Решение №АБ/71/24 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/0... от 12 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/106-5/2024

09 января 2024 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии – <…> - заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; члены Комиссии:

<…> – ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; при участии посредством видеоконференцсвязи представителя заявителя — ООО «ПО Фотон Флай» <…> (по доверенности); в присутствии представителей:

  • от заказчика - ГБУ Республики Марий Эл «Медико-санитарная часть № 1» <…> (по доверенности);
  • от уполномоченного органа — Комитет по регулированию контрактной системе в сфере закупок Республики Марий Эл <…>, <…>, <…> (по доверенности);
  • от победителя закупки ООО «ДезМедСервис» <…> (по доверенности), рассмотрев жалобу ООО «ПО Фотон Флай» на положения извещения об осуществлении закупки № 0108500000423002984 от 15.12.2023 на поставку медицинского изделия (светильник операционный), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие,

УСТАНОВИЛА:

Заказчиком, уполномоченным органом проводился электронный аукцион на поставку медицинского изделия (светильник операционный), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие.

Извещение о проведении электронного аукциона форме на поставку медицинского изделия (светильник операционный), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие размещено на официальном сайте 15.12.2023 (номер извещения 0108500000423002984).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 26.12.2023 08:00 (МСК).

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 28.12.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта: 999 993,33 рублей.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.

Так, 25.12.2023 в Марийское УФАС России поступила жалоба ООО «ПО Фотон Флай» на положения извещения указанного электронного аукциона.

Согласно доводам жалобы, заказчиком в описании объекта закупки необоснованно установлены характеристики товара, которые не предусмотрены позициями КТРУ. При этом, приобретаемый товар включен в перечень радиоэлектронной продукции.

Кроме того, по мнению заявителя, описание объекта закупки составлено в нарушении пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и ограничивает конкуренцию, так как позволяет предложить к поставке товар только одного производителя.

Заказчик, уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, в которых указали, что обоснование установления дополнительных характеристик товара, не указанных в КТРУ содержится в описании объекта закупки, у заказчика имеется исключительная необходимость на приобретение товара с такими характеристиками с учетом специфики деятельности учреждения, в связи с чем просили признать жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, обсудив доводы жалобы, выслушав участников дела, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

Из пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, но не ограничивая число участников закупки и не совершая иных действий, которые влекут ограничение конкуренции.

Установлено, что описание объекта закупки содержится в приложении № 1 к извещению о проведении электронного аукциона.

В описании объекта закупки указано, что заказчиком закупается светильник операционный с кодом ОКПД 2: 32.50.50.190 (1 комплект).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки указывается наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования КТРУ устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 2 Правил использования КТРУ установлено, что каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой

услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ установлено, что в позицию каталога включается следующая информация:

б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);

в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ)

(при наличии);

г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание

сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;

е) дата включения в каталог позиции;

ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в

позицию каталога;

з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости).

Наименование объекта закупки свидетельствует о включении закупаемого товара в КТРУ с позицией 32.50.50.190-00002657 «светильник операционный».

В данной позиции КТРУ указаны следующие характеристики:

  • Интенсивность освещенности светового блока;
  • Исполнение;
  • Количество световых блоков;
  • Наличие аварийного источника питания; - Регулировка цветовой температуры.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что при описании объекта закупки заказчиком указаны характеристики товара, которые не включены в соответствующую позицию КТРУ. В частности срок службы источника, светильник должен быть двухкупольный, должна быть регулировка освещенности (цветовой температуры и индекса цветопередачи с помощью сенсорного пульта управления), цветовая температура и т.д.

Согласно пункту 5 Правил использования каталога товаров, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Комиссией установлено, что такое обоснование приведено заказчиком по каждой характеристике, не включенной в позицию КТРУ 32.50.50.190-00002657 «светильник операционный».

Между тем, установлено, что закупаемый товар с кодом ОКПД2 32.50.50.190 входит в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный  постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 (129 позиция).

Таким образом, исходя из положений пункта 5 Правил заказчик не вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара.

Однако, согласно пункту 7 Постановления № 145 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.   

В рамках рассмотрения жалобы представители заказчика и уполномоченного органа пояснили, что имеющиеся в позиции КТРУ технические характеристики не удовлетворяют потребностям заказчика и не позволяют эффективно осуществить закупку того оборудования, которое необходимо заказчику учитывая специфику его деятельности.

Следовательно, в настоящее время в КТРУ не имеется позиции, удовлетворяющей потребностям заказчика.

Так, заказчиком, в обоснование своей позиции, представил письменные пояснения, в которых указал, что при формировании Описания объекта закупки Заказчиком были изучены действующие позиции КТРУ, подпадающие под соответствующее наименование и справочную информацию: 32.50.50.190-00002662 (укрупненная позиция), включающую в том числе указанную заявителем позицию 32.50.50.190-00002657.

Указанная характеристика в позиции КТРУ 32.50.50.190-00002657 Интенсивность освещенности светового блока, клк >140 и <170 не позволяет заказчику приобрести оборудование, в полной мере обеспечивающие его потребности, а именно:

Согласно Описания объекта закупки Заказчику требуется двухкупольный светильник со следующими показателями освещенности:

2.9

Центральная освещенность, первого купола. кЛк

> 160

2.10

Центральная освещенность, второго купола, кЛк

> 120

Таким образом, световые блоки (куполы) светильника должны обеспечивать разную минимальную освещенность: один должен иметь большую интенсивность освещения, другой меньшую. Данная характеристика требуется для проведения различных видов лапаротомных и лапароскопических операций, выполняющихся в различных условиях освещенности.

Кроме важными характеристиками светильника операционного для Заказчика являются:

2.8

Регулировка освещенности (цветовой температуры и индекса цветопередачи с помощью сенсорного пульта управления)

Да

Согласно ГОСТ Р 56128-2014 п.6.2.11 Все основные регулировки светильника располагаются на одной панелп управления (пульте), что повышает удобство регулировки

2.13

Цветовая температура

> 3000 и

< 6700 К

Согласно ГОСТ Р 56128-2014 п.6.2.19 Позволяет добиться оптимального освещения в зависимости от затенения и условий в области раны. Высокая освещённость

Под характеристики, содержащиеся в описании позиции каталога особенно важна для узких и глубоких 32.50.50.190-

00002657 «светильник операционный» подходит большое количество оборудования, не обладающего имеющими значение для заказчика функциями и значительно отличающимися по стоимости.

В связи с этим при формировании требований к закупаемому Оборудованию заказчик исходил из собственных потребностей и не применял описание позиции КТРУ в качестве исключительного источника описания объекта закупки. 

Таким образом, в рамках рассмотрения дела, при изучении представленных Заказчиком пояснений и материалов, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что установление дополнительных характеристик закупаемого оборудования обусловлена потребностью и спецификой деятельности заказчика, описание закупаемого товара произведено заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

С учетом изложенного, довод в этой части признается Комиссией необоснованным.

2. Относительно доводов заявителя, что под установленные заказчиком технические характеристики товара подходит продукция только одного производителя.

Так, согласно пункту 2 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.

В рамках рассмотрения жалобы заказчиком представлены сведения и подтверждающие документы, что под описание объекта обжалуемой закупки подходят как минимум 2 светильника операционных различных производителей, а именно светильник бестеневой «Конвелар 1675» (производитель ООО «Диксион», Россия) и светильник «Паналед» (производитель ООО «Аксима», Россия).

В подтверждение тому представлены регистрационные удостоверения от 01.10.2019 № ФСР 2008/03737 и от 11.03.2019 № РЗН 2016/4555 с приложением руководства по эксплуатации, где отражены характеристики данных светильников.

Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом при проведении обжалуемой закупки обеспечена возможность заявить к поставке товар различных производителей.

Доказательств невозможности поставки и (или) приобретения для поставки указанных светильников заявителем в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, позиция заявителя в данной части является также необоснованной.

Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ПО Фотон Флай» необоснованной.
  2. Требование о приостановлении процедуры закупки отменить.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

Члены комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны