Протокол, выписка из протокола б/н распространение рекламы кредита Газпромбанк «Это Федор Бонда... от 10 марта 2021 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРОТОКОЛ № 012/04/14.3-128/2021

об административном правонарушении

 

«10» марта 2021 года                                                                      г. Йошкар – Ола

 

Протокол составлен главным специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «Банк ГПБ» (ИНН 7744001497, ОГРН 1027700167110, адрес места регистрации: 117420, г. Москва, ул. Наметкина, д. 16, корпус 1) по факту нарушения требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе», выразившегося в распространении рекламы кредита Газпромбанк «Это Федор Бондарчук и Газпромбанк. Мы все любим хорошее кино и хотим, чтобы и в жизни было как в кино. Захотел и поехал. Понравилось и купил. Задумал и построил. И это возможно. Пишите Ваш счастливый сценарий с кредитом от 6,9% годовых в Газпромбанке. Оформите заявку на газпромбанк.ру. Банк ГПБ АО», распространенную в эфире LoveRadio в сентябре 2020 года (решение Марийского УФАС России от 29.12.2020 по делу №012/05/28-749/2020).

Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частями 1, 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Место, время совершения и событие административного правонарушения:

Место совершения административного правонарушения: территория вещания LoveRadio в Российской Федерации (г.Йошкар-Ола, г.Ижевск, г. Казань, г. Калуга, и иные города и регионы в соответствии с перечнем вещания, указанным на сайте http://www.loveradio.ru/regions).

Время совершения административного правонарушения: 07.09.2020-11.09.2020.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в ходе проведения мониторинга рекламы в сентябре 2020 года в городе Йошкар-Ола установлен факт распространения в эфире LoveRadio рекламы кредита Газпромбанк «Это Федор Бондарчук и Газпромбанк. Мы все любим хорошее кино и хотим, чтобы и в жизни было как в кино. Захотел и поехал. Понравилось и купил. Задумал и построил. И это возможно. Пишите Ваш счастливый сценарий с кредитом от 6,9% годовых в Газпромбанке. Оформите заявку на газпромбанк.ру. Банк ГПБ АО», содержащей признаки нарушения статьи 5, 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Марийским УФАС России письмом от 11.11.2020 №03-21/231 направило ходатайство в ФАС России о наделении полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела в отношении АО «Банк ГПБ».

ФАС России письмом от 27.11.2020 №АК/103936/20 наделило Марийское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения рассматриваемой рекламы.

Решением Марийского УФАС России от 29.12.2020 по делу №012/05/28-749/2020 реклама кредита Газпромбанк «Это Федор Бондарчук и Газпромбанк. Мы все любим хорошее кино и хотим, чтобы и в жизни было как в кино. Захотел и поехал. Понравилось и купил. Задумал и построил. И это возможно. Пишите Ваш счастливый сценарий с кредитом от 6,9% годовых в Газпромбанке. Оформите заявку на газпромбанк.ру. Банк ГПБ АО», распространенная в эфире LoveRadio в сентябре 2020 года признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия, на привлечение к которым направлена реклама. Товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (письмо ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624).

Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Проанализировав содержание спорной информации, способы её размещения и распространения, Марийское УФАС России пришло к выводу, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования является банк АО «Банк ГПБ» и кредиты Банка с процентной ставкой от 6,9%.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В указанной рекламе объектом рекламирования является услуга предоставления кредитов с процентной ставкой от 6, 9% годовых.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Также в силу части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с представленными пояснениями АО «Банк ГПБ», в сентябре 2020 года действовали две программы кредитования с возможностью предоставления кредита с процентной ставкой 6,9% годовых: программа потребительского кредитования «Классический кредит» (01.19.00) и программа потребительского кредитования «Цифровой кредит» (01.20.00).

В соответствии с программами потребительского кредитования «Классический кредит», «Цифровой кредит» кредит предоставляется по процентной ставке от 6,9% до 10,9 в зависимости от категории заемщиков и суммы кредита. Так, например, для клиентов розничного кредитования и прочих физических лиц процентная ставка при сумме кредитования от 50 тыс. рублей до 300 тыс. рублей составляет 10,9%, для клиентов розничного кредитования и прочих физических лиц процентная ставка при сумме кредитования от 1,5 млн. рублей до 7 млн. рублей составляет 6,9%. При этом указанные процентные ставки увеличиваются на 5-6 процентных пунктов при отсутствии обеспечения обязательств в виде страхования (в добровольном порядке) риска смерти заемщика или утраты заемщиком трудоспособности.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В рассматриваемой рекламе, сведения, влияющие на сумму доходов и расходов лиц, а также определяющие полую стоимость кредита, такие как срок кредита, сумма займа, процентные ставки в зависимости от категории заемщиков, суммы займа и наличия участия в программе страхования, а также иные условия кредитования не указаны.

Таким образом, в рекламе указана только наиболее привлекательная информация (процентная ставка от 6, 9%), иная же информация, которая влияет на выбор потребителей и имеет существенное значение, в рекламе не указана.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно сведениям, представленным в антимонопольный орган, рассматриваемая реклама, распространялась на территории нескольких субъектов Российской Федерации (радиостанция LoveRadio, перечень регионов (городов) вещания указан на сайте http://www.loveradio.ru/regions), в том числе на территории г.Йошкар-Ола, г.Ижевск, г. Казань, г. Калуга, и других.

Кроме того, в соответствии с представленными документами, реклама распространялась на основании заявки АО «Банк «ГПБ», переданной ООО «Авокадо» (акт выполненных работ от 18.09.2020 №51).

На основании изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «Банк «ГПБ».

Ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Административная ответственность за нарушение части 3 статьи 28 Закона о рекламе установлена для кредитных организаций частью 6 статьи 14.3 КоАП РФ. Распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 2.2 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, в том числе правом обжаловать постановление по делу в течение 10 дней согласно статьям 30.1, 30.3 КоАП РФ.

Протокол составлен по правилам статьи 28.2 КоАП РФ в присутствии представителя АО «Банк «ГПБ», действующего на основании доверенности от 25.03.2020. Общество было надлежащим образом извещено о дате, времени и месте составления протокола. В адрес АО «Банк «ГПБ» 18.02.2021 направлено уведомление о составлении протокола за исходящим № 03-07/127, данное почтовое отправление было получено АО «Банк «ГПБ» 03.03.2021.

 

С протоколом ознакомлен(а),

права  и  обязанности  разъяснены.

 

Дата, место и время рассмотрения дела об административном правонарушении: 24 марта 2021 года в 13 час. 30 мин. по адресу: ул. Волкова, д. 164, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000.

Даю согласие на

обработку персональных данных.                         _________________________­­

(ФИО, подпись лица, привлекаемого

к административной ответственности)

 

 (Ф.И.О. составившего протокол)

______________________2021 г.                                                                        ______________

                                                                                                                 (подпись)

Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ копию протокола получил:

 

(ФИО лица, получившего протокол)

«        »_____________2021 г.                        _______________________(подпись)

Сообщаем, что возможность участия в рассмотрении дела будет организована посредством удаленного доступа через программу «TrueConf» по ссылке (https://fas1.tconf.rt.ru/c/3075302637).

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

Инструкция для участников видеоконференцсвязи прилагается к настоящему уведомлению.

Информацию о невозможности участия посредством удаленного доступа необходимо сообщить до 23 марта 2021 года, направив в адрес Марийского УФАС России копии доверенностей представителей.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны