Определение №ОЕ/4956/23 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела №012/05/28-851/2023 и назначе... от 25 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 о возбуждении дела №012/05/28-851/2023 и назначении дела к рассмотрению

«25» сентября 2023 года г. Йошкар-Ола

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя – начальник отдела Марийского УФАС России <…>, рассмотрев материалы по факту распространения в эфире «Русское радио» рекламы АО «Альфа Банк» «Только в Альфа Банке. Самая высокая ставка в России по накопительному Альфасчету. Откройте в апреле и получайте 9,5 процентов с первого месяца. АО Альфа Банк»,

УСТАНОВИЛА:

Сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в апреле 2023 года установлен факт размещения рекламы АО «Альфа Банк» «Только в Альфа Банке. Самая высокая ставка в России по накопительному Альфа-счету. Откройте в апреле и получайте 9,5 процентов с первого месяца. АО Альфа Банк», распространяемой в эфире «Русское радио».

Указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Поскольку в рекламе указано на возможность выдачи денежных средств, данная услуга является финансовой услугой.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В рассматриваемой рекламе приведена информация о предоставлении процентной ставки по накопительному альфа-счету 9,5%, однако иная информация об условиях предоставления услуги альфа - счета, таких как условия предоставления указанной процентной ставки, в рекламе отсутствует.

Так, согласно информации об условиях Альфа-счета АО «Альфа Банк», Банком предоставляется процентная ставка 9%-9,5% годовых с 1-го по 2-й месяц открытого или пополненного Альфа-счета (в зависимости от категорий заемщиков: все клиенты, альфа-премиум, а-клуб), с третьего месяца процентная ставка составляет от 4 % (без покупок по карте) до 8% (при покупках по дебетовым картам на различные суммы).

На основании изложенного, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в рекламе отсутствуют все существенные условия оказания услуги и влияющие на сумму доходов и расходов лица, использующего услугу.

При этом недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Пунктом 29 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами. Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующие действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.

В рассматриваемой рекламе приводятся не обладающие достоверностью сведения о превосходстве (преимуществе) объекта рекламирования «Самая высокая ставка в России» - над такими же услугами (товарами) иных хозяйствующих субъектов, что может вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор товаров того или иного производителя или продавца товара.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Реклама распространялась на радиостанциях Российской Федерации по заказу АО «Альфа Банк».

Учредителем СМИ «Русское Радио» является АО «Русское Радио-Евразия». ООО «УНИОН» в письменных пояснениях от 14.04.2023 №1-УН указало, что ретрансляция во время рекламных блоков в запрошенное Марийским УФАС России время осуществлялась без местных включений.

Письмом от 21.09.2023 №КТ/76688/23 ФАС России наделило Марийское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по факту распространения рекламы «Только в Альфа Банке. Самая высокая ставка в России по накопительному Альфа-счету. Откройте в апреле и получайте 9,5 процентов с первого месяца. АО Альфа Банк».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольными органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,

ОПРЕДЕЛИЛА:

  1. Возбудить производство по делу №012/05/28-851/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  2. Назначить дело №012/05/28-851/2023  к рассмотрению на   17 октября  2023 года в 10 часов 30 минут (по Московскому времени) в помещении Марийского УФАС России, по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.
  3. Признать лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения:

АО «Альфа Банк» (ИНН 7728168971, адрес места регистрации: 107078, город Москва, Каланчевская ул., д.27);

Признать заинтересованным лицом: АО «Русское Радио-Евразия» (ИНН 7710206640, ОГРН 1027739886294, адрес места регистрации: 123100, город Москва, Краснопресненская наб., д. 8, этаж минус 1 пом I часть комн 6).

  1. АО «Альфа Банк» в срок до 11 октября 2023 года представить в Марийское УФАС России следующие документы и сведения (с сопроводительным письмом, где указываются в качестве приложений все запрошенные документы):
  • указать, признает ли общество признаки нарушения Закона о рекламе в соответствии с обстоятельствами, изложенными в настоящем определении?
  • в связи с чем в рекламе не указаны ссылки на проведенное исследование и источник проведения – аналитический отчет Банки.ру;
  • пояснения, в связи с чем в рекламе не указаны все условия, на которых может быть предоставлена процентная ставка 9,5% (срок, наличие дебетовых карт, условие о первом открытом Альфа-счете, иное);
  • указать период и все источники (радиостанции) распространения рекламы; копию договора, в соответствии с которым осуществлялось распространение рассматриваемой рекламы, в том числе заявки на размещение рекламы, дополнительные соглашения к договору, медиаплан, иное;
  • стоимость размещения рассматриваемой рекламы в эфире радиостанций (представить в виде справки Банка, а также подписанные акты выполненных работ, платежные документы);  кем разрабатывался и утверждался текст рассматриваемой рекламы (представить подтверждающие документы, в том числе переписку о разработке и утверждении текста рекламы);  копии приказов, распоряжений, иное, в соответствии с которыми принято

решение о проведении рассматриваемой рекламной кампании;  сведения о должностном лице, осуществлявшем разработку, утверждение рассматриваемой рекламы, а также о должностном лице, ответственном за соблюдение требований законодательства о рекламе в отношении рассматриваемой рекламы (должностную инструкцию, трудовой договор, сведения о паспортных данных);

  • копии распоряжений, приказов, которыми утверждена программа «Накопительный Альфа-Счет» (редакция от 01.04.2023);

  иные сведения и документы, имеющие отношение к рассматриваемому

вопросу.

5. АО «Русское Радио-Евразия» в срок до 11 октября 2023 года представить в Марийское УФАС России следующие документы и сведения (с сопроводительным письмом, где указываются в качестве приложений все запрошенные документы):

  • копии договоров, на основании которых рассматриваемая реклама распространялась на радиостанциях на территории РФ с приложением документов об их исполнении (акты, платежные документы);
  • период распространения рекламы, источники распространения рекламы;
  • стоимость размещения рекламы на радио «Русское Радио»;
  • иные сведения и документы, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.

Сообщаем, что Вы вправе принять участие в заседании комиссии посредством удаленного доступа через программу «TrueConf» по ссылке

(https://fas1.tconf.rt.ru/c/0622223329).

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

Инструкция для участников видеоконференцсвязи прилагается к настоящему уведомлению.

Обращаем Ваше внимание, что информация, составляющая коммерческую (служебную) тайну должна быть представлена с соответствующим грифом (отметкой): «Для служебного пользования», «Коммерческая тайна». Регистрация, хранение документов, содержащих сведения конфиденциального характера в территориальных органах Федеральной антимонопольной службы осуществляется в соответствии с порядком, установленным Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 №1233, приказом ФАС России от 30.12.2010 №759 «Об утверждении Методических рекомендаций по обращению с документами, содержащими сведения конфиденциального характера (ДСП), Инструкцией о порядке обращения с документами, содержащими сведения конфиденциального характера в Марийском УФАС России, утвержденной приказом Марийского УФАС России от 24.11.2016 №110.

Заместитель руководителя –

начальник отдела                                                                                                                                                                     

Связанные организации

Связанные организации не указаны