Решение №АБ/1477/24 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/0... от 2 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/106-234/2024

28 марта 2024 года  г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя Комиссии – <…> – заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии:

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; при участии представителей:

от уполномоченного органа – Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок республики Марий Эл: <…> (на основании доверенности), <…> (на основании доверенности), <…> (на основании доверенности); от заявителя – ООО «СерверТрейд» – <…> (на основании доверенности); в отсутствие представителей заказчиков, надлежащим образом извещенных о дате, времени, месте рассмотрения дела, рассмотрев жалобу ООО «СерверТрейд» от 25.03.2024 на положения извещения о проведении закупки на поставку ноутбуков и интерактивных комплексов в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (извещение в ЕИС 0108500000424000952 от 15.03.2024),

УСТАНОВИЛА:

Заказчиками, уполномоченным органом проводился электронный аукцион на поставку ноутбуков и интерактивных комплексов в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Так, в Марийское УФАС России поступила жалоба ООО «СерверТрейд» от 25.03.2024 на положения извещения об осуществлении закупки № 0108500000424000952 на поставку ноутбуков и интерактивных комплексов в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

Из жалобы заявителя следует, что Заказчиком характеристики прописаны таким образом, что под требования заказчика подходит ноутбук единственного производителя — АО «РИКОР ЭЛЕКТРОНИКС», в свою очередь данное обстоятельство имеет признаки ограничения количества участников закупки.

Заказчик, Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком 15.03.2024 в ЕИС размещено извещение № 0108500000424000952 о проведении закупки на поставку ноутбуков и интерактивных комплексов в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:

  • наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

  • в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
  • использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик определяет предмет и описывает его в соответствии с нормами Закона о контрактной системе. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, которые являются для него значимыми, но при этом не совершая действий, которые влекут ограничение числа участников закупок.

Установлено, что заказчиком закупаются: ноутбук (КТРУ 26.20.11.110-00000165), интерактивная панель (КТРУ 26.20.13.000-00000002).

В силу положений пункта 1 части 2  статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении закупки содержит описание объекта закупки (техническое задание) на поставку ноутбуков и интерактивных комплексов.

Техническим заданием установлены в том числе следующие характеристики ноутбука:

- размер диагонали экрана: ≥ 15.6; - разрешение экрана: WUXGA.

Заявитель указывает, что разрешение экрана WUXGA в силу технических характеристик подходит только для ноутбуков с соотношением сторон 16:10 и диагональю 16 дюймов, а у ноутбуков 15,6 дюймов соотношение сторон 16:9. Таким образом, единый реестр российской радиоэлектронной продукции содержит единственного производителя ноутбуков с диагональю экрана 16 дюймов, характеристики которого при этом удовлетворяют всем требованиям заказчика.

Комиссия Марийского УФАС отмечает, что 16 дюймов соответствует установленному требованию к размеру диагонали «больше или равно 15,6 дюймов». При этом, характеристики, на которые указывает заявитель соответствуют КТРУ.

На заседании комиссии Уполномоченный орган пояснил, что при описании объекта закупки была использована позиция КТРУ, характеристики требуемого к поставке товара указаны полностью в соответствии с позицией КТРУ 26.20.11.110-00000165.

Также в результате направления запросов о предоставлении коммерческих предложений в адрес заказчика поступили 3 письма от ООО «Бештау Электроникс», АО «РИКОР ЭЛЕКТРОНИКС», ООО «АйСиЭл Техно» о готовности поставить идентичные товары, планируемые к закупке (копии запроса и писем производителей представлены в материалы дела).

Из изложенного следует, что под описание объекта закупки заказчика подходит товар как минимум троих производителей.

Также заявитель указывает о нарушении при описании объекта закупки (ноутбуков) рекомендаций, изложенных в письме Министерства просвещения РФ от 16.04.2019 № МР507/02 «О направлении уточненного перечня примерного оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных общеобразовательных организациях» (далее — Письмо № МР-507/02). Относительно данного довода Комиссия Марийского УФАС установила следующее.

Закупка осуществляется в рамках реализации национального проекта «Образование».

Исходя из абзаца первого письма № МР-507/02 следует, что письмо содержит лишь примерный перечень оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях в рамках реализации национального проекта «Образование».

Следовательно, данный довод заказчика является несостоятельным. У заказчика отсутствует обязанность устанавливать требования к описаю объекта закупки на основании  письма № МР-507/02.

Как указывалось выше, заказчик определяет предмет закупки и описывает характеристики товара в соответствии с нормами Закона о контрактной системе для удовлетворения своих потребностей в товарах, работах услугах.

По результатам рассмотрения жалобы по существу в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «СерверТрейд» необоснованной.
  2. Требование о приостановлении процедуры закупки отменить.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны