Решение №АБ/4801/23 РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/21-683/2023 от 14 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 012/05/21-683/2023 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

«14» сентября 2023 года г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена: «31» августа 2023 года

Полный текст решения изготовлен: «14» сентября 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти <…>,

член Комиссии – главный государственный инспектор отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

член Комиссии –специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

рассмотрев дело № 012/05/21-683/2023, возбужденное по признакам нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в отношении ИП Т. по факту распространения рекламы с изображением кружек пива по адресу осуществления деятельности магазина «Пивасик» г.Йошкар-Ола, ул.Анникова, д.9Б , а также рекламы «Холодное, как сердце твоей бывшей» на стендах в лифтах многоквартирных жилых домов, в отсутствие на рассмотрении дела представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, при надлежащем извещении лиц о дате, времени, месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

Специалистами Марийского УФАС России в ходе осмотра рекламы, распространяемой в многоквартирных жилых домах г. Йошкар-Олы и п.Медведево установлен факт размещения рекламы «Холодное, как сердце твоей бывшей» на стендах в лифтах следующего содержания:

 

 

Распространение рассматриваемой рекламы зафиксировано в лифтах многоквартирных жилых домов по адресам г.Йошкар-Ола, Б.Чавайна, д.11а

(26.06.2023) и п. Медведево, ул.Логинова, д.6 (28.06.2023).

Также Марийским УФАС России установлено, что по адресу осуществления деятельности магазина «Пивасик» г.Йошкар-Ола, ул.Анникова, д.9Б размещается информация «Каждый понедельник -15% на пенные напитки 1+1=3 на разливные напитки» следующего содержания:

 

Марийским УФАС России в отношении ИП Т. возбуждено дело № 012/05/21-683/2023 части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения рассматриваемой рекламы.

ИП Т. в ходе рассмотрения дела указал, что был введен в заблуждение компанией, занимающейся изготовлением рекламы, об отсутствии нарушений в макете рекламы, договоры на размещение рекламы не заключал, оплату производил на карту по номеру телефона. В магазине «Пивасик» имеются в продаже безалкогольные напитки, а также разливное пиво производства заводов Балтика, Кожевниково, Владимир, Ульяновск. Индивидуальный предприниматель указал, что вся информация, в отношении которой усматриваются признаки нарушения на фасаде магазина «Пивасик» устранена, реклама в лифтах должна быть снята компанией, которая размещает рассматриваемую рекламу.

АО «Заречная» в письменных пояснениях от 06.07.2023 №1883 указало, что в ходе визуального осмотра многоквартирных жилых домов (лифтов) размещение рассматриваемой рекламы не установлено, в протоколах общих собраний собственников многоквартирных домов вопрос о размещении рекламы на общем имуществе не принимался.

Также ООО «УК Профессионал» в письменных пояснениях от 05.07.2023 №108 указало, что в обслуживаемых обществом домах реклама не размещалась, копии договоров отсутствует, размещение рекламных стендов в ходе визуального осмотра не установлено.

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Объектом рекламирования в рекламе является пиво, различные напитки, о чем свидетельствует приведение изображений и кружек, бокалов с напитками и пеной, надписи «Холодное, как сердце твоей бывшей», приведение акции «1+1=3», указание скидки 15%.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Согласно части 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В рассматриваемой рекламе (размещенной как в месте реализации по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Анникова, д.9Б, так и на стендах в лифтах многоквартирных жилых домов) предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции отсутствует.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

Кроме того, в соответствии с частью 2.1 статьи Закона о рекламе реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина, крепленого вина и игристого вина, произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания, а также на специализированных ярмарках винодельческой продукции (специализированный раздел ярмарки пищевой промышленности и сопутствующих товаров).

Комиссией установлено, что в магазине «Пивасик» по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Анникова, д.9Б предлагается к продаже широкий ассортимент пива разных наименований, крепости, например: Жигулевское, Немецкое, Баварское, Жигулевское ГОСТ, Жигулевское традиционное ГОСТ и другие.

Продукция производства заводов Балтика, Кожевниково, Владимир, Ульяновск включает в том числе алкогольные напитки (пиво) крепостью более 5%.

Таким образом, с учетом наличия в ассортименте реализуемой продукции магазина «Пивасик» алкогольной продукции (пива) крепостью более 5%, рассматриваемая реклама нарушает также требования части 2.1 статьи 3 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 28 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 2.1, 3 статьи 21 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из поступивших материалов следует, что деятельность в магазине «Пивасик» осуществляет ИП Т. ИП Т. является рекламодателем и рекламораспространителем рекламы в месте осуществления деятельности по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Анникова, д.9Б, а также является рекламодателем в отношении рекламы, распространяемой в лифтах многоквартирных жилых домов.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

На момент рассмотрения дела размещение рекламы в лифтах многоквартирных жилых домов не зафиксировано (проведены осмотры специалистами Марийского УФАС России, а также данный факт подтверждается письменными пояснениями управляющих компаний, представленных в материалы дела).

Однако на момент вынесения решения у Комиссии отсутствуют материалы, свидетельствующие об устранении нарушения законодательства о рекламе со стороны ИП Т.  в месте осуществления деятельности по адресу г.ЙошкарОла, ул.Анникова, д.9Б.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания ИП Т. о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-51 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу «Холодное, как сердце твоей бывшей Доставка прямо на дом Пивасик <…> ул.Анникова, 9Б» с изображением кружек с пивом, распространенную на стендах в лифтах жилых домов в г.Йошкар-Оле и п.Медведево следующего содержания: а также рекламу «Каждый понедельник -15% на пенные напитки 1+1=3 на разливные напитки» с изображением стаканов и кружек с пивом, размещенную в месте нахождения магазина «Пивасик» г.Йошкар-Ола, ул.Анникова, д.9Б следующего содержания:

 

ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования частей 2.1, 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

  1. Выдать ИП Т. (ИНН <…>) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к  административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                             

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны