью), является правом, а не обязанностью.
- Предложить лицу представить иные сведения и материалы, имеющие значение при рассмотрении данного дела.
Марийское УФАС России уведомляет, что участие в рассмотрении дела
№ 012/05/5-718/2023 возможно посредством удаленного доступа. Вход в конференцию по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/7811969428.
Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.
Информацию о невозможности участия посредством удаленного доступа необходимо сообщить до 30 августа 2023 года до 17:00.
Председатель Комиссии