Решение б/н размещение рекламы кальяна по адресу: г. Волжск, ул. Ленина,... от 24 декабря 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 012/05/7-919/2021
о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе
«24» декабря 2021 года г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена: «24» декабря 2021 года
Полный текст решения изготовлен: «24» декабря 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя- начальника отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,
член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,
член Комиссии – специалист – эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,
рассмотрев дело № 012/05/7-919/2021, возбужденное в отношении Т., ИП М. по признакам нарушения части 11 статьи 5, пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту размещения рекламы кальяна по адресу: г. Волжск, ул. Ленина, д. 67 в отсутствии надлежащим образом извещенных лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела,
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) был проведен мониторинг наружной рекламы в городе Волжск, в результате которого 22.06.2021 установлен факт размещения рекламы кальяна по адресу: г. Волжск, ул. Ленина, д. 67, содержащей нарушения части 11 статьи 5, пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» следующего содержания:
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).
Марийским УФАС России 25.08.2021 проведен Экспертный совет по рекламе, в котором на повестку совета было вынесено рассмотрение информации с изображением кальяна, размещенной на стене здания по адресу: г. Волжск, ул. Ленина, д. 67. Большинство экспертов признали спорную информацию рекламой никотинсодержащей продукции, размещение которой запрещено в соответствии с п. 8 ст. 7 Закона о рекламе. Также отмечено на наличие признаков нарушения ч. 11 ст. 5 Закона о рекламе, поскольку отсутствует перевод словосочетания «DAS KAPITAL» на русский язык.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации (русский язык) подлежит обязательному использованию в рекламе.
В части 2 статьи 3 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» указан порядок использования в рекламе текстов на иностранном языке. В силу данной нормы, в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык.
Перевод должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке, а также должен быть выполнен в той же манере, что и текст на иностранном языке.
В рекламной конструкции, расположенной на стене многоквартирного дома по адресу: г. Волжск, ул. Ленина, д. 38 информация представлена на иностранном языке, без перевода, что имеет нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона о рекламе.
Объектный анализ размещенных графических изображений, а именно кальяна ассоциируется у потребителей с определенным товаром - табачной продукцией.
Таким образом, из содержания рекламной информации следует, что объектом рекламирования является реализуемая табачная продукция.
Согласно пункту 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.
В нарушение норм пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, в рассматриваемой рекламной информации содержится реклама табачного изделия.
Указанная информация привлекает интерес потребителей к деятельности торговой точки по продаже курительных принадлежностей, дает явное представление о реализации принадлежностей для курения кальяна и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания всех посетителей данной торговой точки, и поддержание интереса, как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой им продукции.
Следовательно, рассматриваемая информация является рекламой табачной продукции и курительных принадлежностей.
Федеральным законом от 31.07.2020 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции» в пункт 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» внесены изменения. Согласно новой редакции пункта 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе», вступившей в силу с 28.01.2021, не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.
На основании изложенного, рассматриваемая реклама содержит нарушения части 11 статьи 5, пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» Закона о рекламе.
Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 – рекламодатель и рекламораспространитель Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
В ходе проведенного Марийским УФАС России мониторинга установлено, что деятельность по адресу: г. Волжск, ул. Ленина, д. 67 осуществляет: ИП М., что подтверждается чеком от 10.12.2021, приобретенном в торговой точке «Das Kapital».
Следовательно, ИП М. является как рекламодателем, так и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.
Однако Марийским УФАС России установлено, что распространение ненадлежащей рекламы в настоящее время устранено, следовательно, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктом 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
- Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания:
поскольку в ней нарушены требования части 11 статьи 5, пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение ИП М. к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии