Определение б/н определение от 14 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 о возбуждении дела № 012/05/28-935/2021

по признакам нарушения законодательства о рекламе

 

«14» октября 2021 года                                                                                       г. Йошкар-Ола

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя – начальник отдела Марийского УФАС России, рассмотрев материалы по факту распространения рекламной информации, следующего содержания: «Спасибо! Акционная программа «Вклад Победа 5,5% годовых*…»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в ходе проведения мониторинга рекламы в мае 2021 года в городе Йошкар-Ола, Кокшайский проезд, д. 49 установлен факт распространения рекламной информации следующего содержания:

 

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Информация о финансовых услугах «Спасибо! Акционная программа «Вклад Победа 5,5% годовых*…» является рекламой, поскольку соответствует изложенным критериям рекламы: привлекает к объекту рекламирования внимание неопределенного круга лиц (потенциальных потребителей рекламы); не содержит указания на конкретный субъект ее получения; формирует и поддерживает интерес к рекламируемой информации и продвигает ее на рынке аналогичных услуг.

Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

В пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

При этом, то обстоятельство, что нормами Закона о рекламе не установлен размер шрифта рекламы, в которой должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

Использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии необходимости в проведении специального исследования и следует исходить из того, что размер и способ доведения до потребителей рекламной информации должны быть такими, чтобы изложенные в рекламе условия воспринимались обычным человеком обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации).

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

В рассматриваемой рекламе Текст рассматриваемой информации «Спасибо! Акционная программа «Вклад Победа 5,5% годовых*…»  выполнен крупным шрифтом.

При этом мелким шрифтом белого цвета снизу слева размещена следующая информация: «*Процентная ставка 5.5% годовых действует в рамках акционной программы «Вклад Победа» с 15 апреля по 30 июня 2021 года при открытии вклада «Победа. Ветеран» в рублях на срок от 270 дней. Сумма вклада – от 10 000 рублей. Выплата процентов по вкладу – в конце срока действия договора вклада. Дополнительные взносы не принимаются. В случае невостребования вклада по окончании срока, вклад автоматически продлевается на тот же срок на условиях, действующих для вклада «Накопительный» на день продления договора вклада. При продлении договора вклада, начисленные за предыдущий срок проценты, увеличивают вклад. В случае досрочного возврата сумма вклада по письменному требованию клиента проценты на нее начисляются со дня следующего за днем ее поступления в ПАО «НБД-Банк», до дня фактического возврата суммы вклада включительно. При этом начисление процентов осуществляется по ставкам, действующим в ПАО «НБД – Банк» на день возврата клиенту суммы вклада в соответствии с «Тарифами за совершение банковских операций» и предоставления банковских услуг» Если денежные средства находились на вкладе менее 120-ти дней -  ставка 0,1% годовых, 120 дн.-1,3%, 180-270-дн.-1,4%, 1-2 года-1,7;. Подробную информацию об условиях акционной программы «Вклад. Победа» можно получить в офисах ПАО «НБД-Банк», а также на сайте www.nbdbank.ru и по телефону 8(831) 22-000-22. Информация действует по состоянию на 15.04.2021 года»).

Таким образом, в рассматриваемой рекламе выделена наиболее привлекательная для потребителя информация – «Вклад Победа 5,5% годовых*…», вследствие чего потребитель может решить, что граждане могут получить  доход вне зависимости от суммы, срока, и иных условий .

Однако, существенная информация (сроке, сумме вклада, порядке начислении процентов, возможности досрочного снятия денежных средств, иные) напечатаны мелким шрифтом в левой нижней части информационного поля рекламной конструкции, визуально отделенного от иной информации и выполненной мелким шрифтом в отличии от шрифта, в котором указаны иные условия («Вклад Победа 5,5% годовых*…»), что не воспринимается человеческим глазом, следовательно, прочесть и тем более уяснить указанные условия не представляется возможным.

Антимонопольным органом установлено, что рекламная конструкция представляет собой тип призмавижн - это рекламный щит со съемными панелями, на котором в одной плоскости совмещаются два-три сменяющихся с заданным интервалом времени изображения. Рекламная конструкция размещена вдоль  автомобильной трассы.

При вышеназванных обстоятельствах информация, доведенная до потребителя на щитах наружной рекламы форматом 3 x 6 м мелким, сложно читаемым для потребителя шрифтом, в виде сноски в самом вверху, становится недоступной, способ доведения необходимой в соответствии с рекламным законодательством информации в виде сноски сверху мелким шрифтом, становится ненадлежащим, информация, указанная мелким шрифтом не воспринимается частью потребителей рекламы, данная реклама является наружной и установлена на фасаде здания выше уровня оконных проемов, таким образом, существенная информация указана гораздо меньшим шрифтом и является недоступной для данных потребителей.

Таким образом, Марийским УФАС России усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе при распространении рекламы

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Марийским УФАС России установлено, что рекламодателем является ПАО «НБД - Банк».

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, ПАО «НБД - Банк» (ИНН 5200000222, ОГРН 1025200000022, адрес места регистрации: 603950, Россия, г. Нижний Новгород, пл. Горького, 6), зарегистрировано на территории г. Нижний Новгород.

Таким образом, Марийским УФАС России рассматриваются действия лица, находящегося на территории субъекта Российской Федерации, на который не распространяются полномочия Марийского УФАС России на рассмотрение дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.

В связи с чем, Марийским УФАС России в адрес ФАС России направлено ходатайство о наделении полномочий по рассмотрению дела о рекламе.

Письмом ФАС России от 27.07.2021 вх. №АК/62412/21 Марийское УФАС России наделено полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

      1. Возбудить производство по делу № 012/05/28-935/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицом, участвующим в деле, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе – ПАО «НБД - Банк» (ИНН 5200000222, ОГРН 1025200000022, адрес места регистрации: 603950, Россия, г. Нижний Новгород, пл. Горького, 6),

3. Назначить дело № 012/05/28-935/2021 к рассмотрению на 11 ноября 2021 года в 11 часов 30 минут в помещении Марийского УФАС России, по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.

4. Явка представителей лиц, участвующих в деле (с надлежащим образом оформленной доверенностью) обязательна.

5. ПАО «НБД - Банк» в срок до 29 октября 2021 года представить в Марийское УФАС России просит представить следующие документы и сведения:

- письменные пояснения, в которых указать, соответствует ли рассматриваемая реклама требованиям части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе? Правовую позицию подтвердить документальными доказательствами;

- копии договоров, на основании которых осуществлялось размещение рекламы (с доказательствами их исполнения: копии актов, платежных поручений);

-указать период распространения рекламы;

-условия предоставления услуги «Вклад Победа» (копии программ, положений, приказов об их утверждении);

-условия принятия вкладов по ставке «5,5% годовых» (копии всех программ, положений, приказов об их утверждении);

- изложить позицию о том, кто является рекламодателем, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

 

 

  Все затребованные документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями делопроизводства, подписаны должностным лицом и заверены печатью. В случае невозможности представления документов в указанные сроки просим направить их по факсу: 8(8362)56-60-56 либо по электронной почте to12@fas.gov.ru, с последующим направлением по почте.

В случае отсутствия названных документов представить письменное объяснение причины их отсутствия.

 

Заместитель руководителя –

начальник отдела                                                                                                      

 

Примечание:

Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) согласно части 6 статьи 19.8 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

Сообщаем, что пропуск в здание Марийского УФАС России ограничен: при входе необходимо иметь при себе средства индивидуальной защиты (медицинская маска, одноразовые перчатки).

Возможность участия в рассмотрении дела будет организована посредством удаленного доступа по ссылке https://fas1.tconf.rt.ru/c/8477789592.

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

Инструкция для участников видеоконференцсвязи прилагается к настоящему уведомлению.

Информацию об участии в рассмотрении дела посредством удаленного доступа необходимо сообщить в Марийское УФАС России по телефону 8 (8362) 41-76-21.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны