Решение б/н Решение и предписание по делу № 03-18/3 по признакам нарушен... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-18/03

 

28 февраля 2011 года                                                                       г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2011  года

Решение изготовлено в полном объеме 28 февраля 2011  года

        

 Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Зубарев В.В.;

член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Батухтина Е.Ю.,

член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Буркова Э.В.

рассмотрев дело № 03-18/03 по признакам нарушения ООО «Лайф» (юридический и почтовый адрес: 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 17, ИНН 1215106263, ОРГН 1051200121257) пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившегося в размещении ООО «Лайф» (не имеющим лицензии на осуществление медицинской деятельности) по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 17, рекламных вывесок салона красоты «Дебют», содержащих информацию по оказанию медицинских услуг, без предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалиста,

в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Лайф»:

 - А., действующего на основании доверенности;

- Г., действующего на основании доверенности;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения 19 октября 2010 года мониторинга рекламы, распространяемой на территории г. Йошкар-Олы специалистами-экспертами отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России была обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закона о рекламе).

Справа от входной двери в здание, расположенное по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 17, обнаружена рекламная вывеска салона красоты «Бьюти Хаус», содержащая рекламную информацию следующего содержания:

«ПРОЦЕДУРА СЕЗОНА!!!

HIRO-МАССАЖ

БЬЮТИ ХАУС т. 444-111 БЬЮТИ ХАУЗ».

В оконном проеме здания, расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 17 размещена вывеска салона красоты «Дебют» следующего содержания:

«СПА

и РЕЛАКС-ПРОЦЕДУРЫ

(массаж, обертывания)».

Результат мониторинга зафиксирован актом по результатам проведения мониторинга от 19 октября  2010 года.

На заседании Комиссии Марийского УФАС России представители ООО «Лайф» - А., Г. нарушение законодательства о рекламе признали,  поддержали письменные объяснения от 14 декабря 2010 года (вх. 4584). Дополнительно пояснили, что ООО «Лайф» является рекламодателем и рекламораспространителем рекламной информации, размещенной на вывесках салона красоты «Дебют», расположенных по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 17. Лицензии на осуществление ООО «Лайф» медицинской деятельности не имеется.

Рассмотрев материалы дела, изучив содержание рекламы, представленные документы и объяснения представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссия установила следующие.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; при этом объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;  а товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация ООО «Лайф», размещенная на вывесках салона красоты «Дебют» является рекламной, так как соответствует вышеизложенным критериям рекламной информации: адресована неопределенному кругу лиц (потенциальным потребителям рекламы), направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (к салону красоты «Дебют» и оказываемым им услугам), а также формирует и поддерживает интерес к рекламируемому объекту и продвигает его на рынке.

В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 12.07.1993 N 134 (с изм., внесенными Постановлением Минтруда РФ от 16.07.2003 N 54) "О внесении дополнений в Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих" к требованиям к профессии косметика, осуществляющего массаж лица, шеи и кожи головы, чистку лица гигиеническую, вакуумную и др., наложение питательных, дезинфицирующих масок, проведение отшелушивающих процедур, парафиновые укутывания кистей рук, поправку бровей, окраску бровей и ресниц, завивку ресниц, умение наносить макияжи, относятся знание основ анатомии и физиологии, строения и свойств кожи; правил и способов выполнения работ; устройств и правил эксплуатации применяемого оборудования и инструмента; видов материалов, препаратов, их назначения и норм расхода; правил санитарии и гигиены; правил обслуживания клиентов, а также требуется среднее медицинское образование.

Таким образом, для осуществления всех вышеперечисленных работ требуется получение лицензии на осуществление медицинской деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

В соответствии с пунктом 96 части 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Пунктом 4 части 2 статьи 17 Закона N 128-ФЗ установлено, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливается перечень работ и услуг, в том числе по такому виду деятельности, как медицинская.

Исходя из определений, изложенных в отраслевом  стандарте «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении» (ОСТ 91500.01.0005-2001), медицинская деятельность – деятельность, направленная на оказание медицинских услуг. 

Согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, под медицинской деятельностью понимается выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной, стационарной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.

В соответствии с приложением к названному Положению в Перечень работ и услуг при осуществлении медицинской деятельности включены работы (услуги) в том числе по косметологии (терапевтической), косметологии (хирургической), по медицинскому массажу.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.05.2007 N 323 утвержден Порядок организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении различных видов медицинской помощи (в том числе доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, санаторно-курортной, скорой и пр.)

В п. 3 указанного Порядка предусмотрено, что указанные работы (услуги) при осуществлении медицинской помощи выполняются на основании лицензии, приложения к которой оформляются в соответствии с Перечнем, прилагаемым к настоящему Порядку.

В Приложении к указанному Порядку приведен Перечень, в котором к доврачебной медицинской помощи отнесен медицинский массаж (пункт 1 Перечня), а к амбулаторно-поликлинической помощи отнесена косметология терапевтическая (подпункт "в" п. 2 Перечня).

Согласно Приказу Минздрава России от 10.04.2001 N 113 "О введении в действие отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" (ОК ПМУ 91500.09.0001-2001) под медицинской услугой понимается мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

В разделе 21 "Лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия)" ОК ПМУ 91500.09.0001-2001 приведены простые медицинские услуги, в том числе массаж лица.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2004 утверждена Номенклатура работ и услуг в здравоохранении (далее - Номенклатура), целью разработки и внедрения которой является обеспечение единой нормативной базы работ и услуг в здравоохранении на всей территории Российской Федерации, включая протоколы ведения больных, методики выполнения сложных и комплексных медицинских услуг, лицензионные требования и условия, табель оснащения медицинских учреждений.

Согласно данной Номенклатуре общий массаж (код ПМУ 21.01.001); массаж лица (код ПМУ 21.01.002), массаж шеи (код ПМУ 21.01.003), массаж рук (код ПМУ 21.01.004), массаж волосистой части головы (код ПМУ 21.01.005), пилинг-массаж (код ПМУ 21.01.006), вакуумный массаж кожи (код ПМУ 21.01.007), массаж ног (код ПМУ 21.01.009), входят в раздел "А" и относятся к простым медицинским услугам.

Кроме того, согласно приложению В.5 к Правилам функционирования Системы добровольной сертификации услуг добровольной сертификации подлежат следующие услуги парикмахерских: услуги по уходу за волосами, услуги по уходу за кожей лица и тела, но за исключением процедур, связанных с нарушением целостности кожных покровов, требующих врачебного контроля. При оказании услуг, имеющих медицинский характер, требуется получение лицензии на медицинский вид деятельности.

В соответствии с Постановлением Росстата от 27.10.2006 N 61 и утвержденного им Порядка отражения в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об "Объеме платных услуг населению" платные услуги населению в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, подразделяются, в том числе, на бытовые и медицинские услуги.

Из п. 49 Порядка следует, что медицинские услуги охватывают, в том числе, услуги, оказываемые косметологическими подразделениями.

На основании п. 50 Порядка в медицинские услуги включается оплата населением услуг по оказанию различных видов медицинской помощи (включая услуги в области косметологии), проведения массажей (включая гидромассаж), услуг обертывания грязями, мануальной терапии, предоставляемых парикмахерскими и салонами красоты.

В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 ОКУН, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, выделяются бытовые услуги и медицинские услуги.

Согласно Общероссийскому классификатору 002-93 услуга массажа относится к прочим бытовым услугам (код 019201) только в случае оказания ее в банях и душевых.

Таким образом, деятельность по оказанию услуг по массажу является медицинской деятельностью и подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 7 Закона о рекламе, не допускается реклама товаров (в том числе услуг), на производство и реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В ответ на письменный запрос Марийского УФАС России (от 13.11.2010г. исх. № 03-42/4311) ООО «Лайф» представило комплект документов, в котором копия лицензии отсутствовала. На заседании комиссии Марийского УФАС России представители лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пояснили, что лицензии на право осуществления ООО «Лайф» медицинской деятельности  не имеется.    

Согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Массаж  противопоказан при острых лихорадочных состояниях, острых воспалительных процессах, кровотечениях и наклонности к ним, при болезнях крови, гнойных процессах любой локализации, различных заболеваниях кожи (инфекционной и грибковой этиологии), гангрене, остром воспалении, тромбозе, значительном варикозном расширении вен, трофических язвах, атеросклерозе периферических сосудов, тромбангиите в сочетании с атеросклерозом, мозговых сосудов, аневризмах сосудов, тромбофлебите, воспалении лимфатических узлов, активной форме туберкулеза, сифилисе, хроническом остеомиелите, доброкачественных и злокачественных опухолях различной локализации (до хирургического лечения).

Противопоказаниями к назначению массажа являются также нестерпимые боли после травмы (каузалгический синдром), психические заболевания, недостаточность кровообращения 3 степени, гипертензивные и гипотензивные кризы, тошнота, рвота, боли невыясненного характера при пальпации живота, бронхоэктазы, легочная, сердечная, почечная, печеночная недостаточность.

Отсутствие в рекламе ООО «Лайф» предупреждения об имеющихся противопоказаниях  и необходимости консультации со специалистами при обращении за  оказанием рекламируемых медицинских услуг, представляет потенциальную угрозу здоровью потребителей рекламы, так как у потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым предложением, создается ложное впечатление о безопасности услуг, оказываемых специалистами салона красоты «Дебют», не обладающими правом оказывать медицинские услуги.  

В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама – это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, антимонопольный орган приходит к выводу, что рекламная информация ООО «Лайф», размещенная на вывесках салона красоты «Дебют», расположенных по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 17, нарушает требования пункта 7 статьи 7, а так же части 7 статьи 24 Закона о рекламе и является ненадлежащей рекламой.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24  Закона о рекламе  несут рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение допущено по его вине.

Согласно статье 3 Закона о рекламе: рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Технический паспорт на световые рекламные конструкции салона красоты «Дебют»; лист согласования световой рекламной конструкции салона красоты «Дебют»; эскиз светового короба; эскиз щитовых вывесок в оконные проемы; заявка заместителя директора ООО «Лайф» А. на изготовление и размещение рекламного щита в оконных проемах салона красоты «Дебют» и светового короба справа от салона красоты «Дебют», расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 17 по разработанному им эскизу от 30.05.2009г.; договор на изготовление и оформление оконных проемов для ООО «Лайф» от 01 июня 2009 года, заключенный между заместителем директора ООО «Лайф» А. и ИП А.;  акт сдачи-приемки оказанных услуг к вышеуказанному договору от 17 июня 2009 года; накладная № 11-27 от 10 декабря 2010 года; квитанция выписанная ИП А. по накладной № 11-27 от 10.12.2010г. за изготовление светового короба и за щитовые вывески на сумму 2000 руб. от 10.12.2010г.; копия договора аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 17 от 02 января 2011 года, подтверждают факт того, что ООО «Лайф» является лицом, определившим объект рекламирования, содержание рекламы, оплатившим услуги по изготовлению рекламы и разместившим рекламу по месту нахождения салона красоты «Дебют» (г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 17).

Из устных пояснений представителей ООО «Лайф» на заседании комиссии Марийского УФАС России также следует,  что ООО «Лайф»  является рекламодателем и рекламораспространителем.

Таким образом, ООО «Лайф» является рекламодателем, рекламораспространителем ненадлежащей рекламной информации и  несет ответственность за нарушение пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

Следовательно,  нарушение пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя и рекламораспространителя ООО «Лайф».

На момент рассмотрения дела, доказательств прекращения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ООО «Лайф» в Марийское УФАС России представлено не было.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Лайф», размещенную справа от входной двери в здание, расположенное по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 17 (салон красоты «Бьюти Хаус») следующего содержания:

«ПРОЦЕДУРА СЕЗОНА!!!

HIRO-МАССАЖ

БЬЮТИ ХАУС т. 444-111 БЬЮТИ ХАУЗ».

 

2. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Лайф», размещенную в оконном проеме здания, расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 17 (салон красоты «Бьюти Хаус») следующего содержания:

 «СПА

и РЕЛАКС-ПРОЦЕДУРЫ

(массаж, обертывания)».

 

3.  Выдать ООО «Лайф» предписание  о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Лайф» в соответствии с частью 1  статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                      В.В.Зубарев

 

Члены Комиссии                                                                             Е.Ю. Батухтина 

                                                                                                                     

                                                                                                               Э.В. Буркова                                                   

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны