Заключение б/н заключение от 23 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела №012/01/10-634/2020

 о нарушении антимонопольного законодательства

 

«23» апреля 2021 года                                                                            г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, председатель Комиссии,

- главный специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии,

– специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии,

рассмотрев дело № 012/01/10-634/2020, возбужденное в отношении ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» по признакам нарушения, пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», выразившегося в самостоятельном установлении тарифов на обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива, подлежащих государственному ценовому регулированию,

в присутствии на заседании комиссии законного представителя ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» П. (посредством видеоконференц-связи через программу «VideoMostlite»),

в отсутствие иных лиц, участвующих в рассмотрении дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в отношении ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», выразившегося в самостоятельном установлении тарифов на обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива, подлежащих государственному ценовому регулированию.

Комиссия Марийского УФАС России, изучив представленные ответчиком документы и пояснения, пришло к выводу о наличии в действиях ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» в том числе признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции выразившегося в установлении экономически необоснованной стоимости реализации авиатоплива на территории аэропорта г.Йошкар-Олы (протокол заседания комиссии от 23.04.2021, определение об отложении рассмотрения дела от 23.04.2021).

ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» на рассмотрении дела указало, что не признает в своих действиях признаки нарушения антимонопольного законодательства. Так, общество указало, что не предоставляет АО АК «Руслайн» в аэропорту г. Йошкар-Олы услуги заправки и хранения авиатоплива, при этом реализация топлива авиакомпании производится с базисом поставки «топливные баки воздушного судна», что означает, что авиакомпания не несет никаких затрат по доставке топлива от НПЗ до топливного бака воздушного судна. В то же время общество указало, что тарифы на услуги по заправке и хранению авиатоплива установлены для ГБУ «Аэропорт г.Йошкар-Олы» и общество оказывает данные услуги ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз». Также в ходе рассмотрения дела ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» пояснило, что при установлении стоимости авиатоплива, реализуемого АО АК «РусЛайн» учитывает расходы по приобретению и доставке авиатоплива, заправке и хранению авиатоплива в аэропорту г.Йошкар-Олы. В расходы в том числе включены транспортные расходы по доставке железнодорожным транспортом до мест хранения в г.Ульяновск и г. Нижний Новгород, а также стоимость доставки автомобильным транспортом до аэропорта г.Йошкар-Олы. Кроме того, общество учитывает и иные расходы, понесенные в рамках осуществления деятельности ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» в объеме доли реализации в аэропорте г. Йошкар-Олы от общего объема реализации. Иные расходы так или иначе входят в стоимость реализуемого топлива. При этом, стоимость топлива формируется из стоимости топлива, имеющегося на складе на день отгрузки и стоимости вновь поступившего топлива. При расчете стоимости реализации авиатоплива учитываются все расходы, которые несет общество.

ООО «АК «Руслайн» при рассмотрении дела указало, что при выполнении любого рейса приобретает топливо у того поставщика, чья цена на топливо ниже. При выполнении рейсов в Йошкар-Олу, авиакомпания 97,5% заправок производит в г.Москва, так как стоимость авиатоплива в г.Москва более чем на 30% превышает стоимость авиатоплива в г.Йошкар-Оле. Заправка в г.Йошкар-Ола обусловлена различными факторами (высока загрузка на рейсе, встречный ветер, плохие погодные условия). Иных поставщиков авиатоплива в г.Йошкар-Оле нет. Заправка в г.Йошкар-Оле осуществляется исключительно исходя из технических возможностей воздушного судна и безопасности полета.

 

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства (документы), оценив их в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Марийского УФАС России приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе запрещается установление, поддержание монопольно высокой цены товара (пункт 1 указанной нормы права).

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Согласно проведенному анализу товарного рынка реализации авиатоплива на территории аэропорта г. Йошкар-Олы, положение ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» является доминирующим, поскольку общество является единственным хозяйствующим субъектом, реализующим топливо в аэропорту г.Йошкар-Олы, а потребители товара не готовы приобретать товар у иных хозяйствующих субъектов при изменении цены на 5-10%. Положение ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» на рынке реализации авиатоплива на территории аэропорта г. Йошкар-Олы в период 2019-2021 гг. признано доминирующим с долей 100%

ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» осуществляет поставку авиатоплива в аэропорту г.Йошкар-Олы с базисом поставки «топливные баки воздушных судов». В период 2019-2020гг. ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» осуществлялась реализация авиатоплива в адрес нескольких хозяйствующих субъектов. Наибольший объем авиатоплива в аэропорту г.Йошкар-Олы общество реализует в адрес АО АК «РусЛайн».

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

В соответствии с Разъяснениями Президиума ФАС России №1 «Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара» от 10.02.2016 (далее - Разъяснение №1) в антимонопольном законодательстве используются два метода определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара: затратный метод и метод сопоставимых рынков.

Согласно части 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке. Оценку цены товара на предмет того является ли она монопольно высокой или низкой необходимо начинать с установления наличия сопоставимых конкурентных рынков (сопоставимого конкурентного рынка) и установления цены товара на таких сопоставимых рынках. Установление цены товара доминирующим хозяйствующим субъектом в пределах цены, сформированной в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, не может являться основанием для квалификации ее в качестве монопольно высокой или монопольной низкой независимо от уровня затрат на производство и реализацию товара и получаемой таким субъектом прибыли. Установление цены товара доминирующим хозяйствующим субъектом за пределами цены, сформированной в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, требует оценки ее с использованием также затратного метода. При применении метода сопоставимых рынков необходимо рассматривать такой рынок, который будет сопоставим по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

Комиссией Марийского УФАС России рынок, сопоставимый по составу покупателей или продавцов услуги, условиям обращения услуги, условиям доступа на товарный рынок, на территории Российской Федерации не выявлен,  поскольку рынки являются различными по составу продавцов и покупателей, условиям обращения товара, экономическим и иным факторам. Таким образом доказывание установления монопольно высокой цены при отсутствии сопоставимого товарного рынка осуществляется с использованием затратного метода.

Комиссией проанализирован стоимость отгрузки авиатоплива в адрес АО АК «РусЛайн» за период 2019-2021 гг. и установлена следующая цена реализации за указанный период: в течение 2019 года цена реализации авиатоплива составляла ХХХ рублей за тонну, в 2020 году стоимость реализации авиатоплива «в крыло» составляла от ХХХ рублей за тонну до ХХХ рублей за тонну, в 2021 году стоимость реализации авиатоплива составила от ХХХ рулей за тонну до ХХХ рублей за тонну различным хозяйствующим субъектам. При этом средневзвешенная цена реализации авиатоплива в аэропорту г.Йошкар-Олы за 2020 год составила: в январе 2020 года ХХХ рублей за тонну, в феврале 2020 года ХХХ рублей за тонну, в марте 2020 года ХХХ рублей за тонну, в апреле ХХХ рублей за тонну, в мае ХХХ рублей за тонну, в июне ХХХ рублей за тонну, в августе ХХХ рублей за тонну, в сентябре 2020 года ХХХ рубля за тонну (без учета отгрузок в адрес ООО «АК «Руслайн»), в октябре 2020 года ХХХ рублей за тонну (без учета отгрузок в адрес АО «АК «Руслайн»), в ноябре 2020 года ХХХ рублей за тонну, в декабре 2020 года ХХХ рублей за тонну.

При этом Комиссией установлено, что что общество реализовывало авиатопливо по различной цене в адрес хозяйствующих субъектов на территории аэропорта г.Йошкар-Олы в одни и те же даты: например, реализация 19.12.2020 ООО «АК «Руслайн» по цене ХХХ рублей за тонну, АО «2-йАрхангельский объединенный авиаотряд» по цене ХХХ рублей за тонну; реализация 17.02.2021 в адрес АО «АК «Руслайн» по цене ХХХ рублей за тонну, в адрес ООО «АртАвиа» ХХХ рублей за тонну.

Также установлено, что на протяжении одних и тех же периодов времени, ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» осуществляло реализацию авиатоплива в адрес иных хозяйствующих субъектов по цене, значительно превышающей стоимость реализации авиатоплива в адрес АО АК «РусЛайн».

При рассмотрении дела установлено, что поставщиками авиационного топлива в адрес ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» в течение 2020 года в места хранения в г. Нижний Новгород являлись: (ХХХ).

При этом средневзвешенная стоимость приобретения топлива с учетом доставки железнодорожным транспортом составила ХХХ. В целом средневзвешенная цена приобретения авиатоплива за указанный период составила ХХХ рублей за тонну

Согласно имеющимся сведениям, ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» осуществляет доставку авиатоплива в аэропорт г. Йошкар-Олы автомобильным транспортом, перевозку осуществляет ООО «Авангард-Транс». Стоимость доставки автомобильным транспортом до аэропорта г.Йошкар-Олы в 2020 году составляла ХХХ рублей за тонну.

Кроме того, ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» для осуществлении поставки авиатоплива «в крыло» приобретает услуги хранения и заправки авиатоплива у ГБУ РМЭ «Аэропорт г.Йошкар-Олы» на основании договора от 05.09.2019 №64/2019-АП. С учетом объемов хранения и объемов реализации авиационного топлива в аэропорту г.Йошкар-Олы, расходы на услугу хранения авиатоплива в аэропорту г.Йошкар-Ола составляют до ХХХ рублей за тонну.

Комиссия приходит к выводу о том, что наценка ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» при реализации авиатоплива за 2020 год с учетом расходов на приобретение авиатоплива, хранение, доставку и заправку воздушного судна составляет от 25% до 35% от стоимости авиатоплива.

Согласно пояснениям ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз», отраженных в письменных пояснениях от 12.02.2021 №32, средняя стоимость товара рассчитывается ежедневно по следующей формуле: (ХХХ).

ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» указало, что применение указанной формулы расчета соответствует действующим нормативно-правовым актам в области бухгалтерского учета. Так, в соответствии с положениями пп.5.1 и 5.2 Федерального стандарта бухгалтерского учета 5/2019 «Запасы», утвержденного приказом Минфина России №180н от 15.11.2019 (далее- Стандарт №180н), товары учитываются организацией по фактической себестоимости, в которую включаются все затраты, связанные с их приобретением, в том числе затраты на заготовку и доставку до центральных складов и баз, транспортно-заготовительные расходы, понесенные в связи с приобретением товаров с разными наименованиями, распределяются пропорционально стоимости приобретения этих товаров, при отпуске товаров их оценка производится организацией по средней себестоимости. Также общество указывает, что учет себестоимости авиатоплива, который ведется организаций, соответствует пункту 26 Учетной политики ООО «ТЗК Аэрофьюэлз», товары, приобретаемые для продажи, отражаются на счетах по стоимости приобретения с учетом доставки (и иных расходов, связанных с транспортировкой) и списываются по средней себестоимости исходя из скользящей оценки по местам хранения.

ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» в ходе рассмотрения дела указало, что включает в цену реализации авиатоплива все расходы, которые несет организация (протокол заседания Комиссии от 02.03.2021), и относит данные расходы на стоимость реализации авиатоплива в аэропорту г.Йошкар-Олы пропорционально количеству реализованного топлива.

Из представленной ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» письмом от 14.10.2020 №216 расшифровки себестоимости авиатоплива в г. Йошкар-Оле следует, что в себестоимость авиатоплива ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» включает следующие расходы: себестоимость топлива с доставкой, расходы по заправке, расходы по хранению, проценты по кредитам, заработная плата (расходы на оплату труда, страховые взносы), налоги и сборы, хозяйственные расходы (услуги по содержанию и эксплуатации, услуги связи), амортизация, командировочные расходы, прочие расходы (аудит и консалтинг), добровольное медстрахование, обслуживание автомобиля, консультационные услуги, пользование правами, арбитраж, реклама, страхование автомобилей, прочие услуги сверхнормативные, услуги банков, услуги хранения и переработки ГСМ, расходы, связанные с продажей (покупкой валюты), расходы, связанные с реализацией основных средств, прочие внереализационные расходы, прочие расходы.

В соответствии с расшифровкой себестоимости затрат, представленной письмами ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» от 14.10.2020 №216, от 27.05.2020 № 415 при включении всех видов затрат в себестоимость реализуемого топлива рентабельность деятельности общества за 2019- 2020 гг. составила: ХХХ.

Согласно пункту 26 Положения об учетной политике ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» на 2020 год, утвержденной приказом №1/н от 31.12.2019 (далее – Учетная политика), товары, приобретаемые для продажи, отражаются на счетах по стоимости приобретения с учетом доставки (и иных расходов, связанных с транспортировкой) и списываются по средней себестоимости исходя из скользящей оценки по местам хранения. При транспортировке товаров в арендованных цистернах, стоимость товара порожних цистерн до станции приписки, включается в покупную цену товара. Кроме того, согласно пункту 28 Учетной политики, учет затрат на реализацию в течение отчетного периода осуществляется способом деления затрат на прямые и косвенные. Прямыми расходами являются: затраты на приобретение товаров, материалов, услуг, необходимых для уставной деятельности. Косвенными расходами являются расходы, осуществленные в отчетном периоде и перечисленные в приложении №1 к Учетной политике. К косвенным расходам относятся налоги, такие как налог на имущество,  водный налог, транспортный налог, земельный налог. К косвенным расходам относится возмещение затрат, связанных с сверхнормативным простоем вагонов и использованием ж/д путей при неритмичных отгрузках товара поставщиками. Косвенные расходы распределяются между субъектами калькулирования пропорционально объемам соответствующего дохода в суммарном объеме всей выручки. Командировочные расходы учитываются в соответствии со статьей 168 ТК РФ, на основании приказа по предприятию, приложения к учетной политике, определяющего порядок и размеры возмещаемых расходов и подтверждающих документов.

В соответствии с пунктом 11 Стандарта №180н  в фактическую себестоимость запасов, в частности, включаются: уплаченные и (или) подлежащие уплате организацией поставщику (продавцу, подрядчику) при приобретении (создании) запасов суммы, определяемые с учетом пунктов 12, 13 настоящего Стандарта; затраты на заготовку и доставку запасов до места их потребления (продажи, использования); затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по доработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик запасов; величина возникшего в связи с приобретением (созданием) запасов оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды; связанные с приобретением (созданием) запасов проценты, которые подлежат включению в стоимость инвестиционного актива; иные затраты, связанные с приобретением (созданием) запасов. При осуществлении розничной торговли приобретенные товары допускается оценивать по продажной стоимости с отдельным учетом наценок. Величина наценок подлежит регулярному пересмотру в соответствии с текущими условиями закупки и продажи товаров.

Кроме того, в соответствии с пунктом 18 Стандарта №180н в себестоимость приобретаемых (создаваемых) запасов не включаются: затраты, возникшие в связи со стихийными бедствиями, пожарами, авариями и другими чрезвычайными ситуациями; управленческие расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением (созданием) запасов; расходы на хранение запасов, за исключением случаев, когда хранение является частью технологии подготовки запасов к потреблению (продаже, использованию) или обусловлено условиями приобретения (создания) запасов; иные затраты, осуществление которых не является необходимым для приобретения (создания) запасов. При осуществлении розничной торговли приобретенные товары допускается оценивать по продажной стоимости с отдельным учетом наценок. Величина наценок подлежит регулярному пересмотру в соответствии с текущими условиями закупки и продажи товаров. (пункт 20 Стандарта №180н). Кроме того, при осуществлении торговой деятельности допускается включать в состав расходов на продажу затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу. (пункт 21 Стандарта №180н).

Комиссией установлено, что включение в себестоимость топлива некоторых видов расходов противоречит пункту 26 Учетной политики ООО «ТЗК Аэрофьюэлз», пунктам 11, 18, 20, 21 Стандарта №180н. По мнению Комиссии, к таким затратам относятся: добровольное медстрахование, обучение, пользование правами, арбитраж, реклама, расходы, связанные с продажей (покупкой валюты), расходы, связанные с реализацией основных средств, прочие внереализационные расхода, прочие расходы. Кроме того, обществом в ходе рассмотрения дела не подтверждена возможность отнесения всех видов иных расходов и их объем на стоимость авиатоплива, реализуемого в Аэропорте г.Йошкар-Олы.

ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» в ходе рассмотрения дела не доказана возможность и необходимость отнесения указанных видов затрат на стоимость реализации авиатоплива в г. Йошкар-Олы. Обществом не обосновано включение в стоимость реализации авиатоплива расходов согласно калькуляции и не обоснован размер отнесения каждого из видов расходов к стоимости авиатоплива, реализуемого в г. Йошкар-Оле.

Также обществом не раскрыта методика формирования цены на авиатопливо применительно к реализации авиатоплива в Аэропорту г.Йошкар-Олы.

Из сведений, представленных ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» от 15.01.2021 №05, от 24.11.2020 3238 и расчета рентабельности при включении в состав себестоимости только затрат на приобретение, доставку, приему, хранению, контролю качества, рентабельность деятельности по реализации авиатоплива на территории аэропорта г.Йошкар-Олы составляла ХХХ.

Комиссией установлено, что стоимость отгрузки авиатоплива в аэропорту г.Йошкар-Олы даже с учетом несения транспортных расходов по доставке авиатоплива до места хранения является одной из самых высоких по сравнению с иными отгрузками с мест хранения в г.Нижний Новгород (учитывая средневзвешенную цену реализации в аэропорту г.Нижний Новгород).

При этом, Комиссией установлено, что ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» осуществляло отгрузку ООО «АК «Руслайн» в одни и те же дни в аэропорту Нижнего Новгорода по цене, существенно ниже, чем стоимость реализации в аэропорту г. Йошкар-Олы (например, ХХХ).

Кроме того, в ходе рассмотрения дела Комиссией проанализирована деятельность иных поставщиков авиатоплива на территории иных аэропортов Российской Федерации и установлено, что при схожих условиях отгрузки и поставки авиатоплива стоимость реализации установлена ниже цены реализации в аэропорту г.Йошкар-Олы.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемые действия ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» по установлению цены реализации авиатоплива на территории аэропорта г.Йошкар-Олы являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку цена реализации является монопольно высокой.

На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела № 012/01/10-634/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении монопольно высокой цены реализации авиатоплива на территории аэропорта г.Йошкар-Олы.

 

Председатель Комиссии                                                                                    

 

Члены Комиссии                                                                                       

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны