Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/5-594/2022 о нарушении законодатель... от 24 августа 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 012/05/5-594/2022
о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе
«23» августа 2022 года г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена: «23» августа 2022 года
Полный текст решения изготовлен: «24» августа 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя- начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,
член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,
член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,
рассмотрев дело № 012/05/5-594/2022, возбужденное по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в отношении ИП П. по факту распространения рекламных листовок на территории городского округа «Город Йошкар-Ола»,
в отсутствии ИП П., надлежащим образом извещённого о дате, времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) установлен факт распространения рекламных листовок на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), следующего содержания:
Марийским УФАС России в отношении ИП П. возбуждено дело №012/05/5-594/2022 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе. Копия определения о возбуждении дела № 012/05/5-594/2022 направлена по месту регистрации ИП П. (согласно сведениям почты России получена 18.08.2022).
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).
Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования являются услуги, оказываемые ИП П.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (письмо ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624).
Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.
Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
Проанализировав содержание спорной информации, способы её размещения и распространения, Марийское УФАС России пришло к выводу, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Указание только благоприятных последствий оказания услуги ИП П. создает впечатление у потребителей, о том, что после проведения данной процедуры не возникает каких-либо последствий и трудностей.
При этом в рассматриваемой рекламе содержится словосочетание «гарантирую».
Согласно пункту 1 статьи 722 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721).
Указание в рекламе на гарантию предполагает, что у услуг, оказываемых рекламодателем, есть определенный результат (достижение которого и является предметом гарантии). В контексте рекламы такой результат заключается в устранении всех проблем при оказании компьютерных услуг.
При этом, указанная реклама не содержит наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку не содержит существенных условий касательно предоставления компьютерных услуг, тем самым искажается смысл рекламы, потребители вводятся в заблуждение.
Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В силу статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
Марийским УФАС России установлено, что абонентские номера +7(969)778-70-71, +7(962)588-01-06, указанные в рекламных листовках, используемые при распространении информации рекламного характера принадлежат ИП П.
На основании изложенного, Комиссия рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы признает ИП П.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.
Сведения о прекращении распространения рекламы в материалы дела не представлены.
Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России считает, что имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать ненадлежащей рекламу ИП П. (<…>), распространенную в виде листовок с информацией следующего содержания:
поскольку она не соответствует требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
- Выдать ИП П. (<…>) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии