Решение №ОЕ/342/23 РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/7-880/2022 от 26 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/7-880/2022

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

«26» января 2023 года                                                          г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена: «23» января 2023 года

Полный текст решения изготовлен: «26» января 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя- начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,

член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля

хозяйствующих субъектов <...>,

рассмотрев дело № 012/05/7-880/2022, возбужденное по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в отношении ИП Я. по факту распространения рекламы «Все для вейпинга: Электронные парогенераторы. Жидкости. Комплектующие. Аксессуары ЕlCigar» по адресу: ул.Васильева, д.1, г.Йошкар-Ола (ТЦ «Марийка»), ул. Строителей, д.50, ул.К.Маркса, д.99 (ТЦ  «Форум»), в присутствии ИП Я.,

УСТАНОВИЛА:

В Марийское УФАС России поступило обращение <...>, депутата

Государственного Собрания Республики Марий Эл <...>, <...> (вх.№8853ЭП/22 от 22.11.2022, вх.№9011-ЭП от 25.11.2022) о нарушении законодательства о рекламе при продаже курительных принадлежностей по адресу ул.Васильева, д.1, г.Йошкар-Ола.

Специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) 01.12.2022 установлен факт размещения наружной рекламы по адресу ул.Васильева, 1 (ТЦ «Марийка») «Все для вейпинга: Электронные парогенераторы. Жидкости. Комплектующие. Аксессуары ЕlCigar» следующего содержания:

 

Определением от 05.12.2022 в отношении ИП Я. по факту распространения рекламы «Все для вейпинга: Электронные парогенераторы. Жидкости. Комплектующие. Аксессуары Еl- Cigar» возбуждено дело № 012/05/7880/2022 по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Марийским УФАС России в ходе рассмотрения заявления <...>, <...> (вх.№8853-ЭП/22 от 22.11.2022, вх.№9011-ЭП от 25.11.2022) установлено, что аналогичная информация размещается по адресам места осуществления деятельности:

 

 в магазине «Марийка»:

 

 

по адресу ул.К.Маркса, д.99 (ТЦ  «Форум»): по адресу ул. Строителей, д.50 (при выходе из магазина «Пятерочка»):

 

ИП Я. в ходе рассмотрения дела указал, что размещенная информация не преследует целей, связанных с рекламой, является вывеской. Информация размещалась в месте реализации товаров с целью информирования потребителей об ассортименте реализуемых товаров. В материалы дела ИП Я. представлены доказательства демонтажа спорной информации на 08.12.2022 (по адресу ул.Васильева, 1 (ТЦ «Марийка»), 22.12.2022 (по адресам ул.К.Маркса, д.99 (ТЦ  «Форум»), ул. Строителей, д.50 (при выходе из магазина «Пятерочка»).

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Размещенная текстовая информации: «Все для вейпинга: Электронные парогенераторы. Жидкости. Комплектующие. Аксессуары Еl- Cigar (YoCigar)» при входе в торговый объект привлекает интерес потребителей к деятельности торговой точки по продаже табака,  электронных испарителей и курительных принадлежностей, дает явное представление о реализации данных товаров и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания всех посетителей данной торговой точки, и поддержание интереса, как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой им продукции.

Как разъяснил Президиум ВАС РФ в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования являются электронные парогенераторы, жидкости, комплектующие, аксессуары.

Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.

В силу пункта 1 части 1 статьи 16 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее Закон №15-ФЗ) в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются: реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона №15-ФЗ запрет рекламы табака, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Таким образом, Законом о рекламе установлен безусловный запрет на рекламу любой табачной продукции.

Электронные испарители, жидкости для них используются для совершения действий, аналогичных процессу курения, испарители в зависимости от модели могут содержать никотин и иные вещества, содержащиеся в табачных изделиях, таким образом, могут быть отнесены к категории товаров, подобных табачным изделиям и курительным принадлежностям.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Деятельность в магазинах «Еl- Cigar (YoCigar)» по адресам: ул.Васильева, 1 (ТЦ «Марийка»), ул.К.Маркса, д.99 (ТЦ «Форум»), ул. Строителей, д.50 осуществляет ИП Я., что подтверждается представленными договорами аренды в отношении указанных объектов. Таким образом, ИП Я. является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

В материалы дела представлены доказательства прекращения распространения рекламы.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России считает, что основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе не имеются.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу «Все для вейпинга: Электронные парогенераторы. Жидкости. Комплектующие. Аксессуары Еl- Cigar», размещенную по адресам ул.Васильева, д.1, г.Йошкар-Ола (ТЦ «Марийка»), ул. Строителей, д.50, ул.К.Маркса, д.99 (ТЦ  «Форум»), поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по части 4 статьи 14.3.1 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель комиссии

Члены комиссии:                                                                                                             

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны