Предупреждение №ПК/1953/24 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 012/01/14.2-318/2024 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ... от 27 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

№ 012/01/14.2-318/2024 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«27» апреля 2024 года г. Йошкар-Ола

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в порядке переадресации из прокуратуры г. Йошкар-Олы поступили материалы обращения гражданина и ФБУ «Марийский ЦСМ» по вопросу распространения недостоверной информации и оказании услуг по поверке приборов учета неаккредитованным лицом.

В силу пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Пунктом 3 статьи 10.bis «Конвенции по охране промышленной собственности» установлено, что подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Главой 2.1 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.

Статьей 14.2 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение относительно качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей.

Из материалов обращения следует, что гражданин пожаловался на распространение листовок о необходимости поверки приборов учета воды следующего содержания:

 

Данные листовки оформлены как предписания, выданные государственным органом, вводят в заблуждение граждан с целью получения дохода от коммерческой деятельности.

В поступившем обращении ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Марий Эл» (далее – ФБУ «Марийский ЦСМ») указано, что рассылка таких листовок является актом недобросовестной конкуренции, а оказание услуг поверки средств измерений лицом, не аккредитованным в соответствующей области аккредитации – обманом потребителей.

Специалистами Марийского УФАС России также установлено распространение на территории г. Йошкар-Олы листовок следующего содержания:

 

Рассматриваемые листовки содержат в себе ссылки на федеральные законы, при переходе по QR-коду открывается ссылка на сайт Федеральной службы по надзору в сфере природопользования https://rpn.gov.ru/upload/iblock/ec6/FZ_N_102_20080626.pdf. Также отдельно выделены формулировки о необходимости прохождения обязательной метрологической поверки, указано на ограниченный период проведения работ по поверке с 01 апреля по 30 апреля 2024 года, который утвержден графиком.

При обращении по телефонному номеру 8(8362)31-32-62 оператор сообщил, что поверку осуществляет «Жилсервис», выдаются документы о поверке, которые принимаются водоснабжающей организацией.

Из имеющихся у Марийского УФАС России сведений установлено, что абонентский номер 8(8362)31-32-62 принадлежит ИП К.

На основании выписки из реестра Российской системы и плана нумерации номер абонента 8(8362) 31-32-62, указанный в качестве контактного в рассматриваемом извещении, принадлежит ПАО «Мобильные ТелеСистемы». Общество указало, что по данному абонентскому номеру заключен договор на оказание услуг связи между Обществом и ИП К.

Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге).

Использование в рассматриваемом извещении следующих слов и словосочетаний: «…Согласно Федеральному закону индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку …», «обращаем Ваше внимание на утвержденный график проведения поверки……» «…В целях соблюдения нормативов пользования приборами учета воды и дальнейшей эксплуатации рекомендуем Вам обратиться для оформления заявки по телефону…» создает у потребителей впечатление об обязательности приобретения данной услуги именно у данной организации.

Кроме того, форма изложения информации в виде «предписания» со QRкодом, с подписью «должностного лица» может быть воспринято потребителями как обязательное к исполнению распоряжение снабжающей организации к совершению действий по поверке приборов учета воды в указанные в листовке (извещении) сроки, а также обязательности приобретения данной услуги данной организации.

Ссылки на нормативно-правовые акты, а также утверждение об обязательности поверки приборов учета вводят потребителей в заблуждение, создают впечатление о проведении данных работ определенной организацией и необходимости обращения к этой организации для соблюдения требований действующего законодательства.

В рассматриваемых листовках указано, что поверка будет проводиться 01.04 по 30.04.2024. Такое указание в тексте создает у потребителей впечатление о плановости проведения работ. В действительности не установлено, что работы являются плановыми, проводятся в соответствии с графиком и т.д.

Данные выводу подтверждаются обращением гражданина, а также обращением ФБУ «Марийский ЦСМ», которое является аккредитованной организацией и вправе осуществлять поверку приборов учета водоснабжения.

Кроме того, Марийским УФАС России не установлена организация с наименованием «Жилсервис», которая могла бы законно осуществлять поверку приборов учета водоснабжения.

Из анализа представленных сведений, антимонопольным органом установлено, что данные сведения распространяются ИП К. в целях осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, распространение листовок с вышеуказанным содержанием и оказание услуг поверки приборов учета водоснабжения неаккредитованной организацией, в рассматриваемом случае представляет собой введение в заблуждение (по отношению к неограниченному кругу хозяйствующих субъектов конкурентов и (или) их товаров), создает ложное представление о принадлежности организации к государственному органу, которое в действительности не соответствует действительности.

Для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо установить, что лицо, совершившее противоправное деяние, и другой хозяйствующий субъект являлись конкурентами, то есть присутствовали в одном сегменте товарного рынка; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия причинили или могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта (конкурента).

Для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции достаточно возможности (вероятности) причинения убытков либо нанесения ущерба деловой репутации другого хозяйствующего субъекта

(конкурента).

Используя листовки с недостоверными сведениями, ИП К. сообщает неограниченному кругу лиц о необходимости поверки приборов учета водоснабжения, обратившись по телефону из «предписания», создает впечатление об оказании услуги государственной (муниципальной) организацией. Данные сведения вводят в заблуждение потенциальных потребителей услуг такой коммерческой организации в отношении содержания, качества предоставляемых услуг, законности ее деятельности, что направлено на получение недобросовестных преимуществ на рынке.

В этой связи потребители могут вступить в правоотношения с ИП К.  вместо того, чтобы обратиться к конкурентам, добросовестно оказывающим услуги. Своими действиями общество лишило указанных лиц возможности получить доход от законной и добросовестной деятельности.

Целью этой формы недобросовестных действий является привлечение покупательского (потребительского) спроса путем введения в заблуждение (обмана) потребителей в отношении предлагаемых им товаров (работ, услуг). Хозяйствующий субъект создает у третьих лиц ложное представление о тех или иных качествах реализуемого товара. Такие действия отвлекают потребителей от добросовестных субъектов предпринимательской деятельности и могут создавать у потребителей или потенциальных контрагентов определенное впечатление о товаре и его свойствах, которые не соответствуют действительности.

На основании изложенного, в действиях ИП К. усматриваются признаки нарушения пункта 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в направлении предписаний о необходимости проверки приборов учета водоснабжения, создающих впечатление о том, что услуга оказывается государственной (муниципальной) организацией, имеющей необходимую аккредитацию, что обеспечивает получение преимущества, противоречит законодательству Российской Федерации и может причинить убытки (неполученную прибыль) иным хозяйствующим субъектам на рынке оказания услуг проверки приборов учета.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Марийское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предупреждает ИП К. (ИНН: <…>, ОГРНИП: <…>, адрес: <…>) о необходимости в пятнадцатидневный срок с момента получения предупреждения прекратить нарушение части 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции путем:

  • прекращения распространения листовок вводящих потребителей в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги по метрологической поверке приборов учета воды;
  • прекращения оказания услуг по метрологической поверке приборов учета воды без аккредитации на право проведения государственной поверки в области обеспечения единства измерений (поверки средств измерений).

ИП К. обязан сообщить о выполнении предупреждения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, в том числе представить документы, свидетельствующие о выполнении предупреждения.

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (части 7, 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

Руководитель Марийского УФАС России                                                                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны