Постановление №АБ/372/24 Постановление № 012/04/14.3-19/2024 М. от 30 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

о наложении штрафа по делу  012/04/14.3-19/2024 об

административном правонарушении

 

«29» января 2024 года г. Йошкар-Ола

 

Я, заместитель руководителя – начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл <...>, рассмотрев протокол от «17» января 2024 года и материалы дела № 012/04/14.3-19/2024 об административном правонарушении, возбужденного в начальника управления сети отделений и клиентской поддержки АО «Банк Русский Стандарт» <...> (дата рождения <...>, место рождения <...>, паспорт <...> №<...>, зарегистрирован по адресу <...>) по факту нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы в виде листовок Банка «Русский Стандарт» «Вклад до 15% годовых г.Йошкар-Ола, ул.Комсомольская, д.155» в подъездах многоквартирных жилых домов в г.Йошкар-Оле (решение от 19.12.2023 по делу №012/05/28-1063/2023),

в отсутствии <...>,

 

Установил:

 

Сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в ноябре 2023 года установлен факт распространения листовок с рекламой Банка «Русский Стандарт» «Вклад до 15% годовых г.Йошкар-Ола, ул.Комсомольская, д.155 Кредит наличными» в подъездах многоквартирных жилых домов в г.Йошкар-Оле:

 

Марийским УФАС России в отношении АО «Банк Русский Стандарт» возбуждено дело №012/05/28-1063/2023 по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения рассматриваемой рекламы.

По итогам рассмотрения дела №012/05/28-1063/2023 антимонопольным органом установлено, что вышеуказанная реклама распространена с нарушением требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (решение Марийского УФАС России от 19.12.2023 по делу №012/05/28-1063/2023 о признании рекламы ненадлежащей).

Протокол составлен 17.01.2024 по правилам статьи 28.2 КоАП РФ в отсутствии <...>. <...> был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте составления протокола. В адрес <...> 20.12.2023 направлено уведомление о составлении протокола от 20.12.2023 №ОЕ/6618/23, данное почтовое отправление было получено, о чем свидетельствует представление письменных пояснений от 21.12.2023.

Копия протокола от 17.01.2024 направлена в адрес <...> (исх. НЖ/133/24 от 17.01.2024), получена, о чем свидетельствует представление письменных пояснений от 24.01.2024.

В письменных пояснениях от 24.01.2024 <...> указал, что признает вину в совершении правонарушения. Листовки по банковскому продукту, несоответствующие требованиям законодательства, были уничтожены. <...> указал, что впервые привлекается к административной ответственности, оказывал содействие административному органу в установлении всех обстоятельств, не причинил своими действиями вред жизни и здоровью людей.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Поскольку в рекламе указано на получения денежных средств в случае вложения денежных средств (услуга «вклад»), а также о получении кредита наличными, данные услуги являются финансовыми услугами.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В рассматриваемой рекламе приведена информация о предоставлении процентной ставки по вкладу 15% годовых.

Согласно представленным АО «Банк Русский Стандарт» сведениям, с 08.11.2023 действовали банковские продукты – вклады «Новый доход» и «Новый доход On-line» (условия привлечения денежных средств утверждены на заседании Комитета по управлению активами и пассивами Банка (протокол №41 от 07.11.2023).

Минимальная сумма вклада по обоим видам вкладов «Новый доход» и «Новый доход On-line» составляет 300 000,00 рублей.

По вкладам «Новый доход» и «Новый доход On-line» предоставляются ставки от 13,5-15% в зависимости от срока вклада и суммы. Так, при сроке вклада 185 дней процентная ставка составляет 13,5% годовых (при сумме вклада от 300 000,00 до 999 999,99 рублей), 14% годовых (при сумме вклада от 1 000 000,00 рублей). При сроке вклада 1080 дней процентная ставка составляет 14,5% годовых (при сумме вклада от 300 000,00 до 999 999,99 рублей), 15% годовых (при сумме вклада от 1 000 000,00 рублей).

В рассматриваемой рекламе приведена информация о предоставлении процентной ставки по вкладам до 15% годовых, однако иная информация об условиях предоставления услуги с указанной процентной ставкой (срок, минимальная и максимальная сумма, на которую начисляется процент, процентная ставка в случае меньшей суммы вклада или меньшего периода), в рекламе отсутствует.

Таким образом, в рекламе приводится наиболее привлекательная для потребителей информация, иная информация, имеющая существенное значение при выборе потребителями тех или иных банковских услуг, в рекламе отсутствует.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в рекламе отсутствуют все существенные условия оказания услуги и влияющие на сумму доходов и расходов лица, использующего услугу.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии со сведениями ПАО «МТС» (вх.№8784-ДСП от 30.11.2023) номера телефонов <...>, <...> являются корпоративными номерами абонентов ПАО «МТС» (закреплены за АО «Банк «Русский Стандарт», выделены <...>).

Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «Банк «Русский Стандарт».

Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо – руководителя, работника организации, совершившее административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и иные.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

В соответствии с пояснениями АО «Банк «Русский Стандарт» от 15.12.2023, а также устными пояснениями (протокол заседания комиссии от 18.12.2023) рекламная кампания проводилась по устному распоряжению начальника управления сети отделений и клиентской поддержки дополнительного офиса «Казань-Региональный центр» Казанский регион АО «Банк Русский Стандарт» <...>. Лицо, осуществлявшее заказ распространения листовок в г.Йошкар-Оле, Семёнова Виктория Сергеевна является должностным лицом дополнительного офиса Банка «Йошкар-Ола-Комсомольская».

В соответствии с пояснениями <...> от 21.12.2023, в его зону ответственности входит обеспечение плана продаж банковских продуктов и реализация мероприятий, направленных на увеличение продаж банковских продуктов, в связи с чем он является лицом, ответственным за изготовление и распространение листовки «Вклад до 15% годовых г.Йошкар-Ола, ул.Комсомольская, д.155».

Таким образом, <...> является должностным лицом, ответственным за распространение рассматриваемой рекламы.

Ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от ста четырех до двадцати тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

Антимонопольным органом установлено, что <...> при должной внимательности и осмотрительности при размещении рекламы мог предвидеть последствия - возможность нарушения законодательства о рекламе, имел возможность выполнить возложенную на него обязанность, и предотвратить совершение административного правонарушения, но не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства о рекламе.

Антимонопольный орган на основе собранных по делу доказательств приходит к выводу, что вина <...> в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе установлена.

Место, время совершения и событие административного правонарушения:

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола.

Время совершения административного правонарушения: ноябрь 2023 года.

Состав административного правонарушения, совершенного <...> и предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют:

- объект административного правонарушения - установленный порядок производства, размещения и распространения рекламы;

- объективная сторона — действия <...>, направленные на доведение рекламы до потребителей с нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе;

- субъект правонарушения – <...>,

- субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у <...> имелась возможность соблюдения законодательства о рекламе, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения <...>, имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Дополнительно должностным лицом Марийского УФАС России исследован вопрос о признании правонарушения малозначительным.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Кроме того, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Совершенное <...> правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку требования законодательства о рекламе, а также установление в части 1 статьи 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений, не обладающей специальными познаниями.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС России пришло к выводу о том, что совершенное <...> правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

Таким образом, <...> должно быть назначено наказание в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

По смыслу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Все вышеуказанные обстоятельства учитываются в совокупности при назначении наказания за административное правонарушение.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, является содействие <...> в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, а также добровольное прекращение противоправного поведения.

Таким образом, должностное лицо Марийского УФАС России, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела и наличие отягчающих и смягчающих обстоятельств, считает необходимым назначить <...> административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.9, 2.10, 4.1, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 14.3, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, статьями 14, 25, 33, 38 Закона о рекламе,

 

Постановил:

 

Привлечь <...> (дата рождения <...>, место рождения <...>, паспорт <...><...>, зарегистрирован по адресу <...>) к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

ИНН 1215026787, КПП 121501001, ОКТМО 88701000

Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России), счет: 40102810545370000075

Банк получателя – ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ БАНКА РОССИИ//УФК по Республике Марий Эл г. Йошкар-Ола

БИК банка 018860003, счет получателя 03100643000000010800

код бюджетной классификации 161 1 16 01141 01 0003 140

УИН 16100500000001865667

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренный частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1, 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Приложение: копия квитанции.

 

 

Заместитель руководителя управления-начальник отдела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны