Решение №АБ/651/23 решение по жалобе ООО Дом от 10 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/106-101/2023

 

07 февраля 2023 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – <...> - заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

члены Комиссии:

<...> – ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<...> – ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

При участии представителей ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» <...>, <...> (на основании доверенностей) посредством видео-конференц-связи;

- в отсутствие ООО «Дом», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы;

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «Дом» от 31.01.2023 на положения извещения об осуществлении закупки № 0308200000123000009 от 16.01.2023 на ремонт автомобильной дороги Йошкар-Ола – Уржум на участках км 118+900 - км 130+700; км 130+700 - км 131+700,

 

УСТАНОВИЛА:


 

Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на ремонт автомобильной дороги Йошкар-Ола – Уржум на участках км 118+900 - км 130+700; км 130+700 - км 131+700, проводимый в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено на официальном сайте 16.01.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 01.02.2023 09:00.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 06.02.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта: 237 443 898,00 рублей.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Так, в Марийское УФАС России 31.01.2023 поступила жалоба ООО «Дом» на положения извещения указанной закупки.

По мнению Заявителя, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки по критерию «Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги».

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные и устные пояснения, в которых просил признать жалобу ООО «Дом» необоснованной.

Также, Заказчиком отмечено, что настоящая закупка отменена Заказчиком приказом № 86 от 31.01.2023. Информация об отмене размещена в ЕИС 31.01.2023 в 11:01.

При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств и пояснений Заказчика установлено следующее.

Комиссия отмечает, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Вместе с тем, установлено, что закупка отменена Заказчиком 31.01.2023 в 11:01, тогда как жалоба Заявителя подана 31.01.2023 в 23:15.

По результатам рассмотрения жалобы по существу в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Учитывая вышеизложенное, жалоба Заявителя признается необоснованной.

Однако, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией Марийского УФАС России в действиях Заказчика установлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.

1. Согласно части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе Заказчик вправе отменить закупку с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей. По истечении сроков, предусмотренных настоящей статьей, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур:

- заказчик не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в единой информационной системе. С момента размещения указанного извещения в единой информационной системе закупка считается отмененной. При проведении закрытых электронных процедур такое извещение не размещается на официальном сайте.

Так, заказчиком установлена дата окончания срока подачи заявок - 01.02.2023 09:00.

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Следовательно, Заказчик имел право отменить закупку до 30.01.2023 включительно.

Вместе с тем, настоящая закупка отменена 31.01.2023, то есть с нарушением положений пункта 1 части 2 статьи 36 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать также порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости.

При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги.

Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Положение).

В соответствии с приложением к извещению о проведении открытого конкурса Заказчиком в «Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» по критерию оценки «Цена контракта, сумма цен единиц товары, работы, услуги» установлено в том числе следующее:

« Значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта", присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон) оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по одной из следующих формул:

а) за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "б" пункта 9 и пунктом 10 Положения,

- по формуле:

 

 

где:

Цi- предложение участника закупки о цене контракта, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом оценке по критерию оценки «Цена контракта» (далее - ценовое предложение);

Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Законом участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки «Цена контракта».

б) в случае если по результатам применения формулы, предусмотренной подпунктом "а" пункта 9, при оценке хотя бы одной заявки получено значение, являющееся отрицательным числом, значение количества баллов по критерию оценки "Цена контракта" всем заявкам, подлежащим в соответствии с Законом оценке по указанному критерию оценки (БЦi), определяется по формуле:

 

где Цнач - начальная (максимальная) цена контракта.

2. Если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта в соответствии с Законом подано ценовое предложение, предусматривающее снижение такой цены контракта ниже нуля, значение количества баллов по критерию оценки «Цена контракта» (БЦi) определяется в следующем порядке:

а) для подлежащей в соответствии с Законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта ниже нуля, по критерию оценки «Цена контракта» значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:

 

 

 

б) для подлежащей в соответствии с Законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого предусматривает снижение цены контракта ниже нуля, по критерию оценки «Цена контракта» значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:

3. Оценка заявок по критерию оценки "Цена контракта" осуществляется в соответствии со следующими требованиями:

а) заявкам, содержащим наилучшее ценовое предложение, а также предложение, равное такому наилучшему ценовому предложению, присваивается 100 баллов;

б) значение Цл при применении формулы, предусмотренной подпунктом "а" пункта 10 Положения, и значения Цл и Цi при применении формулы, предусмотренной подпунктом "б" пункта 10 Положения, указываются без знака "минус".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 1946 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. № 1222 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 1946) утверждены прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 19 Постановления № 1946, в Положении об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»:

в) в подпункте «а» пункта 10: абзац второй изложить в следующей редакции:

 

 

Из вышеизложенного следует, что Заказчиком установлена не соответствующая Постановлению Правительства № 2604 в действующей редакции формула для оценки заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления порядка оценки заявок не соответствуют пункту 10 Положения, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Из пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Комиссией установлено, что извещение о проведении закупки содержит требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона № 44 ФЗ, объем привлечения 30% от цены контракта.

Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.

Из части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе следует, что типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с пунктом 5 Постановления № 1466 поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 7 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.

Вместе с тем, пунктом 5.1.39.4. проекта контракта обжалуемой закупки Заказчиком установлен срок оплаты поставленных субподрядчиком, соисполнителем товаров, выполненных работ (ее результатов), оказанных услуг, отдельных этапов исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.

Таким образом, Заказчиком нарушены требования части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Нарушения требований части 7 статьи 30, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в свою очередь содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:


 

1. Признать жалобу ООО «Дом» необоснованной.

2. Признать в действиях ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» нарушение части 7 статьи 30, пункта 1 части 2 статьи 36, пункта 4 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 1.4, 8 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-761

 

 

Связанные организации

ООО "Дом"
ИНН 5001110615, ОГРН 1165001053821
ГКУ РМЭ «Марийскавтодор»
ИНН 1215076763, ОГРН 1021200767720