Решение №ОЕ/5940/23 РЕШЕНИЕ по делу №012/05/28-851/2023 о нарушении законодатель... от 15 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №012/05/28-851/2023

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

«15» ноября 2023 года г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена: «10» ноября 2023 года

Полный текст решения изготовлен: «15» ноября 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя- начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,

член Комиссии – главный государственный инспектор отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,

член Комиссии –специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>, рассмотрев дело №012/05/28-851/2023, возбужденное по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в отношении АО «Альфа Банк» по факту распространения в эфире радиостанций рекламы АО «Альфа Банк» «Только в Альфа Банке. Самая высокая ставка в России по накопительному Альфа-счету. Откройте в апреле и получайте 9,5 процентов с первого месяца. АО Альфа Банк», в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в отсутствии на заседании Комиссии представитель АО «Альфа Банк», а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела,

УСТАНОВИЛА:

Сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в апреле 2023 года установлен факт размещения рекламы АО «Альфа Банк» «Только в Альфа Банке. Самая высокая ставка в России по накопительному Альфа-счету. Откройте в апреле и получайте 9,5 процентов с первого месяца. АО Альфа Банк», распространяемой в эфире «Русское радио».

Письмом от 21.09.2023 №КТ/76688/23 ФАС России наделило Марийское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по факту распространения рекламы «Только в Альфа Банке. Самая высокая ставка в России по накопительному Альфа-счету. Откройте в апреле и получайте 9,5 процентов с первого месяца. АО Альфа Банк».

Марийским УФАС России в отношении АО Альфа Банк» возбуждено дело №012/05/28-851/2023 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28  Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения рассматриваемой рекламы.

АО Альфа Банк» в ходе рассмотрения дела указало, что рекламное сообщение имеет ограничение по длительности, в связи с чем невозможно озвучить все условия предоставления услуги. Условия предоставления услуги также могут варьироваться в зависимости от клиента. В связи с указанным, в рекламе размещалась наиболее существенная и фактически подтвержденная информация о продукте. Ставка 9,5% складывается из базовой процентной ставки (4%) и приветственной надбавки (5,5%), начисляемая к итоговой процентной ставке на минимальный остаток по счету «Альфа-счет».

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Поскольку в рекламе указано на получения денежных средств в случае вложения денежных средств (альфа-счет), данная услуга является финансовой услугой.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Распоряжением от 30.03.2023 №725 АО «Альфа Банк» установлены и введены в действие с 01.04.2023 размеры надбавок и максимальные суммы минимальных остатков денежных средств, размещенных на счете «Альфа-счет» для применения приветственной надбавки, начисляемой к итоговой процентной ставке на минимальный остаток по счету «альфа-счет» в рублях согласно п.3.10.2 Приложения №3 к договору о комплексном банковском обслуживании, согласно Приложению №1 к данному распоряжению.

Согласно информации об условиях Альфа-счета АО «Альфа Банк», Банком предоставляется процентная ставка 9,5% годовых (базовая ставка+приветственная надбавка) с 1-го по 2-й месяц открытого или пополненного Альфа-счета, при этом условия действуют для клиентов, у которых не было альфа-счета в рублях, либо не было Альфа-счета в рублях с остатками за последние 90 дней. При этом базовая ставка без покупок по картам составит 4% (для категорий «все клиенты», «АльфаПремиум»), 4,5% (для категории «А-клуб»). Приветственная надбавка действует на сумму минимального остатка по Альфа –счету в рублях: до 30 млн. рублей для клиентов «А-Клуб», до 10 млн. рублей для клиентов «Альфа-Премиум» и «Максимум +», до 1,5 млн. рублей для всех остальных клиентов.

При этом с третьего месяца и далее ставка составит 7,5-8% годовых (базовая ставка + надбавка за покупки) в зависимости от категорий клиентов и суммы покупок по дебетовым и кредитным картам: для категории «все клиенты» при покупках от 10000,00 рублей 7,5%, для категории «Альфа-Премиум» от 10000,00 рублей 7,5%, от 100000,00 рублей 8%, для категории «А-клуб» от 100000,00 рублей 8%). В случае отсутствия покупок применяется базовая ставка, которая составляет 4% (для категорий «все клиенты», «Альфа-Премиум»), 4,5% (для категории «Аклуб»). Надбавка за покупки действует на сумму минимального остатка по Альфа – счету в рублях: до 30 млн рублей для клиентов «А-Клуб», до 10 млн. рублей для клиентов «Альфа-Премиум» и «Максимум +», до 1,5 млн. рублей для всех остальных клиентов.

В рассматриваемой рекламе приведена информация о предоставлении процентной ставки по накопительному альфа-счету 9,5%, однако иная информация об условиях предоставления услуги альфа – счета с указанной процентной ставкой (срок, максимальная сумма, на которую начисляется процент, процентная ставка с третьего месяца), в рекламе отсутствует.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в рекламе отсутствуют все существенные условия оказания услуги и влияющие на сумму доходов и расходов лица, использующего услугу.

Также недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Пунктом 29 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами. Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующие действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.

В рассматриваемой рекламе приводятся сведения о превосходстве (преимуществе) объекта рекламирования «Самая высокая ставка в России»  над такими же услугами (товарами) иных хозяйствующих субъектов.

Согласно представленным АО «Альфа Банк» сведениям, Аналитическим центром ООО ИА «Банки.ру» для АО «Альфа Банк» подготовлен аналитический отчет – анализ продукта «Накопительный Альфа-счет» от 05.04.2023. В соответствии с исследованием, оценивались параметры накопительных счетов 15 крупнейших банков (по критериям: процентная ставка, максимальная сумма остатка, на который начисляются проценты).

В рекламе не приводится указание на критерии сравнения, по которым ставка по Альфа- счету является самой высокой в России, отсутствуют ссылки на проведенное исследование.

Кроме того, в соответствии с данными исследования ООО ИА «Банки.ру», ставка 9,5% предоставляется также Газпромбанк (продукт «накопительный счет»).

Таким образом, информация в рекламе «Самая высокая ставка в России по накопительному Альфа-счету» является недостоверной, может вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор товаров того или иного производителя или продавца товара.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Реклама распространялась на радиостанциях Российской Федерации по заказу АО «Альфа Банк».

Так, в соответствии с дополнительным соглашением от 01.04.2023 к договору №21/12/18-AMS от 21.12.2018, заключенному между ООО «АПР Медиа СервисезОМД» и АО «Альфа Банк», утверждены условия рекламной кампании «АльфаСчет». Реклама распространялась на радиостанциях: Русское радио, Хит FM, радио Energy, Наше Радио, DFM,Comedy Radio, Авторадио, Европа Плюс, Love Radio, Радио России. Период распространения рекламы 01.04.2023-28.04.2023.

Также в соответствии с условиями приложения №748/р от 01.04.2023 к договору №МК 22/09/11 от 23.09.2011, заключенному между ООО «АПР Медиа Сервисез-ОМД» и ООО «Медиа Клуб» утверждены условия размещения рекламноинформационных материалов продукта «альфа-счет»  на радио.

Кроме того, распространение рекламы на радиостанциях осуществлялось на основании договора от 15.12.2016 №16-СРВ-3017, заключенного между ООО «МедиаКлуб» и ООО  «РМГ Сервис» (приложением от 24.03.2023 к указанному договору сторонами согласован период распространения рекламы и территория вещания).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания АО «Альфа Банк» о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-51 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу АО «Альфа Банк», распространяемую в эфире радиостанций на территории Российской Федерации: «Только в Альфа Банке. Самая высокая ставка в России по накопительному Альфа-счету. Откройте в апреле и получайте 9,5 процентов с первого месяца. АО Альфа Банк» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать АО «Альфа Банк» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к  административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                            

Члены Комиссии                                                                                         

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны